От игровой деятельности к учебной
консультация на тему
Консультация может быть использована как в работе с родителями, так и в работе с воспитателями детских садов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«От игровой деятельности к учебной»
Составила: социальный педагог Семёнова Л.А.
2014г.
Преемственность игровой и учебной деятельности
«Без игры нет и не может быть
полноценного умственного развития.
Игра – это искра, зажигающая огонек
пытливости и любознательности» В.А.Сухомлинский
К началу младшего школьного возраста игровая деятельность не теряет своей роли, но содержание и направленность игры меняется. В это время большое место начинают занимать игры с правилами и дидактические игры. В них ребёнок учится подчинять своё поведение правилам, формируются его движения, внимание, умение сосредоточиться, память, т.е. развиваются способности, которые особенно важны для успешного обучения в школе.
В игровой деятельности складываются благоприятные условия для развития интеллекта ребёнка, для перехода от наглядно-действенного мышления к образному и к элементам словесно-логического мышления, именно в игре развивается способность ребёнка создавать обобщённые типичные образы, мысленно преобразовывать их.
Освоение учебной деятельности младшим школьником (ведущей в этот возрастной период) идёт достаточно медленно, и в наиболее полном, сложившемся виде она формируется лишь к концу обучения в начальной школе. Игра же продолжает занимать большое место в жизни младшего школьника. Так как учёба строится часто на принуждении, игра воспринимается особенно радостно, а радость в свою очередь стимулирует расположение к учебному предмету, повышает интерес к нему. «Развитие интереса имеет определённую тенденцию: заинтересованность внешней стороной явлений перерастает в интерес к их внутренней сути. Да и не во всякой игре её форма является чем-то только внешним, безразличным для существа дела».
Для школьников же с трудностями в обучении, ОВЗ, ЗПРР игра является, можно сказать, одним из основных средств обучения, осуществляя плавный переход от игровой к учебной деятельности. А очень часто игра - чуть ли не единственный способ реализации и развития собственных возможностей и способностей, например, при ЗПР конституционного происхождения по типу гармонического инфантилизма, когда у ребёнка преобладают игровые интересы, стремление делать то, что нравиться, быстрая пресыщаемость и недостаточно сформированная саморегуляция. Задача педагога – сделать плавным, адекватным переход детей от игровой деятельности – к учебной. И решающую роль в этом процессе имеют дидактические игры. Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально созданных педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Их сущность заключается в том, что детям предлагается решить умственные задачи, составленные взрослым в занимательной форме.
Педагогу же необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребёнка. Важная роль дидактической игры в развитии психических процессов ребёнка объясняется тем, что она вооружает ребёнка доступными для него способами активного воссоздания, моделирования с помощью внешних, предметных действий такого содержания, которое при других условиях было бы недосягаемым и не могло бы быть по-настоящему освоено. Именно в игре впервые появляются элементы обучения.
Компьютерные технологии, выступающие как мощное и эффективное средство коррекционного воздействия и входящие в структуру традиционного индивидуального занятия как дополнительные инновационные элементы, в условиях дистанционного обучения становятся основными. Поэтому и дидактические игры, игровые упражнения переходят в электронный формат, когда ребёнок видит все атрибуты игры на экране и управляет ими с помощью компьютерной мыши. Очень часто это намного удобнее для детей со слабой моторикой — не выскакивают из рук «непослушные» фишки, картонные (бумажные, деревянные и т. п.) картинки и другие предметы, а развитие умения управлять мышью в свою очередь формирует мелкую моторику пальцев руки и кисти.
Основным методом, с помощью которого реализуется преемственность игровой и учебной деятельности учащихся, становится комплексно-игровой метод. Он позволяет в наиболее интересной и оптимальной форме осуществлять коррекционное развитие, воспитание и обучение.
Игра благоприятно воздействует на развитие психических процессов ребёнка, усвоение им знаний, умений и навыков, что подтверждается диагностическими данными. Она является первой школой воли - в ней проявляется способность добровольно, по собственной инициативе подчиняться различным требованиям, формируются мотивы достижения цели. Игра способствует развитию у детей умения не бояться трудностей, стремления преодолевать их, не отказываться от намеченной цели при столкновении с препятствиями. Подчинённая коррекционно-развивающей и обучающей цели занятия, игра помогает систематизировать и закреплять знания о различных объектах, их назначении, связях между ними.
Учебная деятельность детей заложена в их игровой деятельности. Ребенок дошкольного и младшего школьного возраста начинает учиться играя. К обучению он относится как к ролевой игре с правилами. Выполняя эти правила, ребенок незаметно для себя овладевает элементарными учебными действиями. Однако отношение взрослых к учению другое, чем к игре.
Игра необходимая форма деятельности ребенка. Игра — серьезная умственная деятельность, в которой развиваются все виды способностей ребенка, в ней расширяется и обогащается круг представлений об окружающем мире, развивается речь. Дидактическая игра дает возможность развивать самые разнообразные способности ребенка, его восприятие, речь, внимание.
Среди дидактических игр различают игры в собственном смысле слова и игры-занятия, игры–упражнения. Для дидактической игры характерно наличие игрового замысла или игровой задачи. Существенным элементом дидактической игры являются правила. Выполнение правил обеспечивает реализацию игрового содержания. Наличие правил помогает осуществить игровые действия и решить игровую задачу. Таким образом, ребенок в игре учится непреднамеренно.
В дидактической игре формируется умение подчиниться правилам, т. к. от точности соблюдения правил зависит успех игры. В результате игры оказывают влияние на формирование произвольного поведения, организованности.
По характеру используемого материала дидактические игры условно делятся на игры с предметами, настольно-печатные игры и словесные игры. Предметные игры — это игры с народной дидактической игрушкой, мозаикой природным материалом. Основные игровые действия с ними: нанизывание, выкладывание, катание, собирание целого из частей и т. д. Эти игры развивают цвета, величины, формы.
Настольно–печатные игры направлены на уточнение представлений об окружающем, стимулирование знаний, развитие мыслительных процессов и операций (анализ, синтез, обобщение, классификацию и др.)
Настольно печатные игры разделены на несколько видов: парные картинки, лото, домино, разрезные картинки и складные кубики.
Словесные игры. В эту группу входит большое количество народных игр типа «Краски», «Молчок», «Черное и белое» и др. Игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.
Структура дидактической игры, ее задачи, игровые правила, и игровые действия объективно содержат в себе возможность развития многих качеств социальной активности. В дидактической игре ребенок имеет возможность конструировать свое поведение и действия.
Всем хорошо известно, что начало обучения ребенка в школе - сложный и ответственный этап в его жизни. Дети шести - семи лет переживают психологический кризис, связанный с необходимостью адаптации в школе. У ребенка происходит смена ведущей деятельности: до обучения в школе дети заняты преимущественно игрой, а с приходом в школу начинают овладевать учебной деятельностью. Мы прекрасно понимаем, что для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, лёгкость вхождения в образы. Дети легко вовлекаются в любую деятельность, особенно игровую. Игра для них – учёба, игра для них – труд, игра для них – серьёзная форма воспитания. В игре проявляется сотрудничество учителя и ученика при условии, что учиться не заставляют, а увлекают. Задание в занимательной форме позволяют способным детям раскрыть свои способности. Менее активным, неуверенным в себе учащимся – развить инициативу, сообразительность, мышление. В процессе игры такой ребёнок способен выполнить объём учебной работы, который ему совершенно недоступен в обычной учебной ситуации. Даже самые незначительные успехи порождают в ученике веру в себя, в свои возможности.
Переходной формой от игры к учебе является дидактическая игра. Дидактическая игра - это метод обучения, в процессе которой в игровой ситуации решаются учебно-воспитательные задачи. Это более привычный для учителя метод обучения и вид игровой деятельности. Игра носит обучающий характер.
Игра в равной степени способствует как приобретению знаний, так и развитию многих качеств личности. Из всего существующего многообразия различных видов игр именно дидактические игры самым тесным образом связаны с учебно – воспитательным процессом. Они используются в качестве одного из способов обучения различным учебным предметам в начальной школе.
Дидактические игры делятся на наглядные (игры с предметами), а также словесные, в которых предметы не используются. Среди дидактических выделяются сюжетные игры, например «Магазин», «Почта», где в рамках заданного сюжета дети не только решают дидактическую задачу, но и выполняют ролевые действия.
Так же дидактическая игра служит для расширения, углубления и закрепления знаний. Кроме того, дидактическая игра представляет собой самостоятельную деятельность, которой занимаются дети: она может быть индивидуальной или коллективной.
Главное значение этих игр в следующем: значительно повышается познавательный интерес младших школьников к обучению грамоте; каждый урок становиться более ярким, необычным, эмоционально насыщенным; активизируется учебно-познавательная деятельность младших школьников; развивается положительная мотивация учения, произвольное внимание, увеличивается работоспособность.
Хочется надеяться, что дидактические игры будут полезными при обучении детей и помогут учителям реализовать на практике призыв известного педагога В. А. Сухомлинского: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества».
Дидактическая игра — одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра — основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая — игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Необходимо стремиться к тому, чтобы ребенок, не усвоив программного материала, не смог достичь игровой цели.
Переход от игры к учебной деятельности становится переломным моментом в жизни ребенка. Поэтому новое положение ребенка в обществе определяется не тем, что он идет из детского сада в школу, а тем, что обучение для него отныне становится обязательным.
Литература:
1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. М., 1987.
2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. М., 1991.
3. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. М.: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2004. С. 200-508.
4. Запорожец А.В. Психическое развитие ребёнка. /Избр. психол. труды в 2-х томах. М., 1986.
5. Никитин Б.Л. Развивающие игры. М., 1981.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности использования игровой деятельности в учебном процессе
Основной вид деятельности дошкольника - игра. Игра позволяет осуществить переход от воспитания дома к воспитанию и обучению в детском саду....
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/29/picture-762812-1456733445.jpg)
РАЗВИТИЕ ПРЕДПОСЫЛОК УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ С ЗПР ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Представлена методическая разработка ОО "Социализация"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/29/picture-762812-1456733445.jpg)
«Развитие предпосылок учебной деятельности у детей с задержкой психического развития посредством игровой деятельности»
Методическая разработка...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/29/picture-762812-1456733445.jpg)
«Развитие предпосылок учебной деятельности у детей с задержкой психического развития посредством игровой деятельности»
Коррекционная работа...
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/08/picture-1302242-1612784004.jpg)
Конспект ООД по игровой деятельности с элементами учебной деятельности в подготовительной к школе группы на тему: «Ябеда»
Направление: игровая деятельность с элементами учебной деятельностиВозраст (группа) подготовительная к школе группаАвтор образовательной программы, тип программы: Программа психолого-педагогических за...
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/23/picture-877284-1492933871.jpg)
«Формирование предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность»
Материал будет полезен воспитателям ДОУ...
![](/sites/default/files/pictures/2023/12/10/picture-1500682-1702237805.jpg)
План работы по самообразованию Направление деятельности: «Игровая деятельность как средство развития речи детей раннего возраста». на 2022-2023 учебный год
В первые годы жизни детей происходят очень существенные изменения в их развитии. Уже на первом году жизни ребёнок в состоянии брать и удерживать предметы, а позднее производить...