"Развитие ребенка на кончиках пальцев"
консультация (младшая группа) на тему
В данном материале представлен теоретический и практический подход по развитию мелкой моторики детей дошкольного возраста. а также содержит советы родителям по развитию мелкой моторики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста.. | 17.27 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие ребенка на кончиках пальцев»
(развитие мелкой моторики).
|часть: теоретическая.
Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о координации «рука-глаз», т. к. развитие мелких движений рук происходит под контролем зрения.
Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновение. Детям необходимо все хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус! Если взрослые стараются поддержать это стремление, предлагая малышу различные игрушки (мягкие, твердые, шершавые, гладкие и т. п.), предметы для исследования, он получает необходимый стимул для развития.
Сенсомоторное развитие имеет важнейшее значение для полноценного психического развития детей раннего и дошкольного возраста, т. к. это время для развития и совершенствования деятельности органов чувств, накопления разнообразных представлений об окружающем мире. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Доказано, что речь ребенка и его сенсорный («трогательный») опыт взаимосвязаны. Если движение пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если движение пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее от пальцев. Поэтому, чтобы ребенок хорошо говорил, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движение пальцев рук, или мелкую моторику.
Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.
|| часть: практическая.
Какие же игры и упражнения способствуют развитию мелкой моторики рук ребенка? Для этого можно использовать действия с разными мелкими предметами, рисование, раскрашивание, лепка из пластилина или теста, работа с ножницами. Мы предлагаем Вам несколько очень простых игр и упражнений для развития мелких мышц.
1). Пальчиковая гимнастика – это комплекс упражнений для пальцев и кистей рук. Суть этой гимнастики заключается в выполнении определенных движений по тексту небольшого, чаще веселого, стихотворения. Например:
«Пальчики»
1,2,3,4,5 – Вышли пальчики гулять.
1,2,3,4,5, - В домик спрятались опять!
Поочередно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать их в том же порядке.
«Человечек»
Вот человечек идет по дорожке,
И высоко поднимает он ножки.
На одной ноге стоит и по сторонам глядит.
На другую ногу встал, покачался и упал.
Человечек «идет», высоко поднимая ножки – указательный и средний пальцы, затем «стоит» на одной ноге – опирается на средний палец, а указательный подтягивает вверх, потом меняет положение «ног» - опирается на указательный, а средний палец подтягивает вверх.
2). Дидактическая игра «Золушка» - перебирание (отбор) мелких предметов: пуговицы, крупа, бусины и т.д. Например, в тарелке вперемежку лежат горох и рис, задание – выбрать горох и переложить в другую тарелку.
3).Игры с мозаиками. Задания могут быть самыми разными: от выкладывания дорожки одного цвета до составления различных узоров по своему представлению или по схемам. Игры с мозаикой особенно хороши тем, что с их помощью развиваются представления детей о цвете, форме, размере, развивается умение чередовать по цвету, форме, размеру.
4). Работа с тренажерами. Специально изготовленные тренажеры направлены на развитие умения детей расстегивать/застегивать пуговицы, завязывать шнурки-бантики, действовать с молниями, кнопками, крючками.
||| часть: советы родителям.
Работа по развитию движения рук должна проводиться регулярно. Только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить ребенку радость, не допускайте скуки и переутомления. Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.
Развитию кисти и пальцев способствуют не только «пальчиковые игры», но и разнообразные игры и действия с предметами. Такие как:
- Игры с пуговицами («Застегни карманчик», «Бусы»);
- Игры – шнуровки («Вышей цветок», «Зашнуруй ботинок»);
- Игры с прищепками («Кормушка для рыб», «Постираем платочки»);
- Игры с крышками от бутылок («Колеса для машины», «Воздушные шарики»);
- Игры с сыпучими материалами («Сухой бассейн», «Месим тесто»);
- Игры с бусинами, макаронами («Бусы для мамы», «Найди такую же»);
- Рисование (рисование карандашом, кистью, пальцами, пористыми губками, резиновыми мячами с шершавой поверхностью);
- Аппликация (сначала просто рвать, а потом и вырезать ножницами кусочки бумаги, картинки, фигуры и закреплять (приклеивать) их на листе бумаги);
- Лепка (лепка из пластилина или соленого теста; отщипнуть кусочек, надавливание, скатывание).
- Игры на песке служат прекрасным средством для развития и самообразования ребенка;
- Игры с водой способствуют развитию тактильно – кинестетической чувствительности, формируют первичные приемы мышления.
Такие игры способствуют развитию мелкой моторики, процессов ощущения, расслабляют ребенка, снимают эмоциональное напряжение. У детей повышается любознательность, пытливость; формируются знания об определенных сенсорных эталонах; расширяется словарный запас; приобретаются навыки игровой, учебной и экспериментально-поисковой деятельности.
Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, обуваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.