Статья
статья (средняя группа) на тему

Свиридова Галина Анатольевна
Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.57 КБ

Предварительный просмотр:

Детский сад. Шаг первый.

 

Психологический кризис 3хлет.

Подошло время идти в детский сад.

Первый выход в детский сад (не в ясли!) совпадает с первым психологическим кризисом.

Это непростой момент в жизни родителей и ребёнка. Родители вдруг начинают понимать, что их милейший малыш может быть упрямым и капризным, требовательным, и даже немножко истеричным. Этот факт начинает их сильно пугать или расстраивать.

Не стоит давать волю негативным эмоциям. Просто нужно знать заранее подготовится к этому моменту в вашей совместной жизни. Если мы переведём словосочетание «детский психологический кризис» на простой житейский язык - получим - первые попытки самоутверждения ребёнка. «Проба пера» его самости. Ребёнок заявляет свои права на ваш общий мир и пытается там занять главенствующие позиции. Об этом кризисе можно прочитать в литературе. В частности в возрастной психологии. Не стоит его бояться. Нужно выработать определенный стиль поведения:

определенная степень строгости (не сердитости!), владение уверенной интонацией в речи (не раздражения!) и терпеливое отстаивание свои позиций. Прежде чем настаивать на своём - объясните малышу в чём именно состоит ваша правота. Объяснение обязательно, т.к. вы с ребёнком начинаете ваши первые шаги друг к другу в большом пространстве межличностного общения. Вы должны встретиться и не пройти мимо друг друга. При этом ваша задача заложить ростки дружеских отношений, с вашей ведущей ролью Старшего Друга.

 

Действительно ли ваш ребёнок должен идти в детский сад?

Перед тем, как записаться в детский сад было бы неплохо определить индивидуальные особенности личности вашего ребёнка.

Вы можете удивиться «Откуда в таком возрасте могут быть индивидуальные особенности? Ребёнок ведь ещё совсем маленький?» Да, трёхлетнего ребёнка сложно назвать Личностью, но основные закладки личности в него уже вложены её величеством Генетикой. Он родился уже индивидуумом со своей спецификой. По мере его взросления будут проявляться эти закладки . Вам нужно будет сосредоточиться на том, чтобы развивать положительные качества личности и корректировать проблемные. Я умышленно не употребляю слово «отрицательные», т.к. многие качества личности из «отрицательных» могут стать «положительными» при правильном их направлении. Возьмем, к примеру, упрямство. Если правильно направить это качество, то можно научить ребёнка достигать нужной для его развития цели.

Можно обратиться к психологу, чтобы определить задатки личности вашего ребёнка, можно и самим попытаться понять, что же ваш ребёнок за личность, по какому типу он развивается и стоит или нет отдавать его в детский сад.

 

Домашний ребёнок

Если у вас домашний ребёнок:

- не очень хорошо контактирует с детьми

- держится всё время возле мамы

- проблемы с дневным сном (не спит днём)

- очень чувствительный

- повышена тревожность

- боязлив

это значит, что посещать детский сад ему рано.

Это вовсе не значит, что нужно держать его только дома и лишать контакта с другими детьми.

Но и в детский сад торопиться отдавать ребёнка не рекомендуется. В моей практике встречались взрослые люди, для которых первые проблемы начались в детском саду?

Эти проблемы и комплексы так прочно осели в них, что они пронесли этот тяжелый багаж через всю свою жизнь и с трудом расставались с ними во взрослом состоянии.

Для того , чтобы избежать этих проблем в дальнейшем нужно очень осмотрительно отдавать ребёнка в детский сад.

Итак, у вас вариант домашнего ребёнка. Что же делать? Как построить график его жизни таким образом, чтобы он не оказался за пределами общественной детской жизни и так, чтобы его развитие проходило согласно принятым для возраста нормам.

Первым делом нужно правильным образом составить режим дня.

На первую половину дня вы должны запланировать для него развивающие занятия.

Первая половина дня по восприятию и запоминанию информации для детей наиболее благоприятна. Это доказано медиками давным-давно и совершенно неправильны занятия во второй половине дня, т.к. сосредоточенность детей и их способность усваивать информацию сильно понижается.

Это может быть изучение букв, первые шаги в математике, творческие занятия, просмотр книжек с картинками или всё это понемногу. Всё зависит от индивидуальности вашего ребёнка и его увлечений. Если ваш ребёнок не заинтересован первыми шагами в изучении грамматики, не стоит насильно его заставлять этим заниматься. Можно с малых лет отбить охоту к занятиям грамматикой. В конце концов, 3 года - это только начало пути. Ваша задача на данном этапе найти области интересов вашего ребёнка. Методом подбора вы это обнаружите. Методического и игрового материала, отечественного и зарубежного у нас вполне достаточно для самостоятельных занятий с детьми. Уделяйте больше внимания занятиям мелкой моторикой:

Рисование - не карандашом или фломастером! Ими рисовать ещё сложно. Попробуйте рисовать пальцами или губкой и обязательно красками (не акварельными!! Они сложны маленьким детям). Если у ребёнка аллергия, выбирайте гипоаллергенные краски, они так же имеются в продаже.

Лепка - стоит больше уделять занятиям с глиной. Лепка из глины хорошо развивает пальцы и успокаивает. Лепить можно различные фигурки. Потом их раскрашивать гуашью.

Конструирование – выбираем конструктор с крупными деталями, мелкие могут быть проглочены. Конструирование может быть из кубиков. Дети очень любят строить из кубиков большие башни. Кубики должны быть с гладкими гранями и устойчиво стоять друг на друге, в противном случае малыши расстраиваются и не желают больше продолжать строительство.

 

Во вторую половину дня должна быть включена прогулка и игра с детьми. Можно попробовать водить ребёнка на групповые занятия, но это должны быть занятия именно с группой и в группе. То есть занятия общеукрепляющей физкультурой, танцами, может даже театральные постановки, занятия с животными (пони-клуб, плавание с дельфинами и т.д.), бассейн, творческие занятия.

 

Когда ваш ребёнок достигнет возраста 5 лет его необходимо будет отдать в детский сад, для того, чтобы он научился общаться с коллективом перед школой. Лучше, если он будет посещать детский сад в первой половине дня, до сна. Если ему понравится – можно оставлять и на вторую половину.

 

Общительный и коммуникативный ребёнок

Если ваш ребёнок общителен, спокойно переносит ваше отсутствие, оставаясь надолго без вас, например, с вашими приятелями. Можно смело отдавать его в детский сад.

Не стоит удерживать его дома. Не стоит бояться детского сада. Ваш ребёнок должен развиваться соответственно своим закладкам. Если вы «передержите» такого ребёнка дома, у него может появиться ненужная агрессия и много капризов, т.к. не будет возможности реализации потребностей общения и деятельности.

Единственная проблема, которая вас может ожидать на первых порах – это болезни. Старайтесь закаливать ребёнка и следить за тем, чтобы он принимал витамины в осеннее–весенний период. Покупайте удобную одежду. Чтобы ребёнок смог самостоятельно переодеваться. Смотрите, чтобы в период слякоти и дождей у малыша была непромокаемая одежда. Учите его самостоятельно переодеваться в случае, если его одежда промокла. Учите пользоваться салфетками для носа.

В выходные старайтесь быть с малышом вместе, чтобы не потерять с ним контакта.

Поиграйте с ним, почитайте книгу. Не стоит заполнять выходной просмотром телевизора или мультфильмов. Вы должны общаться с ребёнком. Вы можете сходить вместе в театр или цирк. Выбирайте программу или спектакль соответственно возрасту ребёнка.

Д/с необходимость

Бывают случаи, когда детский сад становится необходимостью. Родители работают, бабушек и дедушек нет или они тоже работают, няни нанять нет возможности, а ребёнок полностью домашний. Что делать? В таком случае нужно будет объяснять ребёнку, что детский сад – это его работа, на которую он должен ходить. Прежде чем пойти в детский сад нужно будет прийти с ребёнком в детский сад вместе. Провести ознакомительную экскурсию по помещениям детского сада, пройти в группу и познакомиться с воспитательницей и детьми. Предварительно стоит поговорить с заведующей и объяснить ей ситуацию. Старайтесь выбирать воспитателя, который по внешнему виду будет нравиться вашему ребёнку.

Ребёнок не должен почувствовать себя брошенным или ненужным, «закинутым как ненужная вещь». Поэтому ему нужно дать возможность привыкнуть к мысли о необходимости посещения детского сада, познакомиться с обстановкой и коллективом и только потом, потихоньку начинать посещать детский сад. При этом я бы рекомендовала подавать в течение месяца успокоительную гомеопатию, для снятия стресса, который возникнет непременно. При выборе гомеопатии учтите, что она может давать аллергическую реакцию, поэтому выбирайте те препараты, которые подходят вашему ребёнку.

В первое время, после возвращения из сада ваш малыш может быть или излишне активным, или излишне капризным, или плаксивым. Всё это небольшая демонстрация протеста малыша, против посещения детского сада. Нужно отнестись с терпением и пониманием. Не надо ругать. Нужно проявить внимание, сочувствие и заботу . Переключите внимание ребёнка на что-нибудь информативно интересное для него. Прочитайте книжку или просто поговорите о чём-нибудь хорошем и приятном для малыша.

 

Проблемная речь

В наше время много детей с речевыми проблемами. Если вашему ребёнку три года, а он ещё не заговорил, то имеет смысл водить его в детский сад, хотя бы на первую половину дня. Это при условии, что вы проконсультировались у специалистов и выяснили причину задержки речи. Возможно, вам могут назначить лекарственную терапию. Наверное, стоит прежде чем начинать курс лечения, тщательно изучить побочные показания препаратов.

Есть лекарственные препараты, выпущенные на основе гомеопатических составляющих или химических синтезированных веществ, которые не наносят вреда организму, а напротив, являются недостающими для нормального развития, имеет смысл пройти курс лечения.

При проблемах речи у ребёнка не надо выпадать в панику. Просто нужно увеличить разговорное общение с ребёнком и всячески стимулировать его к взаимному общению.

Нужно практически исключить телевизор из сферы интересов ребёнка. Больше давать ему слушать детские песни и просить петь. Ни в коем случае не надо смеяться над детьми с проблемами речи при их попытках произносить слова.

Когда вы отправляете ребёнка с проблемной речью с трёх лет в детский сад, у вас есть возможность избежать проблем речи к пяти годам. Детям всегда легче в своём коллективе начинать говорить. Но и перетруждать общением не следует. Не должно быть чрезмерной активности головного мозга у таких детей. Период активности необходимо сменять периодом относительного покоя. Поэтому имеет смысл водить ребёнка с проблемной речью на полдня в детский сад.

 

Нет мест – организуем д /с на дому

Одной из проблем больших городов стало отсутствие мест в детских садах. Очень много желающих и мало детских садов. В таком случае можно организовать маленький детсад у себя на дому. Группу набрать человек 5-6. И проводить с ними время аналогично распорядку дня детского сада. Воспитательной работой заниматься (быть воспитателями) по очереди.

Когда моему сыну исполнилось 2,5 года, у меня было организовано дома что-то типа этой группы. Я вполне справлялась с детьми. У меня были разновозрастные дети и мы, в основном, занимались развивающими занятиями по типу Монтессори и Никитиных.

Очень даже здорово получалось. И вовсе не сложно в воспитательном плане.

Думаю, что завтраки и обеды организовать тоже не будет проблем.

Развивающими занятиями можно заниматься по любым методикам. Их сейчас огромное количество. Когда вы создадите эту маленькую группу и начнёте «возится» с детьми, вы почувствуете как это здорово вести группу детей. Помимо того, что вы сами сможете делать акценты в воспитании на то, что считаете нужным, в группе этих результатов можно достичь быстрее, чем занимаясь с одним ребёнком. Какая отдача от них. Сколько положительных и удивительных результатов можно добиться, занимаясь с детьми.

А самое важное, что это дети пронесут по всей жизни и, повзрослев, будут вам благодарны.

Здоровья !Т ерпения ! Удачи! Творческих педагогических успехов!