ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ СО СЛАБОСЛЫШАЩИМИ ДЕТЬМИ В СЕМЬЕ
консультация на тему

Ершова Ольга Борисовна

Данная консультация поможет вам организввать работу со слабослышащим ребенком в семье

Скачать:


Предварительный просмотр:

 ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ СО СЛАБОСЛЫШАЩИМИ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРОСТА В СЕМЬЕ.

  С детьми дошкольного  возраста,  воспитывающимися  в  семье,  продолжается

работа,  начатая  еще  в  раннем  возрасте.  В  дошкольный  период  обучения

родители должны трезво оценивать достижения в развитии  ребенка.  Переоценка

родителями успехов в обучении ребенка  может  иметь  тяжелые  последствия  в

виде педагогической запущенности,  отставания  в  развитии  от  сверстников,

воспитывающихся в детском саду. Если деятельность родителей по воспитанию  и

обучению детей оказывается малоуспешной,  целесообразно  начать  обучение  в

специальном  детском  саду  или  группе.  Родители   должны   систематически

консультироваться у сурдопедагога, который контролирует развитие  ребенка  и

результаты  обучения,  может  выявить  сложные  для  родителей   направления

работы, дать конкретные советы  по  продолжению  коррекционно-педагогической

работы с ребенком.  Если  есть  такая  возможность,  детям,  воспитывающимся

дома, целесообразно посещать занятия в группах кратковременного  пребывания,

где сурдопедагоги проводят занятия с детьми в  присутствии  родителей,  дают

рекомендации по поводу занятий дома.

  Родителям, чьи дети воспитываются и  обучаются  дома,  важно  поддерживать

контакты с семьями, в которых  есть  глухие  и  слабослышащие  дошкольники.

Родителям необходимо постоянное чтение литературы по проблемам воспитания и

обучения в семье детей с нарушениями слуха  дошкольного  возраста.  Большое

значение может иметь знакомство с публикациями  родителей,  подготовленными

на основании своего  опыта.  Много  таких  статей  предлагается  в  разделе

«Университет для родителей» журнала «В едином строю».

  Основные требования к организации и  содержанию  работы  с  дошкольниками,

имеющими нарушенный слух, в семье остаются те же,  что  предъявляются  и  к

работе с детьми раннего возраста. Однако содержание  работы  расширяется  и

углубляется по различным направлениям.

Организация работы с детьми дошкольного  возраста  в  семье.  Воспитание  и

обучение их происходит в течение всего дня: в  процессе  режимных  моментов

(гигиенических процедур, еды, прогулок), игр, свободной деятельности.

  Ежедневно проводятся два или три занятия с  детьми,  длительность  которых

колеблется от 20 до 30 мин. Занятия включают в себя различные виды  работы,

чередование которых делает их неутомительными для детей.

  Так  же  как  и  при  организации  работы  с  детьми   раннего   возраста,

обязательным  условием  является  создание  слухоречевой  среды  в   семье,

предполагающей постоянное речевое общение с  ребенком  всех  членов  семьи.

Использование слуховых аппаратов является  еще  одним  фактором  успешности

проведения работы с ребенком.

  В работах различных специалистов подчеркивается  необходимость  работы  по

всестороннему развитию ребенка. Наиболее полно различные направления работы

с  глухими  и  слабослышащими  дошкольниками  и  методика   их   проведения

представлены в работах А. А. Венгер, Г. Л. Выгодской, Э. И. Леонгард; Б. Д.

Корсунской (1970); Э. И. Леонгард, Е. Г. Самсоновой (1991).

  Физическое воспитание  в  семье  рассматривается  как  одно  из  важнейших

направлений  развития  ребенка.  Обучение  основным  движениям,   выполнение

общеразвивающих  упражнений  с  предметами   и   без   предметов,   развитие

пространственной   ориентировки   и   координации   движений,   формирование

правильной осанки — таково содержание работы  по  физическому  воспитанию  в

семье. Родители  могут  успешно  вести  эту  работу,  сочетая  упражнения  с

разнообразными играми детей на прогулках, занятиях в спортивном уголке.

  В семье должно проводиться и  трудовое  воспитание.  На  различных  этапах

дошкольного периода она включает в себя воспитание гигиенических  навыков  и

поведения в быту;  хозяйственно-бытовой  труд,  направленный  на  выполнение

некоторых обязанностей в семье; расширение представлений о  труде  взрослых;

труд в природе, предполагающий участие ребенка в работе  на  участке,  уходе

за комнатными растениями; ручной  труд,  в  процессе  которого  дети  учатся

изготовлять поделки из бумаги, картона, природного материала.

  Ознакомление с окружающим миром позволяет  сформировать  представления  об

окружающих ребенка предметах, их  свойствах  и  назначении;  явлениях  живой

природы (растениях, животных), временные представления.  Важнейшее  значение

следует придавать наблюдениям за деятельностью людей,  условиями  их  жизни,

занятиям; обучению ориентированию в окружающей обстановке; знанию  различных

бытовых учреждений; усвоению норм поведения, активизации  их  в  собственном

опыте ребенка при общении с людьми.

    Ознакомление с окружающим миром является основой для формирования  речи:

усвоения  значений  слов,   обозначающих   предметы,   свойства,   действия;

понимания фраз с этими  словами;  самостоятельного  использования  вопросов,

побуждений, ответов на вопросы, сообщений в общении со взрослыми  и  детьми.

Этому разделу отводится важная роль в социальном и  познавательном  развитии

дошкольников с нарушениями слуха.

  Познавательное  развитие  ребенка  также  связано  с  проведением  игр   и

упражнений  по  развитию  зрительного  восприятия   (зрительное   внимание,

запоминание, формирование целостного образа предмета,  развитие  восприятия

цвета, формы, величины,  пространственных  отношений),  развитию  наглядно-

действенного, наглядно-образного, элементов логического мышления,  развитию

воображения.

  Формирование элементарных математических представлений дошкольников:  дети

в семье, как и в детском саду, должны уметь  считать  в  пределах  двадцати;

освоить прямой  и  обратный  счет,  счет  группами;  знать  состав  числа  в

пределах десяти; уметь решать примеры в пределах десяти; понимать  и  решать

простые задачи при условии наглядно представленного условия.  Математические

знания ребенка используются в различных бытовых ситуациях, в играх, в  связи

с познаванием окружающего мира,  когда  возникает  потребность  использовать

различное количество предметов, убирать часть  их,  добавлять,  распределять

между участниками и т. д.

  Игровая деятельность ребенка направлена  на  формирование  сюжетно-ролевой

игры, участие ребенка в ней наряду с другими детьми, изготовление атрибутов

и элементов костюмов. Важно  учить  детей  передавать  свои  впечатления  в

играх, отражать отношения между людьми и взрослыми, использовать  предметы-

заместители, воображаемые ситуации и др. Как и в других видах деятельности,

важное значение придается игре  как  средству  развития  речи:  обозначению

атрибутов игры, называнию ролей и определению  сюжета,  общению  с  другими

детьми в процессе игры.

    Развитие изобразительной деятельности дошкольников в  семье  связано  с

продолжением обучения рисованию, лепке, аппликации, которое было начато  на

предыдущих этапах развития ребенка. Обучение рисованию направлено на умение

передавать в рисунке свои впечатления; уметь обследовать предметы сначала с

помощью взрослого, а затем и самостоятельно; отражать  свойства  предметов;

умение радоваться рисункам и лепным поделкам. Важнейшим элементом работы по

рисованию  является  формирование  замысла  рисунка,   развитие   сюжетного

рисования, лепки,  конструирования,  соотнесение  с  реальными  предметами,

людьми, событиями. Важное значение  придается  развитию  творчества  в  про

цессе  рисования,  аппликации,  конструирования.  Развитие  изобразительной

деятельности  тесно  связано  с  расширением   словаря   и   использованием

фразеологии  —  этот  вид  деятельности  может  быть  связан  с   обучением

рассказыванию.

  Все виды  деятельности  ребенка  носят  развивающий  характер  и  являются

основой для формирования речи: накопления словаря, уточнения  значений  слов

и фраз, понимания и развития самостоятельной  речи.  Весь  речевой  материал

используется в общении со взрослыми и другими детьми в связи с  наблюдениями

за  предметами  и  явлениями,  играми  и  упражнениями,  различными   видами

изобразительной деятельности и конструирования.

  Работа по речевому развитию глухих и слабослышащих детей в  семье  требует

также и организации специальных занятий, где проводится планомерная  работа

по развитию устной и письменной речи детей.

  Обучение произношению строится на основе развивающегося  слухо-зрительного

восприятия ребенка при систематическом использовании  фонетической  ритмики.

Рекомендуется проведение двух 5—10-минутных занятий по фонетической  ритмике

в течение дня. На них проводится работа по  вызыванию  звуков,  произнесению

их  в  слогах  и,  главное,  в  словах,  фразах.  В  процессе   занятий   по

фонетической  ритмике  используются  упражнения,  направленные  на  развитие

речевого  дыхания,  слитности,  ритма  речи,   интонации.   Детей   старшего

дошкольного возраста учат использовать в речи некоторые нормы орфоэпии.

    Обучение чтению. В работе с дошкольниками  в  семье  оно  имеет  большое

значение. При обучении  чтению  используется  методика  послогового  чтения,

которая подкрепляется  работой  с  разрезной  азбукой,  собственным  письмом

ребенка печатными буквами (Э. И.  Леонгард,  Е.  Г.  Самсонова,  1991).  Для

формирования чтения первоначально в процессе разных  видов  деятельности,  в

быту, в играх широко используются таблички с  написанными  печатным  шрифтом

словами  и  фразами,  которые  вначале  ребенок  воспринимает  целостно,   а

постепенно, по мере  овладения  чтением,  начинает  прочитывать  по  слогам.

Принципиально важно  уточнять  правильность  понимания  прочитанных  слов  и

фраз. С  этой  целью  после  чтения  слова  ребенок  указывает  на  предмет,

выполняет действие, отражает свое понимание  в  рисовании,  лепке  и  других

видах   деятельности.   Для   формирования   навыков   осознанного    чтения

рекомендуется изготовление и чтение книжек-самоделок, отражающих события  из

жизни  ребенка.  Рисунки  в  книжке  делают  сначала  взрослые  при  участии

ребенка,  а  затем   сами   дети.   Изготовление   книжек-самоделок   и   их

неоднократное чтение поддерживает у ребенка  интерес  к  чтению.  Постоянное

чтение подписей к картинкам, материала различных  занятий,  книжек-самоделок

должно   подвести   к   формированию   навыка   чтения   адаптированных    и

неадаптированных текстов, пониманию их содержания.

  В качестве  одного  из  важных  средств  развития  внимания,  воображения,

словесной  памяти  рассматривается  рассказывание,   в   процессе   которого

взрослый  рассказывает  ребенку  короткие  рассказы,  сказки.  Для   лучшего

понимания  содержания  в  качестве  наглядной  опоры  используются  игрушки,

фигурки действующих лиц, картинки. Ребенка  учат  следить  за  эмоциональным

рассказом взрослого. Многократное рассказывание одних и  тех  же  историй  в

занимательной, доступной для ребенка форме приводит к тому,  что  постепенно

он сам начинает пересказывать сначала фрагменты рассказов, а затем  и  целые

истории. В процессе рассказывания у старших дошкольников  может  развиваться

творческое  отношение:  придумывание  продолжения  рассказов,  а   потом   и

самостоятельное сочинение небольших историй и сказок.

  Для  закрепления  структуры  слова,  уточнения   звукобуквенного   состава

используется письмо печатными буквами, сначала в  виде  списывания  слов  с

табличек и запоминания их, а затем и письмо слов  и  фраз  по  памяти.  Для

формирования интереса  к  письму  используются  разнообразные  методические

приемы:   подписывание    рисунков,    письмо-поручение,    письмо-просьба,

слухозрительные и  слуховые  диктанты.  Старшие  дошкольники  должны  уметь

написать отчет о выполненных ими действиях, о выполняемых действиях  других

людей,  дать  описание  сюжетной  картинки,  написать   несколько   связных

предложений о выходных днях. Все  написанное  ребенком  обязательно  должно

уточняться в плане понимания значения написанных слов и фраз.

  Развитие речи ребенка,  овладение  произносительной  стороной  речи  тесно

связано с развитием речевого  слуха,  расширением  представлений  о  звуках

окружающего мира.

  В  дошкольный  период  продолжается   поэтапное   формирование   слухового

восприятия речи, начатое в  ранний  период  развития  ребенка.  Детей  учат

различать  и  опознавать  знакомый  (на  слух)  речевой  материал,  т.   е.

воспринимать его сразу на слух, без наглядной  основы.  Опознавание  детьми

знакомого речевого материала  способствует  формированию  в  долговременной

слуховой  памяти  акустических  образов,  оперированию   ими   в   процессе

восприятия речи.

Параллельно проводится работа  по  различению  новых  слов,  словосочетаний,

фраз, которые знакомы ребенку в письменной и устной формах.  В  соответствии

с  последовательностью  работы  по  развитию  слухового   восприятия   детям

постепенно начинают предъявляться на  слух  и  новые  слова,  незнакомые  по

звучанию, а затем и совсем незнакомые  по  значению  и  по  звучанию  слова.

Накопление слухового словаря, которое происходит на специальных занятиях,  в

быту,  в  разных  видах  деятельности,  становится   условием   полноценного

усвоения  данного   материала,   обеспечивает   формирование   смысловой   и

произносительной стороны слов и фраз различного  типа.  Работа  по  развитию

слухового восприятия тесно связана с  работой  над  произношением,  так  как

весь  предъявляемый  на  слух  материал  ребенок  воспроизводит  устно  и  в

процессе  уточнения  акустических  образов   происходит   дифференциация   и

уточнение  звуко-слоговой  и  ритмико-интонационной  характеристики  слов  и

фраз. В процессе развития слухового восприятия увеличивается  расстояние,  с

которого дети воспринимают речевой материал с аппаратом и без  него.  Глухих

и   дошкольников   учат   воспринимать   голос   нормальной   громкости,   а

слабослышащих  —  и  шепот.  Результаты   работы   по   развитию   слухового

восприятия, естественно, будут разными у  слабослышащих  и  глухих  детей  в

зависимости от состояния слуха, сроков слуховой тренировки.

  Развитие слухового  восприятия  обеспечивается  также  в  ходе  восприятия

неречевых  звучаний:  дифференциации  различных  музыкальных   инструментов,

голосов животных и птиц, количества звучаний, мужского и  женского  голосов,

сольного  и  хорового  исполнения.  Одним  из  средств  развития   слухового

восприятия  является  восприятие  бытовых   звуков,   сигналов   транспорта,

природных шумов. Воспитание и обучение неслышащего ребенка в  семье  создает

для этой работы значительно больше возможностей  по  сравнению  с  условиями

детского сада.

  Работа  по  формированию  речи,  развитию  слухового  восприятия  в  семье

включается во все звенья педагогической деятельности родителей и может  быть

связана со всеми моментами жизнедеятельности ребенка.

  Условиями эффективности воспитания и обучения ребенка с нарушенным  слухом

в семье является постоянная  помощь  и  контроль  за  развитием  ребенка  со

стороны сурдопедагогов сурдокабинетов,  групп  кратковременного  пребывания,

Центров реабилитации слуха и речи, где консультируют родителей  по  вопросам

воспитания детей в семье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по организации работы с семьёй. "Школа молодой семьи"

"Школа молодой семьи" была создана в МБДОУ № 58 г.Ковров в 2007г. Опыт работы, накопленный в работе с детьми раннего возраста воспитателем Дорофеевой Ириной Вячеславовной применяем в работе с родителя...

Мастер-класс "Коммуникативные танцы-игры, как одна из форм работы со слабослышащими детьми".

Данный материал является доступным и в то же время привлекательным, вызывающим яркие положительные эмоции, его с успехом можно вклю­чать и в коррекционную работу с детьми, имеющими различную патологию...

Семинар-практикум для родителей по теме « Организация логопедических занятий с детьми в семье»

Практические советы по проведению артикуляционной гимнастики, развитию мелкой моторики и дыхательной гимнастике....

Организация работы с одаренными детьми в дошкольной образовательной организации

Одаренность - понимают как системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах де...

Работа по выявлению и развитию способностей воспитанников. Организация работы со способными детьми и их родителями.

Гении не падают с неба, они должны иметь возможность образоваться и развиться.А. Бебель      Одной из задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольног...

Статья на тему "Работа со слабослышащими детьми

Статья поможет спланировать и построить работу воспитателя с детьми имеющими ограничения слуха ...