Ручной праксис в коррекции речевых нарушений у дошкольников
консультация (подготовительная группа) на тему

Бредихина Оксана Петровна

Ручеой праксис в коррекции речевых нарушений у дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

РУЧНОЙ ПРАКСИС В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ.

                   “Истоки способностей и даровании находятся на кончиках пальцев."

Сухомлинский.

         Исследованиями института физиологии детей установлено, что уровень развития речи зависит от степени с формированы ости тонких движений пальцев рук Если движения развиты и соответствуют возрастной норме, то и речь будет в норме. Практика работы с детьми в логопедической группе показала, что тренировка движения пальцев рук стимулирует речевое развитие. У детей с речевой патологией, особенно с дизартрической симптоматикой страдает мелкая моторика. Эти дети, как правило, неопрятны, т.к. для них затруднительны такие -действия, как шнуровка, застегивание пуговиц и другое. Для них характерны трудности в приёме пищи: плохо удерживают ложку, медленно жуют и т.д. Их рисунки небрежны, сила нажима неравномерна, иногда даже рвут бумагу. Поэтому мы уделяем большое внимание занятиям, стимулирующим развитие тонкой моторики руки, координации движений. Это всевозможные игры с пальчиками типа: “Сорока-Ворона”, “Идёт коза рогатая”, “Зайка серенький сидит и ушами шевелит”, “Маленькие ножки шагают по дорожке”. Все движения дети сопровождают словами," что стимулирует не только развитие ручного праксиса, но и речевое развитие.

Используем упражнения с бумагой: складывание и разворачивание, скручивание, скатывание, перелистывание, разрывание.

Практикуем различные задания по оригами: изготовление игрушек из бумаги - кошельков, цветков, птиц пароходов, лодочек, пилоток и других предметов.

Многолетняя практика показала, что полезны следующие упражнения:

1.Перебирая пальцами, дети производят вращение карандаша, бабины с нитками, гладкого бруска сначала всеми пальцами, а потом тремя, двумя.

2.Отвинчивание и завинчивание пробок разной величины и конфигурации.

3.Рисование и штриховка карандашами (фломастеры- не рекомендуются, так как для выполнения задания их нужно держать неправильно, может быстро закрепиться).

4.Для развития зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторных координации хороши задания типа “дорисуй недостающие детали" (вначале к рисункам, затем к буквам).

    Чтобы сделать работу по развитию мелкой моторики пальцев регулярной и результативной, используем в этих целях элементы пальчиковой гимнастики. В ходе физкультминуток на занятиях, в повседневной жизни мы предлагаем детям как бы «конструировать» из пальцев различные предметы и объекты. Они изображают зайцев, собак, кошек, деревья, людей, с которыми предлагается произвести какие-то действия. Такая необычная игровая деятельность вызывает у детей интерес, стимулирует запоминание. Придуманные сценки - упражнения дети уже по собственной инициативе стали воспроизводить в самостоятельных играх.

       Ощутимую помощь в коррекционной работе оказывают элементы самомассажа биологически активных точек (Б АТ), которые находятся на кончиках пальцев. Для этого необходимо положить кончик каждого пальца под ногтем одной руки между указательным и большим другой руки так, чтобы подушечка лежала на указательном пальце и вращательными движениями массировать Б АТ по часовой стрелке (10 раз), то же самое повторять в обратную сторону. Таким образом массируются все пальцы правой и левой руки. Наиболее часто массируются пальцы ведущей руки (3 раза в день).

Примерные упражнения, используемые нами в коррекционной работе:

1.Свободное похлопывание кистями по столу поочерёдно и одновременно.

2.Свободное постукивание пальцами по столу обеими руками и поочерёдно.

3.Имитация игры на пианино.

4.Разведение пальцев врозь и сведение вместе (ладони на столе).

5.“Футбол” - забивание шариков, карандашей одним, двумя и т.д. пальцами.

6.Сжимание пальцев в кулак и разжимание (до 20 раз): а) ладонями вверх, б) ладонями вниз, в) обеих рук одновременно, г) правой и левой руки по очереди. Выполняется с силой в сжатом положении, фиксируется 2-3 секунды.

7.Вращение кистями рук (по 10 раз): а) в правую, затем в левую сторону, б) вовнутрь обеими кистями, в) наружу. Можно выполнять упражнения из положения “руки в стороны".

8.Выгибание кистей рук (по 10-15 раз): а) одновременно, б) правой, левой по очереди раздельно.

9.Чередование прогибания и выгибания.

 

10.“Пальчики здороваются" (10 - 15 раз). Соприкосновение подушечек пальцев: а) пальцы правой руки - с большим пальцем, б)пальцы левой руки - с большим пальцем, в) по очереди, потом попеременно, г) пальцы правой с соответствующими пальцами левой.

      По представлениям мудрых врачевателей Древнего Востока, кисть (как и стопа) - место концентрации жизненной энергии. Значит, определённым образом воздействуя на ладонь, эту энергию можно стимулировать, перераспределять в организме, очищать его и таким образом поддержать или возвратить здоровье.

      Сначала познакомившись, а теперь и используя те “мудры” (упражнения для пальцев рук), которые делали йоги в Древней Индии и которые собраны в работе О. Анисимова - кандидата медицинских наук, рефлексотерапевта. “Здоровье - через пальцы рук”, мы убедились, что их можно рекомендовать не только пожилым и ослабленным людям, но и детям, которые нуждаются в различных видах реабилитации.

Достаточно назвать диапазон воздействия на организм различных “мудр” и станет ясна их полезность и нужность в коррекционной работе:

•мудра “жизни” полезна при быстрой утомляемости, лечит болезни глаз, повышает жизненные силы;

•мудра ‘'энергии” очищает организм от токсинов, повышает энергетический потенциал;

•“черепаха” помогает при астении, переутомлении, сохраняет энергию;

•“раковина ” показана при всех заболеваниях горла, гортани;

•мудра “неба" бывает спасительной при снижении слуха, заболеваниях ушей;

•мудра “знания” снимает- эмоциональное напряжение, тревогу и беспокойство, меланхолию и депрессию, улучшает мышление и память;

•мудра “земли” сдерживает психическую слабость, улучшает объективную оценку собственной личности, повышает уверенность в себе, снимает стресс;

•“окно мудрости” активизирует умственную деятельность, мышление;

•“храм дракона” способствует концентрации энергии и мыслей, объединению с космосом, что делает человека добрее и спокойнее.

Уже этот, далеко не полный перечень “мудр", помогающий жителям Древней Индии долгие годы сохранять не только физическое, но и духовное здоровье, говорит о том, что и нам стоит испробовать на себе их целебное действие: ведь для их выполнения не требуется ничего, кроме доброго, спокойного расположения духа и настроя на конечный результат, что мы и делали в своей практике.

Следует (как мы и сделали) познакомить с полным набором “мудр” взрослое население д/сада, родителей, помня об обратной связи: упражнения помогают духовному становлению, а не это ли главное в нашей настоящей жизни!

Чтобы систематизировать работу по ручному праксису, мы не только использовали опыт ведущих педагогов-новаторов, рекомендации науки, но и разработали свою программу по коррекции и развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи. Она имеет три блока.

Первый блок включает выработку обобщенного зрительного образа предмет.

а/ обводка плоских фигур, изображающих различные предметы; б/ рисование по опорным точкам;

в/ дорисовывание второй половины рисунка, что особенно эффективно с точки зрения кинесиологии мозга; г/ рисование по образцу, не отрывая карандаша от бумаги.

Второй блок включает выработку обобщенного тактильного образа предмета:

а/ выкладывание мелкими предметами (фасоль, горох, рис и т.п.) или спичками, палочками различных узоров по пластилину, нанесённому на фанеру, или по бумаге, покрытой клеем; б/ мозаика из пластилина, выкладывание заданного рисунка шариками или колбасками на фанеру или картон; в/ обклеивание пластилином стеклянной бутылки и придание ей формы вазы для цветов, чайника, самовара и т.п.; г/ лепка геометрических фигур, цифр, букв, игрушек ч предметов.

Третий блок включает выработку обобщенного двигательного образа предмета:

а/показ конкретных предметов жестом, например: ключ, очки, телефон и т.д.;

б/ имитация жестом различных действий: пить, есть, шить, забивать гвозди молотком и так далее;

в/ пантомимы, с помощью которых показывается ряд предметов, действий;

г/ отдельные виды восстановительно-коррекционной работы направлены на преодоление рецепторной апраксии (пимануальная координация). Сюда вошли следующие виды работ:

•плетение косичек, вышивание шнурком, завязывание бантов, галстука, распашонок, фартука и так далее;

•зашнуровывание ботинок, сапожек, рубашки;

•вязание на спицах, вышивание шнурком по контуру предмета. Четвёртый блок включает развитие мускульной памяти, что явилось фундаментом подготовительной работы к овладению детьми письменной речи.

Важно, чтобы семья стала вашим помощником в коррекционной работе, а для этого нужно убедить их в необходимости этой работы и научить. Так, мы рекомендуем родителям использовать в играх мозаику, упражнять в выкладывании орнамента из палочек, игры с пирамидками, матрёшками, нанизывания бус.

Для ребят, которые с трудом сгибают и противопоставляют большой, указательный и средний палец, мы предлагаем следующие упражнения:

•переложить из одной коробочки в другую счётные палочки, спички, фасоль и другие предметы, при этом рука не должна сдвигаться (лежит близко к коробочке, задействованы только большой, указательный и средний пальцы);

•легко нажимать пальцами кнопку пульверизатора, посылая струю воздуха на ватку, листок бумаги, шарик, передвигая их таким образом по поверхности стола;

•вращать карандаш (лучше с ребристой поверхностью) между большим и указательным, большим и средним пальцами рук.

      Для закрепления двигательных навыков необходимо выделить ребёнку специальный уголок, в котором целесообразно иметь следующее: следовую дорожку, качалки, гимнастическую стенку или лесенку, спортивный инвентарь (мячи разных размеров, скакалки, обручи, а также наборы игрового и дидактического материала с предметами разной формы, величины, веса и объёма для развития предметных действий. Дети играют в мяч, прыгают, маршируют, выполняют разнообразные упражнения для развития пальцев рук.

      Для подготовки руки ребёнка к письму мы проводим много игровых упражнений на штриховку фигур. Это необходимо для того, чтобы дети научились проводить плавные горизонтальные, вертикальные и волнистые линии. Они любят альбомы для раскрашивания, и это тоже используется нами в работе. Раскрашивание способствует укреплению кисти руки, формированию навыков, необходимых для письма.

     В процессе изобразительной деятельности у детей развиваются графические умения, прямо связанные с письмом: они фиксируют движение, при котором одновременно учатся расслаблять руку от плечевого сустава к кисти, мышцы ладони и пальцев. В таких упражнениях мягким карандашом дети изображают действия (качание, размахивание), определённые явления (труба дымит, море волнуется) или имитируют написание букв.

Помогают и упражнения - игры типа: “выложи буквы из палочек", “Вылепи из пластилина заданную букву", “Ощупывание объёмных букв”. “Обведи по контуру”, “Выложи буквы своего имени” из шнурка (верёвочки, бус).

       Для того, чтобы легче овладеть определёнными навыками письма, практикуем упражнения на фольге (“американские горки"): выдавливаем авторучкой некоторые упражнения, а дети повторяют движение карандашом по этим бороздкам.

Или предлагаем детям выполнить игровое задание, используя буквы. Например, нарисовать заборчик (п, т), посадить травку (и, ш, ц..) изобразить морские волны (г, л, ее). На первых этапах работы мы иногда писали простым карандашом, а ребёнок обводил написанное ручкой. Это придавало детям чувство уверенности в своих силах (успех был заложен в задание изначально). Опыт работы показывает, что не надо бояться помогать детям, чтобы они обрели уверенность в себе, поверили в свои силы.

Чтобы работа по ручному праксису была результативной, мы постарались создать в группе благоприятную развивающую среду, которая включает в себя такие компоненты, как

•“Мастерская Самоделкина”, где сосредоточены конструкторы, мозаика, бросовый материал, различные инструменты;

•уголок изобразительной деятельности, который содержит всё необходимое для подготовки руки к письму (доски для рисования, различные лекала, трафаретки, палочки разных размеров для конструирования букв);

•театрализованная студия, в которой есть и набор аксессуаров, развивающих ручной праксис, просодическую сторону речи (темп, тембр, силу голоса, интонацию и др.).

        В процессе работы по развитию орального и ручного праксиса нами выработан набор интересных тестов по обследованию ручной и артикуляционной моторики, серия занятий, коррекционных игр, комплексы артикуляционной и пальчиковой гимнастики, упражнения по релаксации, массаж. Особый интерес представляет речевой материал, который используется в логопедических группах не только с целью коррекции звукопроизношения, но и развития координации движений.

       Всё это в комплексе помогает наиболее эффективно, результативно, качественно и в более короткий срок решать поставленные задачи по развитию мелкой моторики, подготовке артикуляционного аппарата к правильной речи, а руки - к письму.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

некоторые формы работы по коррекции речевых нарушений с дошкольниками

Процесс формирования речи,общеизвестно, начинается с раннего детства, интенсивно продолжается в дошкольном, а потом и в школьном возрасте. Речь в своём значении является, прежде всего, средством общен...

ЛОГОСКАЗКИ - КАК ВИД КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Материал представляет собой описание опыта работы по профилактике речевых нарушений у детей через игровую деятельность....

ЛОГОСКАЗКИ - КАК ВИД КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Материал представляет собой описание опыта работы по профилактике речевых нарушений у детей через игровую деятельность....

Специфика работы учителя-логопеда при коррекции речевых нарушений у дошкольников с нарушениями зрения в специальном детском саду.

Нарушение речи напрямую не зависит от остроты зрения, но наличие зрительного дефекта ставит ребёнка со зрительной патологией относительно формирования речи в ранний период развития в неравные условия ...

Особенности коррекции речевых нарушений у дошкольников при минимальных дизартрических нарушениях

Особенности коррекции речевых нарушений у дошкольников при минимальных дизартрических нарушениях...

Использование здоровьесберегающих технологии в системе коррекции речевых нарушений у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.

Использование здоровьесберегающих технологии в системе коррекции речевых нарушений у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи....