«Игротренинг как активная форма работы с родителями»
статья на тему

Зубкова Ирина Васильевна

Много книг и статей написано о применении игровых технологий, как в учебной, так и в воспитательной деятельности. Мне бы хотелось поделиться с вами своим опытом работы в плане использования игровых технологий с целью развития диалогового общения родителей в процессе сотрудничества и сотворчества

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Игротренинг как активная форма работы с родителями»

Зубкова Ирина Васильевна – воспитатель

1 квалификационной категории

МДОУ – д/с № 8 «Ёлочка»

Годы детства – это прежде всего воспитание сердца. Воспитание не сумма мероприятий и приемов, а мудрое общение взрослого с живой душой ребенка.

В. Сухомлинский

Социализация ребенка – сложный многогранный процесс, требующий от окружающих взрослых создание благоприятных условий.

Детский сад – первый социальный институт, с которым сталкивается семья, имеющая детей. И одной из основных задач ДОУ является создание условий для первого положительного опыта социализации ребенка.

Семья может выступать в качестве положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка, состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда воспитания детей, сколько может сделать семья. Понимая важность этой проблемы, мы делаем все для ее решения.

Однако без активного, осознанного участия в этом процессе родителей сложно ожидать положительных результатов. Поэтому существенной стороной нашей работы мы считаем взаимодействие с семьями воспитанников.

Воспитание детей неразрывно связано с педагогическим просвещением родителей. Именно родителями закладываются основы характера ребенка, формируются особенности его взаимоотношений с окружающими людьми.

В современном мире живое общение родителей и детей становится редкостью, если не сказать роскошью. Его заменяют Интернет, телефон, телевизор. Родители погружены в работу, дети – в учебу, на задушевные разговоры времени очень мало. А ведь именно это неформальное общение очень важно и для детей, и для родителей. Еще большую редкость представляет реальная совместная деятельность родителей и детей.

Родительские собрания, индивидуальные встречи, семинары – практикумы – это все необходимые формы работы воспитателя с семьями воспитанников.

Важно, чтобы мероприятия были необычными, мобильными, проходили ярко, динамично. Чтобы подготовка к мероприятиям требовала минимальных материальных и временных затрат. И наконец, чтобы они были интересными для всех, и родители принимали в них активное участие.

И здесь на помощь мне пришла «игра»

Большинство исследователей сходятся во мнении, что в жизни людей игра выполняет такие важнейшие функции, как:

• Развлекательную (основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, пробудить интерес);

• Коммуникативную;

• Терапевтическую: преодоление различных трудностей;

• Диагностическую: самопознание в процессе игры;

• Коррекционную;

• Функцию социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

Только, прибегая к помощи игровых технологий, необходимо помнить, что игра – это не самоцель, а средство повышения коммуникативной культуры и духовного единения участников воспитательного процесса.

Много книг и статей написано о применении игровых технологий, как в учебной, так и в воспитательной деятельности. Мне бы хотелось поделиться с вами своим опытом работы в плане использования игровых технологий с целью развития диалогового общения родителей в процессе сотрудничества и сотворчества.

Игра «Приветствие»

Всегда мы начинаем с приветствия, целью которого является – установить контакт с родителями, формировать положительный настрой.

Родители сидят в кругу, воспитатель здоровается, показывает игрушку, которую родители должны передавать друг другу, говоря комплимент или пожелание своему соседу.

Игра «Ледокол»

Цель: Способствует сплочению группы. Снятию напряжения, установить контакт между участниками.

По команде ведущего участники группируются по различным признакам (цвет глаз, по росту, по возрасту и т. д.)

Игра «Осознание границ»

Цель: подвести к осознанию участниками физических границ своего тела, связанных с устойчивым образом себя. Пониманию уникальности границ каждого человека.

Участники встают в круг, в центре которого находится один человек с закрытыми глазами. По команде ведущего круг очень медленно начинает сжиматься, человек, находящийся в круге, останавливает движение в тот момент, когда начинает испытывать дискомфорт.

Обсуждение:

В ходе обсуждения участники должны придти к выводу, что ребенок так же имеет границы и может реагировать на их нарушение.

Игра «Придумай игру»

Цель: Помочь родителям осознать разрушительное воздействие агрессивных и безобразных (мутантов, роботов и т.д.) на детскую психику.

Инструкция:

Родителям раздаются подобные игрушки, и предлагается придумать игру с ними. После демонстрации игр обсуждается впечатление от такой игры, ведущий стремится подвести обсуждение к следующему выводу:

Выбирая игрушку для ребенка нужно учитывать несколько моментов:

1.Чему научит эта игрушка и что разовьет у ребенка.

2. Ребёнок вживается в образ той игрушки, которая у него в руках, эмоционально переживает это, поэтому игрушку надо выбирать так, что бы эмоции ребенка были позитивными. Игрушка должна соответствовать общепринятым представлениям о красоте. Очень важный момент внешний вид игрушки, ребенок не может любить безобразное и страшное, инстинкт душевного здоровья подсказывает ему избегать таких впечатлений, которые нарушают гармонию детской души. Необходимо, что бы образы игрушек были светлыми.

Игра «Привлекательная игрушка»

Цель: подвести родителей к осознанию того, что любой предмет может стать желанной игрушкой для ребенка при условии эмоционального участия в игре близкого взрослого и наличии у него воображения.

Участники делятся на пары. Один - «ребенок», другой - «родитель». «Родителям» предлагается выбрать любой из предложенных предметов и преподнести его «ребенку» так, чтобы этот предмет стал желанной игрушкой. Затем участники меняются ролями и игра повторяется.

Обсуждение:

Участники приходят к выводу, что для игры ребенку необходимы:

- эмоциональная вовлеченность в игру взрослого; взаимодействие со взрослым;

- возможность свободно действовать с игрушкой;

- отсутствие у взрослого стереотипов действий с игрушкой, его воображение.

В заключение таких семинаров обсуждаются результаты игр и бесед, родителям выдаются дипломы.

Использование разнообразных форм работы дает определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» становятся активными участниками встреч и помощниками учителя, создается атмосфера взаимоуважения.

Опыт работы показал: позиция родителей, как воспитателей, стала более гибкой. Теперь они ощущают себя более компетентными в воспитании детей.

Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье.

В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребенка. И хотя их воспитательные функции различны, положительные результаты достигаются только при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и членов семей воспитанников. Главное в работе – завоевать доверие и авторитет, убедить родителей в важности и необходимости согласованных действий семьи и дошкольного учреждения. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Поэтому особое внимание должно уделяться внедрению новых нетрадиционных форм сотрудничества, направленных на организацию индивидуальной работы с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа.

Список используемой литературы:

  1. Агавелян М. Г., Данилова е.Ю., Чечулина О.Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с.
  2. Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 144 с.
  3. Детский сад и молодая семья: основы успешного взаимодействия / Под рел. Н.В. Микляевой. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128 с.
  4. Попова Л.Н., Гонтаревская М.Н., Киселева М.О. Детско – родительский клуб «Веселая семейка». Практические материалы. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активные формы работы с родителями

Главным инструментом повышения эффективности передачи знаний взрослым людям являются активные методы обучения, которые значительно уменьшают давление традиций и стереотипов, поскольку новые знания не ...

Опыт работы "Оптимизация связей с семьей через использование активных форм работы с родителями"

В опыте описывается актуальность, теоритеческая база и технология методической работы по  работе с семьей....

«Активные формы работы с родителями направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников».

Проблема здоровья дошкольников в настоящее время очень актуальна, как для дошкольного учреждения, так и для родителей. Здоровье и физическое развитие детей в ДОУ требует постоянного пристального внима...

Логопедический игротренинг как активная форма работы с родителями и детьми.

Логопедический игротренинг как активная форма работы с родителями и детьми. В данной работе показана возможность организации работы с родителями в условиях модернизации форм взаимодействия Д...

Пальчиковый игротренинг как активная форма работы с детьми с особыми образовательными потребностями

Исследования в области развития мелкой моторики рук у детей с ОВЗ подтверждают, что тренировка тонких движений пальцев рук стимулирует развитие речи. Таким образом, проводимый в хорошем темпе, с весел...

Выступление на Педагогическом совете №2 «Развитие системы взаимодействия детского сада и семьи посредством активных форм работы с родителями» Тема выступления «Инновационные формы работы с родителями в ДОУ».

laquo;Счастлив тот, кто счастлив дома».Эти слова принадлежат Л. Н. Толстому. Смысл их широкий: великий писатель имел в виду ту счастливость, которую творят в семье, прежде всего взрослые, помог...