мастер-класс для родителей "Слоговой период обучения"
консультация по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Акимова Наталья Владимировна

Здесь вниманию родителей, и не только родителей, но и всех желающих предлагаются игры и игровые упражнения, помогающие детям в освоении слоговой структуры слова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_dlya_roditeley.docx20.81 КБ

Предварительный просмотр:

МАСТЕР-КЛАСС для родителей старшей и подготовительной групп по ознакомлению с дидактическими играми по подготовке к обучению грамоте.

«Слоговой период обучения»

Ознакомление со слоговой структурой слова

Очень важно, чтобы дети еще до обучения чтению научились делить слова на слоги. Опыт показывает, что уже четырехлетние дети справляются с заданием разделить слово на части хлопками, а также хорошо усваивают графическое изображение деления слов на одну, две, три части (предварительно дети знакомятся с понятием "слово", с его графическим изображением в виде полоски). Пятилетние дети образуют новые слова путем наращивания слогов (лиса, лисица, лисонька), определяют количество слогов в слове, придумывают слова на заданный первый слог. Однако основная работа по ознакомлению детей со слоговой структурой слова проводится в старшем дошкольном возрасте.

В это время перед педагогом ставятся следующие задачи:

  1. Развивать умение делить слова на слоги (на слух, при помощи хлопков и т.д.).
  2. Развивать умение определять количество слогов в слове и их последовательность. Познакомить с понятием "начало" и "конец" слова.
  3. Научить определять местонахождение ударного слога в двусложных и трехсложных словах, переносить ударение с одного слога на другой (при образовании множественного числа, например, поле-поля).
  4. Развивать и закреплять навык составления слова из заданных слогов.
  5. Развивать умение быстро составлять и прочитывать слова со сходными слоговыми структурами.
  6. Развивать умение подбирать слова по одному данному слогу, а также находить слова, начинающиеся с последнего слога заданного слова.

Успешной реализации этих задач способствует ряд игр и упражнений.

"Отгадайте, кого я называю"

Предлагается встать тем детям, чьи имена состоят из стольких слогов, сколько хлопков он сделает.

"Почтальон принес письмо- дети получают конверты с картинками и по заданию логопеда отбирают те, названия которых состоят из двух, затем трех частей. Остальные проверяют правильность ответа на слух. Ответивший правильно кладет перед собой счетную палочку. В конце занятия подсчитываются результаты.

"Магазин игрушек"

Предлагает детям купить те игрушки, в названии которых определенное количество слогов.

"Отправим животных в плавание" - на доске рисунки трех корабликов с одной, двумя и тремя трубами. У детей картинки с изображениями животных, в названии которых, соответственно, один, два, три слога.

"Молчанка" - дети получают карточки с точками (1, 2, 3). Педагог называет слово или показывает картинку, дети поднимают соответствующую карточку (картинки можно использовать на определенную тему, например, игрушки, овощи, фрукты и т. п.).

"Кто уйдет дальше" - ребенок идет от доски, делая шаг на каждый слог выбранного им слова. Его остановка отмечается мелом на полу. Выигрывает тот, кто, правильно разделив слово на слоги, ушел дальше всех.

"Что вокруг нас"

Предлагается детям отыскать вокруг себя предметы с определенным количеством слогов. За каждое правильное слово ребенок получает фишку. По их количеству определяется победитель.

С целью развития умения составлять слова из слогов, а также для накопления в памяти слоговых образов можно проводить игру "Перевертыши".

У детей карточки со слогами из которых им надо составить сначала одно слово, потом, переставив слоги, другое. Выигрывают те, которые ответят, какие два слова получились (сос, на, чай, ка, вес, на, ка, мыш, бан, ка, ла, ска, ни, тка и т. п.).

С целью развития умения составлять и прочитывать слова со сходными слоговыми структурами, а также умения подбирать слова по одному данному слогу можно проводить игры "Точка", "Отгадай слово", "Собери слова". "Точка" - у педагога карточка со слогом -точка-, у детей карточки с различными слогами. Педагог предлагает детям добавить к слову точка свой слог так, чтобы получилось новое слово (веточка, кисточка и т. п.). Игра идет как соревнование. Выигрывает ряд, который быстрее всех правильно составит слова.

"Собери слова"

Детям раздаются карточки со слогами (та, за, ва, со, сли, тык, хал, клюк). Педагог пишет на доске слог -ВА-. Дети по очереди подходят к доске и прикладывают свою карточку к слогу, чтобы получилось слово и прочитывают его. В работе по ознакомлению дошкольников со слоговой структурой слова необходимо познакомить их с понятиями "начало" и "конец" слова. На графическом изображении слова (полоске) логопед демонстрирует протяженность слова - произносит слово и ведет указкой по полоске (коорооваа). Затем спрашивает, какой слог слышится в начале слова, в конце слова.

"Отгадай слово"

Педагог называет первый слог и предлагает конец слова подобрать детям (можно использовать картинку). То же задание затем используется и с последним слогом.

"Эстафета"

Педагог пишет двусложные слова на доске в два столбика. Дети из каждого ряда выходят и ставят ударение в словах. За каждый правильный ответ дети получают очко.

Работа со слогом

Работа на уровне слога ведется как на непосредственной образовательной деятельности в индивидуальной форме параллельно с работой по автоматизации и дифференциации нарушенных звуков, так и в непрерывной непосредственной образовательной деятельности по обучению детей элементам грамоты. В работу включаются различные игры и упражнения.

«Слушай и хлопай» 

Педагог произносит ряд слогов, ребенок должен хлопнуть на определенный слог: па, та, ма, па, на, ха, па.

«Слушай и считай»

Ребенок должен сосчитать, сколько слогов произнес логопед,  и поднять сигнальчик с соответствующей цифрой.

«Послушай и назови»

Ребенок должен назвать ударный слог в цепочке услышанных слогов.

«Кто самый внимательный»

Дети воспроизводят слоговые ряды:

из одинаковых гласных и согласных звуков ПА – ПА – ПАБА – БА – БА

из одинаковых согласных, но разных гласных звуков ПА – ПУ – ПОБА – БУ – БО

из разных согласных звуков и одинаковых гласныхПА – ХА – БАКА – МА – ТА

с изменением ударения ПА – ПА - ПАБА – БА – БАКА – КА – КА

со стечением согласных ТО – КТОПА – ПТАСТА – СТО – СТУА – СТА, А – СТО, А – СТУ

Отработанные стечения согласных звуков затем вводятся  в слова, которые обязательно проговариваются детьми  по слогам.

«Скажи на один слог больше, чем я» БА – БУ - ….КА – КЫ - ….

«Скажи на один слог меньше, чем я» КА – КУ – КЫ – КО

«Скажи наоборот» (игра с мячом) ПА – АП, КУ – УК

«Живые слоги» с помощью карточек с изученными звуками, дети составляют слоги по заданию педагога или к заданной схеме.

Запись слогов различных типов под диктовку с выделением разноцветными ручками букв, обозначающих гласные и согласные звуки. 

«Техники» - дети восстанавливают «сломанные» слоги… - АБ        … -ТИ… - УК        … - ДО

Данные игры могут помочь детям и родителям весело и непринужденно познакомиться со словом, его слоговым составом, способствовать развитию фонематического слуха детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер класс по ФЭМП на тему: "Обучению решению арифметических задач".

В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста....

Мастер-класс:«Использование компьютерных технологий при обучении дошкольников в целях реализации развивающей функции логопедического занятия»

Сегодня я хочу поговорить с вами об обучающей звуковой книге.  Я точно знаю, что такая книга есть у каждого из вас.  Более того, она есть у ваших детей. И многие дети уже научились ею пользо...

Мастер-класс для педагогов "Исследуем-рассуждая" Обучение детей старшего дошкольного возраста рассуждениям через познавательно-исследовательскую деятельность

В ходе представленного мастер-класса демонстрируются некоторые приемы обучения детей дошкольного возраста рассуждениям в процессе познавательно-исследовательской деятельности....

Мастер-класс для педагогов ДОУ по обучению конструированию из бумаги в технике оригами "Путешествие в страну Оригами"

В игровой форме участники познакомятся с азами сложения из бумаги в технике оригами и узнают об особенностях обучения этому детей дошкольного возраста. Познакомятся с правилами оригамистов. Узнают о р...

Мастер – класс по подготовке дошкольников к обучению грамоте для воспитателей ДОУ

Готовность ребенка к обучению грамоте складывается из многих составляющих, среди которых первостепенное значение уделяется таким речевым характеристикам, как развитый речевой слух (он лежит ...

Мультимедийная разработка " Художественное конструирование: мастер- класс для родителей в период пандемии "Цветы весны"-общаемся дистанционно

Мультимедийная разработка " Художественное конструирование: мастер- класс для родителей в период пандемии "Цветы весны"-общаемся дистанционно...

Мастер-класс для родителей в период адаптации детей раннего возроста в детском саду "Адаптируемся играя"

Адаптируемся играя" Играйте с детьми! Играйте искренне! Когда мы вместе с ними бегаем, гоняем мяч, катаемся с горки, дети начинают верить, что их родители не всегда были взрослыми. И мы становимся ...