ОКАЗАНИЕ КОМПЛЕКСНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ С ГИПЕРАКТИВНЫМ РЕБЕНКОМ
консультация на тему

Данилова Ольга Сергеевна

По наблюдениям специалистов в области психического здоровья, количество гиперактивных детей с каждым годом возрастает. Пристальное внимание к таким детям обусловлено, прежде всего, их неспособностью выдерживать регламентированный режим детского сада; особенности поведения таких детей сказываются на их успеваемости, взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками. Гиперактивный ребенок сложен для взаимопонимания и взаимодействия с окружающими, для воспитания и обучения как внутри своей семьи, так и за ее пределами. Зачастую, ввиду постоянных замечаний, упреков, у гиперактивного ребенка формируется низкая самооценка, снижается познавательная мотивация, развивается устойчивая, тяжелая дезадаптация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx20.21 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация

ОКАЗАНИЕ КОМПЛЕКСНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ С ГИПЕРАКТИВНЫМ РЕБЕНКОМ

По наблюдениям специалистов в области психического здоровья, количество гиперактивных детей с каждым годом возрастает. Пристальное внимание к таким детям обусловлено, прежде всего, их неспособностью выдерживать регламентированный режим детского сада; особенности поведения таких детей сказываются на их успеваемости, взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками. Гиперактивный ребенок сложен для взаимопонимания и взаимодействия с окружающими, для воспитания и обучения как внутри своей семьи, так и за ее пределами. Зачастую, ввиду постоянных замечаний, упреков, у гиперактивного ребенка формируется низкая самооценка, снижается познавательная мотивация, развивается устойчивая, тяжелая дезадаптация. 

Основными проявлениями гиперактивноспш являются слабость концентрагщи внимания, двигательная активность, импульсивность.

Американские психологи П. Бейкер и М. Алворд разделяют признаки гиперактивности на три блока и предлагают следующие критерии (гиперактивность у детей в возрасте до 7 лет подтверждается при наличии хотя бы шести из перечисленных признаков):

Дефицит активного внимания

  1. Непоследователен, ему трудно долго удерживать внимание.
  2. Не слушает,  когда к нему обращаются.
  3. С большим желанием берется за выполнение задания, но так и не заканчивает его.
  4. Неорганизован.
  5. Часто теряет вещи.
  6. Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий.
  7. Часто бывает забывчивым.

Двигательная расторможенность

  1. Постоянно ерзает,
  2. Проявляет признаки беспокойства.
  3. Спит намного меньше, чем другие дети.
  4. Очень говорлив.

Импульсивность

  1. Начинает отвечать, не дослушав.
  2. Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается.
  3. Плохо сосредоточивается.
  4. Не может дождаться вознаграждения, похвалы (если между действием и вознаграждением есть пауза).
  5. Не может контролировать и регулировать свои действия.
  6. При выполнении заданий ведет себя по-разному и показывает очень разные результаты.

Наряду с указанными кардинальными признаками такие дети часто проявляют агрессию, оппозиционное упрямство, имеют место изменчивость настроения, боязливость или тревога, выступающие в различных сочетаниях и выраженные в различной степени. При этом уровень интеллектуального развития таких детей не зависит от степени гиперактивности и может превышать показатели возрастной нормы.

По результатам наших наблюдений, неоднородность состояния гиперактивных детей требует необходимости комплексного применения различных подходов.

1.        Медикаментозное лечение

В качестве основных препаратов, эффективно применяемых в детской практике, являются препараты ноо-тропного ряда.

2.        Психокоррекционная работа

Работа психолога направлена на повышение самооценки, формирование познавательной мотивации, творческих способностей.

Психокоррекционная работа начинается с индивидуальных занятий с опорой на положительное подкрепление. На фоне приятных сенсорных впечатлений выстраивается игровой сюжет, который переносится в рисунок, игру за столом, что позволяет удерживать ребенка на определенном месте и постепенно переходить к формированию самоконтроля и познавательной мотивации. Активное внимание стимулируется через увлечения ребенка. Эффективным является включение гиперактивных детей в психокоррекционную группу для дошкольников с нарушениями конструктивного коммуникативного взаимодействия. Занятия проводятся с использованием психологических игр и упражнений (подвижные игры, психогимнастика, свободное и тематическое рисование, сочинение историй, сказкотерапия, релаксационные упражнения), что способствует улучшению внимания, развитию самоконтроля, повышению самооценки таких детей. Важным моментом является регламентация психологом времени пребывания такого ребенка в группе, создание гибкого режима работы.

3. Работа с семьей

Родители гиперактивного ребенка, как правило, испытывают значительные трудности в воспитании, поэтому искренняя поддержка и профессиональная помощь так им необходимы.

Главная задача психолога и педагога – научить родителей принимать своего ребенка таким, какой он есть.

Очень важным моментом для родителей является осознание того, что окружающие не отвергают их ребенка, а относятся к нему с уважением и пониманием, позитивная настроенность специалистов детского сада, готовность прийти на помощь, разрешить сложную ситуацию. Необходимо заранее договориться о правилах поведения с ребенком, о системе поощрений и наказаний. Постоянное взаимодействие педагогов и психологов с родителями гиперактивного ребенка, построенное на доверии, единая линия поведения и воспитания приносят позитивные результаты. Отсутствие рассогласованности со стороны взрослых, четкая направленность работы делают ребенка значительно спокойнее и целенаправленнее, придают уверенность в собственных силах.

Работу с родителями целесообразно вести в рамках обучающих занятий, которые организовываются индивидуально для каждой семьи. На таких занятиях необходимо обсуждение следующих вопросов:

  • тактика поведения с ребенком,
  • способы разрешения конфликтов,
  • недопустимость жестокого обращения с ребенком.

Главная задача психолога и педагога – научить родителей принимать своего ребенка таким, какой он есть.

4. Педагогическая коррекция

Индивидуальный подход, терпимое, мягкое, поощрительное отношение при сохранении требовательности, соблюдение посильного для ребенка режима. Целесообразно поэтапное включение таких детей в коллективную работу. При развитии психических процессов необходимо также соблюдать данный принцип. Например, проводя работу, направленную на тренировку внимания, можно подобрать игры и упражнения для тренировки сразу двух функций (внимание и контроль двигательной активности). Как уже отмечалось, лучше начинать с индивидуальных форм работы, а затем постепенно увлечь ребенка в коллективные игры, при этом обязательно заинтересовав его.

При определении тактики взаимодействия с гиперактивным ребенком эффективным является соблюдение родителями  и  педагогами  «Правил поведения с ребенком» (Е. К. Лютова, Г. Б. Монина).

Как отмечает специалист по работе с такими детьми доктор медицинских наук профессор Ю. С. Шевченко: «Ни одна таблетка не может научить человека, как надо себя вести. Неадекватное же поведение, возникшее в детстве, способно зафиксироваться и привычно воспроизводиться...». Поэтому в решении проблем гиперактивного ребенка так необходима помощь врачей (психиатра, психотерапевта, невропатолога), психологов, педагогов, дефектологов, которые, работая в тесном контакте с родителями, могут научить такого ребенка эффективным способам общения со сверстниками и взрослыми. Таким образом, оказание помощи семьям с гиперактивными детьми является наиболее эффективным при комплексности и индивидуальности лечебного, психокоррекционного и педагогического подходов.

Специалисты Психотерапевтической клиники доктора Шаца «Семейный круг» оказывают широкий спектр психологических и медицинских услуг, в Клинике работают профессионалы-единомышленники – психиатры, психотерапевты, психологи, педиатр, невропатолог, проводится психологическое консультирование и психотерапия детей и взрослых индивидуально и в группах, различные виды тестирования, тренинги и групповые занятия для детей, подростков и родителей, только здесь разработана комплексная модель оказания психологической (психотерапевтической) помощи, основанная на совместной выработке психотерапевтом и психологом индивидуальной программы для каждого пациента. Специалисты клиники «Семейный круг» приложат максимум усилий, используя все свои знания и опыт, чтобы помочь вам и вашим детям разрешить сложные проблемы.

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ С ГИПЕРАКТИВНЫМ РЕБЕНКОМ

  1. Заниматься с ребенком в начале дня, а не в вечернее время.
  2. Уменьшить интеллектуальную (умственную) нагрузку.
  3. Дробить занятия на более короткие, но более частые
    периоды. Использовать физкультминутки.
  4. Снизить требования к аккуратности в начале занятия
    для формирования чувства успеха.
  5. Посадить ребенка во время занятий рядом со взрослым.
  6. Использовать тактильный контакт.
  7. Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее.
  8. Давать короткие, четкие и конкретные инструкции.
  9. Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее.
  1. Предоставлять ребенку возможность выбора.

Оставаться спокойным в любых ситуациях!

Алексеева А.М. Оказание комплексной помощи семье с гиперактивным ребенком.// Дошкольная педагогика. - № 8, 2007. – С.45 - 47.

 Лютова Е. К., Монина Г. Б. Правила поведения с гиперактивным ребенком.// Дошкольная педагогика. - № 8, 2007. – С. 67.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему "Оказание педагогической помощи семье в период адаптации к условиям ДОО"

Материал представленный в виде презентации на тему "Оказание педагогической помощи семье в период адаптации к условиям ДОО" для воспитателей детских садов....

Консультация для родителей "Оказание комплексной помощи семье с гиперактивным ребенком"

Консультация для родителей "Оказание комплексной помощи семье с гиперактивным ребенком"...

Методы и приемы оказания педагогической помощи семье.

Действенным средством оказания помощи семье в воспитании детей является организация  педагогического просвещения  родителей – популяризация психолого-педагогических знаний среди родите...

Консультационный центр в ДОУ, как направление работы по оказанию ранней помощи семьям и детям с ОВЗ

Доклад Консультационный центр в ДОУ, как направление работы по оказанию ранней помощи семьям и детям с ОВЗ...