"Развитие речи детей младшего дошкольного возраста"
консультация (младшая группа) на тему

Ледкова Татьяна Павловна

В данном материале представлены теоретический и практический подход к развитию речи детей младшего дошкольного возраста, а также содержаться советы по развтию речи детей 3-4 года жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

           «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста».

     

                                             | часть: теоретическая.

       Одним из условий нормального развития ребенка и его дальнейшего успешного обучения в школе является полноценное формирование речи в дошкольном возрасте.

     Кто же является проводником ребенка в мир речевой культуры?

 - Такими проводниками являются взрослые, другие дети, сам окружающий мир.

     Какие существуют компоненты речи? Другими словами, что мы развиваем для формирования речи?

  1. Звуковая культура речи: это развитие речедвигательного аппарата, слухового восприятия, речевого слуха и речевого дыхания, уточнение и закрепление артикуляции (т.е. произношение) звуков.

Ребята, давайте покажем нашим мамам как плачет малыш – «А-а-а!», он плачет очень громко, а теперь очень тихо. А в далеком лесу воет голодный волк: «У-у-у!» Он воет очень грустно, теперь очень громко.

             Дети произносят звуки с разной силой голоса и интонацией.

Таким образом, мы видим, что такие небольшие упражнения очень хорошо помогают развивать произносительную сторону речи.

  1. Формирование словаря: это расширение и активизация словарного запаса детей на    основе обогащения представлений о ближайшем окружении, уточнение названий и назначение предметов одежды, обуви, посуды, мебели, видов транспорта, умение различать и называть их существенные детали.

Ребята, посмотрите и назовите эти предметы, назовите, из каких деталей состоит этот предмет.

                Дети называют предметы изображенные на картинках,

                     их составные части: машина – колесо, дверь, руль;          платье – воротник, рукава, поясок; чайник – крышка, носик, ручка и т.д.

  1. Грамматический строй речи: формирование умения грамматически правильно употреблять в речи разные части речи, согласовывать их, использовать в речи предлоги, составлять простые распространенные предложения.

 - Ребята, расскажите, какая это игрушка? (педагог показывает разные простые игрушки)

                      Маленькая синяя машинка, большой мягкий медвежонок.

  1. Связная речь: развитие диалогической формы речи, умения отвечать на вопросы, рассказывать об окружающем.

                                    ||  часть: практическая.

      Для того чтобы полноценно развивать речь детей, мы в своей работе используем самые разные игры и упражнения.

  1. Артикуляционная гимнастика – это специально разработанные упражнения для развития речедвигательного аппарата.

                        «Сказка о Веселом Язычке».  

Жил на свете Язычок. Был у него свой домик. Домик назывался ротик. Домик открывался и закрывался. Посмотри, чем закрывался ротик.

        Взрослый медленно и четко смыкает и размыкает зубы.

Зубами! Нижние зубки – крылечко, а верхние зубки – дверка. Жил Язычок в своем домике и часто глядел на улицу. Откроет дверку, высунется из нее и опять спрячется в домик. Посмотри!

         Взрослый несколько раз показывает широкий язык и прячет его.

Язычок был очень любопытным. Все ему хотелось знать. Увидит, как котенок молоко лакает, и думает: «Дай-ка и я так попробую!» Высунет широкий хвостик на крылечко и опять спрячет. Высунет и спрячет, высунет и спрячет. Сначала медленно, а потом быстрее. Совсем как у котенка получается. А ты так умеешь? А ну-ка, попробуй!

            Взрослый показывает выполнение упражнения,

                         дети повторяют упражнение.

   А еще Язычок любил песни петь. Веселый он был. Что увидит и услышит на улице, то и поет. Услышит, как дети кричат: «А-а-а», откроет свою дверку широко-широко и запоет: «А-а-а!». Услышит, как лошадка рже: «И-и-и», узенькую щелку в дверке сделает и запоет: «И-и-и!». Услышит, как поезд гудит: «У-у-у», кругленькую дырочку в дверке сделает и запоет: «У-у-у!».

                    Дети вместе со взрослым выполняют упражнения.

Так у Язычка незаметно и день пройдет. Устанет Язычок, закроет дверку и спать уляжется. Вот и сказке конец!

  1. Пальчиковая гимнастика – упражнения для развития подвижности пальцев, кистей рук. Перед тем как начать гимнастику для пальчиков, необходимо разогреть ладони до приятного ощущения тепла.

- «Здравствуй, солнце золотое!»

Здравствуй, солнце золотое!                 Пальцы правой и левой руки

Здравствуй, небо голубое!                Попеременно соединятся, в конце 

Здравствуй, вольный ветерок!               Соединяются все пальцы в Здравствуй, маленький дубок!            крепкое сплетение всех пальцев.

Мы живем в одном краю!

Вас я всех приветствую!

          - «Птенчики в гнезде»

Улетела птица-мать                        Все пальцы правой руки обхватить

Малышам жучков искать.          Левой ладонью. Получается «гнездо»

Ждут малютки-птицы                     Шевеление пальцами правой руки 

Мамины гостинцы.                             Создает впечатление живых                     

                                                                           птенцов в гнезде.

  1. Описание предмета – умение рассказать о предмете, описывать его.

 - Ребята, у вас есть любимая игрушка, какая она, почему вы ее любите?

       1-2 ребенка рассказывают о своей любимой игрушке, родители помогают им.

 - Посмотрите, вокруг нас сегодня собрались разные игрушки. Они очень хотят, чтобы вы рассказали о них своим мамам. Давайте, попробуем! А мамы будут помогать своим деткам описать выбранную игрушку.

          Дети выбирают игрушку, составлять рассказ о ней, рассказывают              

         своим мамам о ней. Затем по желанию 1-2 ребенка рассказывают

                           об игрушке всем присутствующим.

                                   ||| часть: советы по развитию речи.

 - Разговаривайте с ребенком о том, что вы делаете с ним вместе, о том, что он видит и слышит вокруг, о ваших планах на сегодняшний день.

- Помогайте ребенку расширять словарный запас и усваивать новые речевые конструкции, для чего читайте и рассматривайте вместе с ним книжки с картинками. Побуждая повторять прочитанное или рассказанное.

 - Давайте простые указания, повторяя простые предложения.

 - Будьте хорошим слушателем – дайте ребенку время договорить то, что он хотел рассказать.

 - Постарайтесь не перебивать его, поправляя произношение и порядок слов, ведь он и сам на слух, в конце концов, воспринимает правильную речь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Роль иры в развитии речи детей младшего дошкольного возраста: приемы и методы развития речи в игре"

В данной статье Вы сможете ознакомиться не только со значением ИГРЫ в жизни ребенка,а также узнать ,как правильно и эффективно организовать игру с ребенком,овладеть практическими приемами и различными...

Консультация для родителей по развитию речи дошкольников "Пальчиковые игры в развитии речи детей младшего дошкольного возраста"

laquo;Пальчиковые игры в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»Если руки неумелы,Если пальчики несмелы,Трудно ручку удержать,Буквы ровно написатьНе удержишь карандаш-Не получит...

РОЛЬ ИГРЫ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ В ИГРЕ

   В младшем дошкольном возрасте наступает качественно новый этап освоения речи. Мотивом активного овладения речи выступают растущие потребности дошкольника узнать, рассказать и возде...