Мастер-класс по теме: Дофонематический период, как начальная ступень в развитии фонематического восприятия у дошкольников
презентация к уроку по музыке (средняя группа)
Дофонематический период, как начальная ступень в развитии фонематического восприятия у дошкольников.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Здравствуйте уважаемые коллеги.
Тема нашего мастер- класса:
Дофонематического периода, как начальная ступень в развитии фонематического восприятия у дошкольников.
ЦЕЛЬ: Представление опыта работы с детьми по развитию фонематического восприятия в дофонемный период.
Задачи:
1. Познакомить участников мастер – класса с системой работы по развитию фонематического восприятия, посредством игр и упражнений.
2. Мотивировать педагогов на использование в работе с детьми по развитию фонематического восприятия представленных игр и упражнений.
Фонематическим восприятием или фонематическим слухом – принято называть способность воспроизводить и различать звуки речи (фонемы), составляющие звуковую оболочку слова.
Нарушение фонематического восприятия мешает детям овладеть в нужной степени:
• словарным запасом
• грамматическим строем
• тормозит развитие связной речи
Несформированность фонематического восприятия приводит к недостаткам усвоения письма, т.е. к дисграфии, а также вызывает трудности и в овладении чтением (дислексии).
В ДОФОНЕМНЫЙ ПЕРИОД (от 0 – 6 мес.) ребенок реагирует на звуки, интонацию, обращенную речь. В конце этого периода важную роль для ребенка играет ритм.
С ГОДА фонематическое развитие происходит бурно, постоянно опережая артикуляционные возможности ребенка, что служит основой совершенствования произношения.
ПРИ благополучном речевом развитии формирование фонематического слуха завершается к 2,5 годам.
Для выстраивания последовательности системы работы над фонематическим восприятием мы взяли за основу технологию Татьяны Александровны Ткаченко. Технология состоит из 5 -ти ступеней:
1.развитие речевого внимания (восприятие содержания высказываний).
2. сопоставления одинаковых звукокомплексов по мелодике (высоте, силе, тембру и пр.)
3.сопоставление слов (близких по звуковому составу).
4. сопоставление слогов ( с близкими звуками).
5. сопоставление отдельных сохранных звуков речи.
Как же помочь ребёнку с формированием фонематического восприятия?
Конечно же в игровой форме!
Предлагаем вашему вниманию игры, позволяющие в интересной форме научить ребёнка прислушиваться к звукам речи.
I. Узнаем неречевые звуки
Игра "Громкие подсказки". Взрослый прячет игрушку, которую ребенок должен найти, ориентируясь на силу ударов в барабан (бубен, хлопки в ладоши и т.д.). Если малыш подходит близко к тому месту, где спрятана игрушка, - удары громкие, если он удаляется - тихие. Поменяйтесь ролями, чтобы и малыш попробовал создавать звуки, ориентироваться в громкости и мощности звучания.
Игра "Узнай, что звенит (гремит)?". На столе несколько предметов (или звучащих игрушек). Предлагаем ребёнку внимательно послушать и запомнить, какой звук издает каждый предмет. Затем закрываем предметы ширмой и просим отгадать, какой из них сейчас звенит или гремит. Эту игру можно варьировать: увеличивать количество предметов, менять их. Можно узнавать по звукам и предметы обихода: шуршание газеты, переливание воды, двигающийся стул и т.д.
Игра "Волшебная палочка". Взяв карандаш или палку любого назначения, постучите ею по разным предметам в доме. Волшебная палочка заставит звучать вазу, стол, стену, миску…
Потом усложните задание - ребенок отгадывает с закрытыми глазами, какой предмет зазвучал.
Игра "Жмурки". Ребенку завязывают глаза, и он двигается в сторону звенящего колокольчика, бубна, свистка.
Игра "Похлопаем". Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например, два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В усложненном варианте малыш повторяет ритм с закрытыми глазами.
II. Различаем звуки, слова и фразы по тембру, силе и высоте голоса
Игра "Узнай, кто позвал". Эту игру хорошо проводить, когда вся семья дома или с группой детей в ДОУ. Ребенок стоит спиной к вам, кто-то называет его имя. Малыш узнает человека по голосу и подходит к нему
Игра "Узнай по голосу". Перед ребенком картинки с изображением домашних животных и их детенышей - коровы и теленка, овцы и ягненка и т.п. Каждое звукоподражание взрослый произносит то низким голосом (корова), то высоким (теленок). Малыш, ориентируясь на качество и высоту звука одновременно, находит соответствующую картинку (например, изображение коровы или теленка).
Сказка "Три медведя" Меняя высоту голоса, попросить малыша отгадать, кто говорит: Михайло Иванович (низкий голос), Настасья Петровна (голос средней высоты) или Мишутка (высокий голос). Если ребенок затрудняется назвать персонаж по имени, пусть покажет изображение на картинке. Когда малыш научится различать реплики по высоте звучания, попросите его самого произнести одну из фраз за медведя, медведицу и медвежонка голосом, меняющимся по высоте.
III. Различаем близкие по звучанию слова
Игра "Правильно-неправильно". Взрослый показывает ребенку картинку и громко, четко называет то, что на ней нарисовано, например: "Вагон". Затем объясняет: "Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Если я ошибусь - хлопни в ладоши. Вагон - вакон - фагон - вагон - факон - вагом" и т.д. Вначале давайте слова, легкие по звуковому составу, затем - более сложные.
Игра "Слушай и выбирай". Перед ребенком картинки с предметами, названия которых близки по звучанию:
рак, лак, мак, бак
сок, сук
дом, ком, лом, сом
коза, коса
лужи, лыжи
мишка, мышка, миска и т.д.
Взрослый называет предмет, а ребенок поднимает соответствующую картинку.
Игра "Доскажи словечко". Взрослый читает стишок, а ребенок договаривает последнее слово, которое подходит по смыслу и рифме:
На ветке не птичка -
Зверек-невеличка,
Мех теплый, как грелка.
Зовут ее... (белка).
Методические пособия перед вами.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Развитие фонематического восприятия у дошкольников с ЗПР через театрализованную деятельность»
Я работаю учителем – логопедом в старшей группе для детей с задержкой психического развития. Для дошкольников с задержкой психического развития характерна несформированность процессов инто...

Консультация."Развитие фонематического восприятия у дошкольников. Развитие фонематического слуха в процессе игры".
Консультация "Развитие фонематического восприятия у дошкольников. Развитие фонематического слуха в процессе игры....

Развитие фонематического восприятия у дошкольников с задержкой психического развития
Статья содержит общие сведения о фонематическом слухе, особенностях фонематического слуха у дошкольников с ЗПР. А так же примеры упражнений, направленных на развитие фонематического слуха и восприятия...

Проект (на 1 год) по теме «Развитие фонематического восприятия старших дошкольников посредством использования игровых приемов»
Технологии проектной деятельности (формирую субъектную позицию у ребёнка, раскрывает его индивидуальность, реализую интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию ребёнка...

Конспект ООД по развитию фонематических восприятий у дошкольников в старшей логогруппе с использованием интерактивной доски. Тема: «Гласные и согласные звуки»
Материал будет полезен учителям-логопедам при организации обобщающих занятий по формированию фонематичсеких восприятий у дошкольников 5-6 лет....

Развитие фонематического восприятия у дошкольников. Развитие фонематического слуха во время игры.
Развитие фонематического восприятия. Развитие фонематического слуха во время игры....

Развитие фонематического восприятия у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
Развитие фонематического восприятия у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речиХарактеристика детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Известно, что самым рас...
