Статья о на сайт нашей ДОО о необходимости посещения группы компенсирующей направленности детьми,нуждающимися в коррекционной работе с учителем-логопедом.
статья на тему

Смирнова Светлана Валериевна

Обращение к родителям (законным представителям) детей с нарушениями речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zachem_rebenku_logoped_i_logopedicheskaya_gruppa.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Когда и зачем ребенку нужен логопед и логопедическая группа?

Ребёнок рождается, не умея говорить. В процессе своего развития он должен овладеть языком, на котором говорят окружающие его взрослые, научиться пользоваться раньше устной, а затем письменной речью. Это очень сложная задача. Ребёнку приходится за немногие годы усвоить всё богатство языка, которое создавалось народом в течение тысячелетий. К сожалению, иногда речевое развитие происходит с опозданием или с особенностями развития. Именно в таких случаях необходима квалифицированная помощь логопеда. 

Кто же такой логопед и чем он занимается?

                 Логопед - это специалист с высшим педагогическим дефектологическим образованием, который занимается выявлением нарушений речи у детей и их исправлением.

Благоприятный период для преодоления речевых нарушений- это дошкольный возраст. Важно не упустить его. Помните, что по мере взросления привычка говорить неправильно у ребенка закрепляется и хуже поддается коррекции. Правильная, красивая, связная речь – это залог успешного обучения ребёнка в школе, овладения им не только родным, но и иностранными языками.

В нашем ДОУ речевое развитие дошкольников подлежит обследованию логопедом с 4-ех лет (с согласия родителей, законных представителей).

    Ребенок 4-ех летнего возраста должен называть:

- Своё имя, фамилию, возраст.

- Имя, фамилию своих родителей.

- Всех членов своей семьи и родственников.

- Местоположение предмета (слева, справа, между).

- Время суток, их последовательность.

- Времена года, их последовательность.

- Названия детёнышей.

- Правую и левую руку.

- Основные и некоторые оттеночные цвета.

- Геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат, овал,

  прямоугольник.

- Размер предметов: по длине, по высоте, по ширине.

- Формы вежливого обращения к взрослым и сверстникам с просьбой, благодарностью, обидой, жалобой.

- Названия предметов и материалов, из которых они изготовлены (бумага, дерево, резина и др.).

-  Названия живых существ и сред их обитания (земля, почва, воздух).

- Слова, обозначающие некоторые родовые и видовые обобщения (мебель, цветы, деревья, игрушки, посуда, животные, одежда, обувь, птицы, насекомые, овощи, фрукты).

Ребенок должен уметь:

  • Высказываться о себе, своём самочувствии, настроении и отвечать на соответствующие вопросы окружающих.
  • Употреблять существительные с обобщающим значением: мебель, овощи, фрукты, ягоды, животные и т.д..
  • Правильно согласовывать слова в предложении в роде, числе, падеже.
  • Образовывать форму мн. ч. существительных, обозначающих детенышей животных (употреблять эти существительные в именительном и родительном падежах (лисята — лисят, медвежата — медвежат).
  • Правильно использовать форму множественного числа родительного падежа существительных (ложек, вилок, груш, яблок).
  • Использовать в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.
  • Задавать вопросы, отвечать на вопросы, слушать ответы товарищей, участвовать в коллективном разговоре, поддерживать общую беседу.
  • Пересказывать небольшие сказки и рассказы.
  • Составлять небольшие рассказы о предмете, по содержанию сюжетной картины.
  • Правильно пользоваться количественным счетом.
  • Выделять идентичный объект (такой же формы, такого же размера, цвета) по образцу, схематическому изображению.
  • Определять направление движений от себя (направо, налево, вперёд, назад, вверх, вниз).

Если по итогам диагностики речевое развитие вашего малыша значительно отстает от возрастной нормы, то  родителям (законным представителям) предлагается посетить консультацию с логопедом БЦДК либо нашего ДОУ.  Дети, не дающие динамики в речевом развитии за учебный год, направляются весной на районную психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК) при ДОУ. Дошкольники старших и подготовительных групп имеющие незначительные речевые нарушения, направляются для занятий только в БЦДК.

Зачем нужно проходить обследование на ПМПК?

Диагностика, проводимая специалистами ПМПК, необходима для того, чтобы оказать помощь в выборе для каждого ребенка с речевыми проблемами оптимальных, благоприятных условий для развития и успешной подготовки к школьному обучению. Ранняя диагностика и правильно подобранная коррекционная работа дает хорошие положительные  результаты. Родителей всегда пугает слово «коррекция», а оно определяется, как исправление (частичное или полное) недостатков развития (мы говорим о речевом) у детей с помощью специальной системы педагогических приемов и мероприятий. Коррекция – педагогическое воздействие, которое не сводится к тренировочным упражнениям, направленным на исправление (ликвидацию) отдельно взятого дефекта, а подразумевает воздействие на личность ребенка в целом.

Для дошкольника обследование проводится в доброжелательной обстановке в присутствии родителей на основе материалов, соответствующих возрасту детей.

В состав ПМПК комиссии входят: логопед, психолог, при необходимости психиатр.

  • Логопед - обследует речь ребенка (звукопроизношение, фонематический слух, словарный запас, грамматический строй речи, связную речь)
  • Психолог - обследует эмоционально – волевую сферу ребенка, развитие (в соответствии с возрастом) процессов внимания, мышления, памяти.
  • Психиатр – обследует индивидуально-возрастные особенности детей, причины нарушений и отклонений в их психическом состоянии.

По результатам диагностики Вам с вашим ребенком может быть предложено дальнейшее обследование у специалистов:

  • Невролог. Основная задача специалиста: вовремя увидеть, правильно диагностировать неврологическое заболевание (если такое имеется) и назначить грамотно индивидуальное лечение. На сегодняшний день школьная программа насыщена большим количеством материала, дети должны работать в высоком темпе. Малыши с ослабленной нервной системой просто будут не готовы к восприятию такого объема информации. Если мамочки пренебрегали советами детского невролога, то их дети просто не будут успевать усваивать необходимый объем информации, не потому что они не хотят, а просто потому, что у них быстро истощается внимание, они не успевают за общим темпом работы в классе, из-за чего иногда становятся агрессивными, вспыльчивыми, плохо спят.  Иногда родители просто боятся услышать какой–то диагноз, они считают, что это приговор. Но «убежав» от этого, они не помогают своему малышу вовремя справиться с проблемой, а пускают все на самотек, надеясь на авось.
  • Ортодонт. Желательно первый раз показать ребенка врачу-ортодонту в возрасте 3-4 лет, когда полностью сформирован молочный прикус. Врач определит, есть или нет проблемы, объяснит, когда и зачем их нужно решать, даст необходимые рекомендации.
  • Отоларинголог. Консультация этого специалиста дает возможность исключить снижение слуха и другие заболевания органов слуха, влияющие на развитие речи.

По окончании диагностики специалисты ПМПК дают заключение рекомендательного характера. ПМПК определяет не диагноз, а образовательный маршрут, который необходим для Вашего ребенка, чтобы скомпенсировать имеющиеся нарушения.

Помощником в этом может стать группа компенсирующей направленности (иначе логопедическая), в которую зачисляются дети только на основании заключения РПМПК.

Приемущества данной группы:

  1. Наличие специалистов, осуществляющих коррекционно-развивающую работу: учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по ФК.
  2. Два постоянных воспитателя, получившие дополнительную профессиональную подготовку по работе с детьми с нарушениями речи.
  3. Малая численность детей (12 человек), которая дает возможность осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку в течение дня.
  4. Осуществление образовательной деятельности на основе специально разработанных программ  для детей с нарушениями речи.
  5. Углубленная работа по разделу «Обучение грамоте», что важно для подготовки ребенка к овладению чтением и письмом в школе.

6. Специально организованная система  ежедневной слаженной работы всех участников образовательного процесса (специалистов ДОУ – родителей - ребенка):

- индивидуальные и подгрупповые занятия учителя-логопеда с ребенком;

- коррекционно-развивающие индивидуальные и подгрупповые занятия воспитателя с детьми по заданию логопеда( вторая половина дня);

- ежедневные занятия с ребенком родителей по индивидуальным тетрадям.

Срок пребывания в данной группе в среднем составляет 2 года.

Если родители (законные представители) решают действовать во благо малыша и посещать группу компенсирующей направленности, то они становятся нашими союзниками в преодолении речевых нарушений у ребенка. Если принимается иное решение (по любым соображениям), то родитель берет на себя всю ответственность за дальнейшее речевое развитие малыша, за его успехи и неудачи. Вы решаете не только за «сейчас», но, возможно, и за «потом».

Напоследок примеры из реальной жизни.

  • Папа на ПМПК по набору детей для занятий с логопедом:

-Владимир Ильич Ленин картавил, но был гениальным.

  • Другой вариант.

Папа некоторое время ходил с сыном на занятия к логопеду.  В очередной раз настойчиво говорит специалисту:

-Нам остался один звук, мы решили больше не заниматься, ничего страшного он ведь мальчик.

Логопед отвечает:

-Хорошо, ваше право, но может все-таки доведем начатое до конца?

-Извините, но мы так решили, - ответил мужчина.

Логопед:

-Хорошо, можно я только запишу ваш домашний адрес в журнал?

Сынишке хотелось показать, что он уже большой и все про себя знает.

-Я скажу. Говод Пикалево, улица Говнюков, дом…

(Подразумеваете правильный ответ малыша???).

Отец отреагировал молниеносно:

-Нет, мы обязательно будем ходить на занятия.

Уважаемые, родители!

Чтобы принять правильное решение взвесьте все «за» и «против», чтобы не кусать локти о том, чего уже может быть, не исправишь…..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование учителя-логопеда коррекционно-развивающей работы с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности на 2013-2014 учебный год

  Настоящий план составлен в соответствии с  «Программой логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В., Тумановой Т. В.. Логопед...

Годовой план организации коррекционно-педагогической работы учителя-логопеда в средней группе компенсирующей направленности

Пример годового плана организационной работы учителя -логопеда в нашем детском саду....

Педагогический проект «Лес - наше богатство» Подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с ТНР

На сегодняшний день вопросы охраны окружающей среды стоят очень остро. Основы экологической культуры закладываются ещё в дошкольном возрасте....

Перспективное планирование по лексической теме "Наша родина - Россия" в подготовительной группе компенсирующей направленности

Перспективное планирование по лексической теме "Наша родина - Россия" в подготовительной группе компенсирующей направленности...

«Группа компенсирующей направленности: значимость и особенность её работы для детей с ТНР в условиях дошкольной организации».

Преимущества данных  групп в том, что занятия в детском саду организовываются учителем-логопедом как групповые, подгрупповые, так и индивидуальные. Специалист «веде...