Активные формы работы с родителями
статья по теме

Главным инструментом повышения эффективности передачи знаний взрослым людям являются активные методы обучения, которые значительно уменьшают давление традиций и стереотипов, поскольку новые знания не конкурируют со старыми, а активно включаются в иных условиях. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon aktivnye_metody_rab._s_rodit..doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Активные методы работы с родителями

Представление о том, что взрослый человек способен к обучению в меньшей степени, чем подросток, и что для обучения в зрелом возрасте требуется значительно большая затрата энергии, глубоко укоренилось в нашем сознании. Однако это представление неправильное, и, опираясь на разумное использование жизненного и взрослого опыта, можно существенно снизить затраты сил и времени.

Теория и практика организации работы с родителями может строиться на разных концепциях. Не существует какой-то одной теории, а есть множество разных направлений, подходов, точек зрения. Нам известно немало мудрых изречений и наставлений, однако, воплощённые в мудрых мыслях, истины, касающиеся практической жизнедеятельности, не будучи пережиты индивидом, не могут органично включаться  в систему его собственной регуляции. Поиск готовых образцов, схем «мудрого  поведения», как отмечает Л. Г. Гримак, безнадёжен и тормозит собственное творческое развитие личности.

Главным инструментом повышения эффективности передачи знаний взрослым людям являются активные методы обучения, которые значительно уменьшают давление традиций и стереотипов, поскольку новые знания не конкурируют со старыми, а активно включаются в иных условиях.

Исследовательская ориентация в организации работы с родителями предполагает изменение роли психолога. В идеале психолог в этом взаимодействии становится организатором или источником информации самостоятельной работы родителей.

В работе с родителями можно использовать различные методы: лекцию, дискуссию, исследование, психологический тренинг, тесты.

Лекция

Лекция как метод работы с родителями достаточно популярна. Лекция – это знакомая форма трансляции, она позволяет предоставлять большой объём информации, эффективна в начале работы и в большой аудитории.

С помощью иллюстраций, интересных примеров психолог направляет усилия родителей на постановку проблемы. Условия творческой активности во время лекции: личностно-ориентированный подход. Например, вы приходите прочитать лекцию на тему: «Влияние семьи на формирование личности ребёнка». Вы входите в аудиторию и видите, что родители настроились «это» как-то пережить. И здесь вы раздаёте листочки и просите ответить на вопрос: «Каково ваше мнение по поводу трудностей современной семьи?». Годится ответ на любом уровне: на уровне абстрактно-логических дефиниций, на уровне представления, на уровне образа, без подписи, с подписью, как угодно. Хотите пошутить – шутите. Цель данного приёма: сосредоточить внимание на вопросе, который будет излагаться, вывести из состояния пассивно-ленивого слушания, выявит типичные стереотипы. Готовность сотрудничать можно усилить, если перевести лекцию в диалог (определите проблему в своих знаниях и т. д.)

Дискуссия

Групповая дискуссия – совместное обсуждение какого-либо спорного вопроса, попытка продвинуться к поиску истины, что позволяет прояснить (возможно, изменить) мнение, позиции, установки и ценности родителей. Групповая дискуссия может быть использована в целях предоставления возможности увидеть проблему с разных сторон.

Приёмы организации дискуссии

«Круглый стол» - беседа, в которой участвует небольшая группа родителей и во время которой происходит обмен мнениями между ними и  остальными (например, обсуждение вопросов родительским комитетом).

«Форум» - обсуждение, в ходе которого группа вступает с аудиторией в обмен мнениями. По проблемам, например, причин плохой дисциплины.

«Симпозиум» - более формализованное, по сравнению с предыдущим, обсуждение, в ходе которого родители и психолог выступают с сообщениями, представляющими свои точки зрения, а затем отвечают на вопросы аудитории. Любой из родителей может заявить тему и выступить со своим видением ситуации или проблемы.

«Дебаты» - обсуждение, построенное на ситуации: «докладчик – оппонент».

Метод исследования

Получение знаний на исследовательской основе противостоит распространённой в практике работы с родителями – манере констатирующего изложения материала – и является наиболее эффективным. Реальные проблемы, недоразумения, конфликты, требующие совместного разрешения («в класс пришёл новичок, дети его отвергают»; «как поднять авторитет класса» и др.) решаются на основе применения следующих схем организации исследования  во время  занятий с родителями:

- Встреча с проблемой ( 4 варианта). (см.  Монахова А. Ю. Психолог и семья: активные методы взаимодействия. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг: 2002.).

Чтобы задать динамику исследованию, нужны специальные «разогревающие» приёмы: эвристические вопросы, интересные задания, тесты, мини-эксперименты.

Эвристические вопросы

К ним относятся семь ключевых вопросов: «Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Как? Когда?». Если перемешать эти вопросы между собой, получится 21 вопрос (например, 1-й и 5-й дают в сочетании новый вопрос: кто-чем? Существуют различные списки таких вопросов.

Интересные задания

Например, вы предлагаете родителям поговорить о любви: «Любовь – это…»

  1. Согласны ли вы с утверждением «Любви все возрасты покорны»?
  2. Заметен ли влюблённый человек?
  3. Правда ли, что любовь – это самоистязание?
  4. Есть ли разница между любовью и влюблённостью?
  5. Всегда ли соседкой любви бывает ревность?
  6. Верно ли, что любить может не каждый?
  7. Как вы относитесь к высказыванию: «Не родись красивой, а родись счастливой»?
  8. Верите ли вы в любовь с первого взгляда?
  9. Актуальна ли сейчас проблема Ромео и Джульетты?

Такие вопросы могут быть мостиком для установления атмосферы доверия, спокойствия и сотрудничества с психологом. А далее можно попросить родителей нарисовать образ любви и провести обсуждение или привести интересные высказывания, попросить рассказать о своём к ним отношении, например:

«Любить – значит, утверждать неповторимое существование другого человека».                                                         С. Л. Рубинштейн

Мини-эксперимент «Парадоксальная ситуация»

«Парадоксальная ситуация» - приём, позволяющий либо создать познавательный конфликт, либо включить естественное любопытство к исследовательской деятельности.

Например, интересно подумать вместе с родителями о значении такого психологического понятия, как потребность в достижении.

Психологический тренинг

Как показывает опыт, эффективным методом, позволяющим родителям приобрести новые знания, социальные установки, умения и навыки самопознания и саморегуляции, общения и межличностного взаимодействия, является тренинг (активное социальное обучение). Он требует от педагога-психолога не только профессиональных знаний и коммуникативных умений работая с группой, ему важно соблюдать условия и принципы построения взаимодействия с родителями, помнить, что на эффективность контактов с ними влияют его умения и навыки правильно выбрать интонацию, грамотно говорить, использовать профессиональную терминологию, а также жесты, мимика, манера держаться перед публикой, вкус в одежде и др.

При проведении тренинга, как правило, применяются приёмы, которые содержат:

  1. процедуру знакомства;
  2. интерактивные игры;
  3. ролевую игру;
  4. групповую дискуссию;
  5. тренировку поведенческих навыков;
  6. психогимнастику;
  7. анализ ситуаций;
  8. элементы психодиагностики и т. п.

Цель социального обучения родителей в том, чтобы помочь им усвоить как можно больше типов взаимодействия, основанных на принципах социально-педагогического партнёрства и равенства между детьми и взрослыми.

Психологические игры

Игра – модель социального взаимодействия, средство усвоения социальных установок. Игра расширяет сознание, развивает творческие способности, талант к общению. Большое значение имеет как сам процесс игры, так и осмысление происходящего после игры. Для организации игры с взрослыми важным является как отношение друг к другу, к самой игре, культурная ситуация в целом.

Функции игры:

- познавательная;

- коммуникативная;

- разрешающая;

- объединяющая;

- организующая;

- развивающая;

- настраивающая;

- психотерапевтическая.        

В процессе занятий используются следующие игровые методы: ситуационно-ролевые игры, дидактические, творческие, деловые, разогревающие.

Ситуационно-ролевые игры

Такой вид игры особенно полезен, так как является инструментом, позволяющим избегать ролевых конфликтов, вызванных несоответствием, противоречивостью выбранных ролей, способствует социальной адаптации. Когда разыгрываются роли, конкретные ситуации, в них привносится собственный опыт и часть собственной личности родителей. Например, на одном из родительских собраний была разыграна ситуация: «Подростки курят и ругаются у школы, это видят учащиеся первого класса. Ваши действия…»

Разогревающие игры

Каждое занятие, встречу следует начинать с некоторых процедур, погружающих родителей в особую игровую атмосферу, позволяющую быстро и без усилий настроиться на специфичную работу. Например, попросите родителей расставить столы и выбрать себе место так, чтобы чувствовать себя психологически комфортно. Разогревающих игр очень много. Иногда игры, предлагаемые в начале занятия, выполняют не только функцию разогрева, но и становятся «мостиком» к обсуждению серьёзных вопросов. Однако не стоит разогревающие процедуры перегружать глубинными смыслами, на начальном этапе важно подготовить почву для последующей продуктивной работы.

Диагностика

Учитывая структуру мотивов человека, его интерес к своим психологическим особенностям, возможностям своей личности, в качестве инструмента воздействия на систему мотивов и установок в процессе сотрудничества с родителями можно использовать тесты. Во время работы, чтобы сохранить конфиденциальность и душевное спокойствие, каждый обрабатывает тест о себе самостоятельно по предложенной инструкции. Никто посторонний результатов не видит. Предполагается, что извлекаемая из результатов теста информация станет предметом рассуждений и переживаний, побуждая к самоанализу. Тест – это, прежде всего, инструмент диалога.

Детско-родительские мероприятия

Детско-родительские мероприятия проводятся в форме игры с элементами тренинга, в которой принимают участие команды смешанного состав: родители и дети. Можно включать сюда психолога и педагогов, тогда эффективность игры только увеличится.

Детско-родительские мероприятия ставят своей задачей показать  родителям и другим взрослым возможности ребёнка в общении, акцентировать наиболее значимые для них в том или ином возрасте темы. Но не менее важной является появляющаяся у родителей возможность увидеть других детей в группе, классе, чтобы понять место своего ребёнка среди них, а также  через сравнение с другими  точнее рассмотреть ресурсы и трудности сына или дочери.

Хотя мы говорим о детско-родительских мероприятиях в аспекте работы с родителями, они не менее важны для детей. Они позволяют ребёнку увидеть родителей как реальных людей, без привычной родительской роли. Более того в непривычной для многих творческой, жизнеутверждающей позиции. Причём, чем активнее проявляются родители, тем большее чувство гордости возникает у детей. Это положение необходимо объяснять родителям. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Игротренинг как активная форма работы с родителями»

Много книг и статей написано о применении игровых технологий, как в учебной, так и в воспитательной деятельности. Мне бы хотелось поделиться с вами своим опытом работы в плане использования игровых те...

Опыт работы "Оптимизация связей с семьей через использование активных форм работы с родителями"

В опыте описывается актуальность, теоритеческая база и технология методической работы по  работе с семьей....

«Активные формы работы с родителями направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников».

Проблема здоровья дошкольников в настоящее время очень актуальна, как для дошкольного учреждения, так и для родителей. Здоровье и физическое развитие детей в ДОУ требует постоянного пристального внима...

Активные формы работы с родителями по развитию физического и психического здоровья.

Данная разработка представляет опыт работы  с родителями по физическому воспитанию в детском саду....

Активные формы работы с родителями

•Для ребенка семья — это среда, в которой непосредственно складываются условия его физического, психического, эмоционального, интеллектуального развития.•Процесс развития и воспитания ребенка невозмож...

Выступление на Педагогическом совете №2 «Развитие системы взаимодействия детского сада и семьи посредством активных форм работы с родителями» Тема выступления «Инновационные формы работы с родителями в ДОУ».

laquo;Счастлив тот, кто счастлив дома».Эти слова принадлежат Л. Н. Толстому. Смысл их широкий: великий писатель имел в виду ту счастливость, которую творят в семье, прежде всего взрослые, помог...