Логопедический игротренинг как активная форма работы с родителями и детьми.
статья по логопедии по теме

Бурля Дарья Игоревна

Логопедический игротренинг как активная форма работы с родителями и детьми.

 

В данной работе показана возможность организации работы с родителями в условиях модернизации форм взаимодействия ДОУ и семьи. Рассмотрен инновационный вариант проведения тренинга для родителей и детей с использованием пальчиковых игр.  Предложен опыт поэтапного планирования игротренинга, с включением разнообразных пальчиковых игр, а также оформление и практическое использование   рабочих блокнотов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya-igrotrening.docx194.13 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедический игротренинг

как активная форма работы с родителями и детьми

Бурля Дарья Игоревна

МДОУ «ДС №12 «Семицветик», г. Стрежевой Томской области, Россия

В данной работе показана возможность организации работы с родителями в условиях модернизации форм взаимодействия ДОУ и семьи. Рассмотрен инновационный вариант проведения тренинга для родителей и детей с использованием пальчиковых игр.  Предложен опыт поэтапного планирования игротренинга, с включением разнообразных пальчиковых игр, а также оформление и практическое использование   рабочих блокнотов.

Ключевые слова: взаимодействие с родителями, игротренинг, пальчиковые игры, блокнот для взаимодействия, мелкая моторика, развитие речи.

Развитие диалогических отношений дошкольной организации образования и семьи-одна из важнейших задач модернизации социально-педагогической практики взаимодействия общественного и семейного воспитания. Любая инициатива дошкольной организации, обращенная к семье, должна быть нацелена на укрепление, обогащение и оздоровление эмоциональных связей и отношений ребенка со значимыми взрослыми (матерью, отцом, бабушками и др.)

При условии всесторонней психолого-педагогической подготовки семьи, родителей к выполнению своих воспитательных функций, возможно решение вопросов качества семейного воспитания, расширения воспитательных возможностей семьи. Именно этими обстоятельствами диктуется необходимость постоянного повышения уровня педагогической компетентности родителей, необходимость и актуальность организации для них различных форм взаимодействия с детским садом.

Новой формой взаимодействия с родителями в нашем дошкольном образовательном учреждении стал логопедический игротренинг для развития мелкой моторики рук.

 На учебный год был разработан план мероприятий «Развиваем пальчики вместе», совместных тренингов для родителей и детей, с целью    повышения компетентности родителей по вопросу развития мелкой моторики и побуждения заниматься с ребёнком в домашних условиях.

При планировании данного вида взаимодействия были поставлены задачи:

  • стремиться установить доверительные отношения с родителями;
  • формировать у родителей активное и позитивное отношение к взаимодействию с ребенком;
  • активизировать творческий потенциал родителей и детей.

Первоначально был подобран комплекс пальчиковых игр, с учетом возрастных и речевых особенностей, по принципу распределения   материала, как пальчикового, так и речевого, от простого к сложному.

 Все выбранные нами игры и упражнения были разделены на 3 блока:

  1. Первый пальчиковый блок представлял собой простейшие тактильные движения и самомассажи в комплексе с несложным речевым материалом.
  2. Второй блок, более усложненный, состоял из комплекса упражнений с бытовыми предметами и текстом.
  3. Третий блок – это систематизированные упражнения и игры со специальными предметами, в сопровождении с емким речевым материалом.

        Пальчиковые игротренинги для родителей и детей средней логопедической группы были запланированы 3 раза в год, в начале каждого квартала. Данная периодичность была оптимальной, т.к. для выполнения задания им было предоставлено достаточное количество времени-3 месяца.

Предварительно было проведено анкетирование. В анкетах родители отвечали на вопросы из области речевого и моторного развития детей. Анализ анкетных данных позволил в ходе работы реализовать индивидуальный подход к каждому родителю и ребенку.

Для поддержания активного взаимодействия, родителям было предложено оформить индивидуальные домашние блокноты, представленные в виде Блокнота «Послушные пальчики». Формат и вид блокнота являлся произвольными. Главный критерий к выбору блокнота был интерес и желание ребенка работать с ним. Блокнот включал в себя домашние задания по итогу каждого проведенного игротренинга, т.е. различные пальчиковые игры и упражнения с бытовыми и специализированными предметами.

 Кроме этого, родителям было предложено самостоятельно найти в книгах, интернете или сочинить стихотворение (размер произведения не был нормирован), соответствующее пальчиковым движениям, представленным в каком-либо из упражнений, заданных на дом, или даже создать свою пальчиковую игру с новыми движениями и новым текстом. Уже после первого проделанного домашнего задания стало ясно, что такая творческая работа оказалась очень интересной и занимательной как для родителей, так и для детей. Составленные ими стихи чаще всего являлись авторскими, а движения имитирующими текст. Приведу один пример составленной пальчиковой игры своей воспитанницы и ее мамы:

Вот дорожки                           руки лежат, ладони вверх

Вот ворота        имитируют закрытые ворота

Вот окошки        руки прикрывают лицо, ладони к себе

А вот дом.        Имитируют крышу дома

Приходите,         колечки: поочередно соединяют большой                

Поспешите,        палец с другими пальцами.

Мы вас дома

Очень ждем.

В начале каждого квартального игротренинга участникам было предложено представиться достаточно необычным способом- сначала родитель называл имя своего ребенка, затем ребенок называл имя родителя и одну их общую характеристику. Приведу пример одного из таких приветствий:

-Моего сыночка зовут Сережка.

-Мою маму зовут Елена.

- Мы добрые.

 Последняя характеристика становилась названием команды, которое потом использовали все участники в процессе работы при обращении к данной паре. Такое приветствие позволяло участникам узнать имена друг друга, поднять настроение себе и окружающими, а также, сформировать командные отношения между родителем и ребенком.

Для поддержания интереса родителей и детей к информации игротренингов мы подобрали материал, который был разнообразным, эмоционально-приятным, неутомительным и динамичным. С большим увлечением дошкольники и их родители выполняли двигательные упражнения с использованием бытового и нетрадиционного материала.http://urf.podelise.ru/tw_files2/urls_7/38/d-37338/37338_html_576c8506.jpg

Первый квартальный игротренинг был проведен в сентябре месяце. Сначала была освещена важность вопроса развития речи и мелкой моторики рук детей, затем продемонстрированы и проведены совместно с участниками простые пальчиковые игры и упражнения, самомассажи ладоней и пальцев рук, упражнений для координации движений пальцев, а также для заучивания названий каждого пальчика.

Обязательным было объяснение родителям того, что все проводимые игры и упражнения должны сопровождаться сюжетным стихотворным речевым материалом, который необходим для развития темпа, ритма и выразительности речи ребенка. В завершении игротренинга участникам был представлен блокнот «Послушные пальчики» с простыми пальчиковыми играми и упражнениями для выполнения заданий дома.

Второй игротренинг, проведен в декабре месяце. Первоначально родители и дети представили свою совместную творческую домашнюю работу, затем с ними была проведена более сложная, чем на предыдущем этапе, пальчиковая работа, в виде игр и упражнений с бытовыми предметами: прищепками, платочками, спичками и др. По окончанию игротренинга, участники получили задание на дом, связанное с использованием бытовых предметов.

В начале третьего квартала, в марте, был проведен последний игротренинг, включивший в себя демонстрацию домашнего задания и знакомство с новыми играми. Участники были ознакомлены со специальными предметами, предназначенными для развития мелкой моторики пальцев рук, таких как четки, мячи-ежи, мячи Су-Джоки, шнуровки и т.д. Затем были проведены игры и упражнения с перечисленными предметами. В работе была отмечена эффективность и простота использования специализированных материалов, а также они были рекомендованы для работы по закреплению навыка, полученного на игротренинге.

Насколько сформированы навыки работы по итогу третьего этапа   можно будет проследить уже в мае на логопедическом занятии по развитию речи, когда домашняя работа в блокнотах будет завершена, и ребенок сможет самостоятельно (без родителя) представит свою творческую работу, выбрав необходимый предмет.

 По итогам проделанной работы было отмечено, что родители с достаточным доверием взаимодействовали, активно участвовали в процессе формирования пальчиковых навыков и умений у детей, положительно оценивали обстановку и все происходящее на игротренинге, проявляли свою готовность к участию в иных формах взаимодействия, предлагаемых детским садом, а также активно демонстрировали свой творческий потенциал, составляя интересные пальчиковые игры и упражнения.

 Таким образом, использование игротренинга в работе с семьями воспитанников логопедических групп детского сада даёт положительные результаты. По средствам проделанной работой родителям было показано, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет детский сад, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.

Список литературы

  1. Беккер К.- П., Совак М. Логопедия. - М.,1981.
  2. Гуров В.Н. Социальная работа дошкольных образовательных учреждений с семьей. - М., 2003.
  3. Игры в логопедической работе с детьми. Ред.-сост. В.И.Селиверстов. - М., 1987.
  4. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. - М., 1979.
  5. Крупенчук О.И. Пальчиковые игры. - СПб., 2009.
  6. Лопухина И.С. Стихи и упражнения для развития ребенка. - СПб., 2000.
  7. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. - М.,1987.


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №12 «Семицветик» комбинированного вида городского округа Стрежевой

(МДОУ «ДС №12 «Семицветик»)

МЕТОДИЧЕСКАЯ СТАТЬЯ:

«Логопедический игротренинг

как активная форма работы с родителями и детьми»

Подготовила:

учитель –логопед Бурля Д.И.

Стрежевой – 2016 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активные формы работы с родителями

Главным инструментом повышения эффективности передачи знаний взрослым людям являются активные методы обучения, которые значительно уменьшают давление традиций и стереотипов, поскольку новые знания не ...

«Игротренинг как активная форма работы с родителями»

Много книг и статей написано о применении игровых технологий, как в учебной, так и в воспитательной деятельности. Мне бы хотелось поделиться с вами своим опытом работы в плане использования игровых те...

Опыт работы "Оптимизация связей с семьей через использование активных форм работы с родителями"

В опыте описывается актуальность, теоритеческая база и технология методической работы по  работе с семьей....

«Активные формы работы с родителями направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников».

Проблема здоровья дошкольников в настоящее время очень актуальна, как для дошкольного учреждения, так и для родителей. Здоровье и физическое развитие детей в ДОУ требует постоянного пристального внима...

Пальчиковый игротренинг как активная форма работы с детьми с особыми образовательными потребностями

Исследования в области развития мелкой моторики рук у детей с ОВЗ подтверждают, что тренировка тонких движений пальцев рук стимулирует развитие речи. Таким образом, проводимый в хорошем темпе, с весел...

«Использование педагогом – психологом активных форм работы с родителями, способствующих установлению партнерских отношений и объединению усилий в речевом развитии детей логопедической группы с ФФНР»

laquo;Использование педагогом – психологом активных форм работы с родителями, способствующих установлению партнерских отношений и объединению усилий в речевом развитии детей логопедической груп...