"Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников"
консультация на тему

Учеваткина Людмила Михайловна

Конфликт между детьми - это, прежде всего, следствие их неумения построить отношения друг с другом внутри какой-то совместной деятельности или игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konfl.docx28.54 КБ

Предварительный просмотр:

     Конфликт между детьми – это, прежде всего, следствие их неумения построить отношения друг с другом внутри какой-то совместной деятельности или игры. Ведь любая совместная деятельность или игра – проверка способности людей согласовывать свои интересы, вступать в отношения взаимопонимания и диалога, подчинять свой интерес интересу общего дела. Но эта способность у детей чаще всего не сформирована. И важнейшая задача педагога – научить детей не доводить свои взаимоотношения до конфликта. А уж если конфликт случился – научить выходить из него с минимальными потерями.

Алекcандр Лобок

С конфликтами в сфере взаимодействия детей разного возраста и со сверстниками взрослые сталкиваются довольно рано. Как зарубежные, так и отечественные исследователи относят их появление к возрасту от одного до двух лет (японские воспитатели, например, предлагают начинать работу по обучению эффективному поведению в конфликтах именно с этого возраста). Д.Б. Элькониным описана динамика конфликтов: у младших детей конфликты чаще всего возникают из-за игрушек, у детей среднего возраста - из-за ролей, а в более старшем возрасте - из-за правил игры. Таким образом, причины возникающих между детьми столкновений отражают их возрастное развитие, когда от ссор из-за игрушек они постепенно переходят к настоящим дискуссиям по поводу того, насколько правильно действует тот или иной ребенок в ходе игры.

Детские конфликты могут возникать по поводу ресурсов (связанных с предметами, интересами), дисциплины (поведения), трудностей в общении (отношений), ценностей и потребностей (физиологических или психологических).

Протекание конфликта непостоянно, изменчиво и может то усиливаться, то затухать.

Факторами, обостряющими протекание конфликта в детском коллективе являются:

• повышение и внешнее проявление накала страстей (гнев, страх, тревога, разочарование);

• проявление безразличия со стороны взрослого на возникший конфликт;

• отсутствие попыток установления и поддержания отношений, как со стороны взрослых, так и со стороны самих участников конфликта - детей;

• тиражирование конфликтной ситуации, увеличение числа детей, участников конфликта, которые принимают ту или иную сторону;

• вовлечение родителей.

Факторы, ведущие к ослаблению конфликта:

• уход на нейтральную сторону;

• беседа об эмоциях, объяснение, но не демонстрация их;

• уменьшение ощущения угрозы, наличие и использование детьми и взрослыми умений и коммуникативных навыков в урегулировании конфликтов;

• сохранение и укрепление межличностных отношений.

Структура конфликта описывается по-разному разными авторами, но основные элементы принимаются практически всеми. Это - проблема (противоречие), конфликтная ситуация, участники конфликта и их позиции, объект, «инцидент» (повод для выяснения отношений, пусковой механизм), конфликт (начало активного процесса, развитие и разрешение).

Детские конфликты, особенно в старшем дошкольном возрасте, несмотря на свою специфику и многообразие, имеют в целом общие стадии протекания:

• стадию потенциального формирования противоречивых интересов, ценностей, норм (в игровом взаимодействии, общении детей);

• стадию перехода потенциального конфликта в реальный (осознание, что нарушена его территория или ущемлены личные интересы);

• стадию конфликтных действий и эмоциональных проявлений (обида, гнев, оскорбления, агрессивные насильственные действия, потасовка и т.д.);

• стадию снятия или разрешения конфликта.

Непосредственные причины возникновения конфликтов между детьми носят эмоционально-личностный характер, они связаны, как правило, с личностным восприятием происходящего вокруг, с чувственной реакцией на поведение и действия другого ребенка, расхождением во взглядах на правильность игровых действий, поступков и т.п.

Детские конфликты в соответствии с типологией по составу конфликтующих сторон можно отнести к внутриличностным, межличностным, внутригрупповым.

Детские конфликты также можно рассматривать в соответствии с классификацией по форме и степени столкновения: противоборство может быть открытым (спор, ссора и т.п.) и скрытым (действия исподтишка и т.д.); стихийным и преднамеренным, заранее спланированным или просто спровоцированным. Конфликты в детском коллективе могут выполнять самые разные функции, как позитивные, так и негативные. Небольшие ссоры и стычки можно расценить как первые жизненные уроки взаимодействия с людьми одного круга, без которых ребенок не может обойтись.

В тоже время, если педагог вместе с детьми пытается разобраться в причинах ссор, пройти по сложному психологическому лабиринту возникших обид и недоразумений, а главное – вместе с ними старается найти пути и способы, позволяющие максимально быстро перейти из состояния ссоры в состояние примирения, это дает ребенку бесценный опыт социального взросления в сотрудничестве со взрослым и весьма помогает строительству внутригруппового сообщества детей. Любая детская ссора – это проверка педагога на его педагогическую состоятельность, на его способность вступать в диалог с детьми и оказывать им действительную помощь.

Нравоучения о справедливости, угрозы, внушение чувства вины ни к чему хорошему не приводят. Задача взрослых состоит в том, чтобы научить детей некоторым правилам жизни среди других людей, в которые входит умение выразить свое желание, выслушать желание другого, договориться. При этом ребенок должен быть равноправным участником этого процесса, а не просто слепо подчиняться требованиям взрослого или более сильного партнера.

Наблюдения за детьми в конфликтной ситуации свидетельствуют о том, что часто ее участники по-разному разрешают возникшие проблемы. Одни пытаются разрешить спор силовыми методами для достижения своих целей, другие же, хорошо владеющие коммуникативными методами, улаживают свои споры и разногласия более мирным ненасильственным способом.

Это и есть два основных способа разрешения конфликтной ситуации: деструктивный и конструктивный. Деструктивные способы предполагают либо уход от ситуации («Уйду и не буду с ними играть», «Сам буду играть»), либо агрессивное ее разрешение («Всех побью и заставлю играть»), либо привлечение внешних средств для разрешения конфликта («Позову воспитателя, она всех заставит играть»).

Конструктивные выходы из конфликта предполагают продвижение в ситуации и ее разрешение («Предложу другую игру», «Спрошу у ребят, во что лучше поиграть, и мы договоримся»).

Силовой способ разрешения конфликта используют дети, у которых наблюдаются трудности в общении, отсутствие доверия, агрессивность, которая порождает различные ответные реакции противостоящей стороны. Чаще всего доминируют силовые методы воздействия на партнера у детей с признаками агрессии, с нарушениями в эмоционально-личностной сфере. Довольно часто повышенная конфликтность – это признак высокой неуверенности в себе, маскирующейся столь специфическим образом. Проба силовых методов проявляется у них не только в попытке настоять на своем, уговорить, доказать приоритет своей позиции, но и в жестком давлении, угрозах, шантаже, а иногда и в применении физического насилия.

Дети, предпочитающие разрешать конфликты конструктивным способом, более общительны, и у них, как правило, устанавливаются благополучные взаимоотношения со сверстниками. Они понимают суть ненасильственного разрешения конфликта, которая состоит в том, чтобы найти путь, который приведет к «выигрышу» обоих участников конфликта, и понимают, что вместо двусторонней борьбы лучше сообща анализировать проблему и стараться достичь согласия.

В конфликтологии разработано достаточно много методов управления конфликтами. Воспитателю при рассматривании конфликтных ситуаций между детьми важно знать некоторые из них, а именно внутриличностные, т.е. методы воздействия на отдельную личность и межличностные методы или стили поведения в конфликте.

Внутриличностные методы заключаются в умении правильно организовать свое собственное поведение, высказать свою точку зрения, не вызывая защитной реакции со стороны участников конфликта. Этому важно учить дошкольников, которые использовали бы эти навыки при решении возникших проблем во взаимоотношениях со сверстниками.

Прояснение конфликтной ситуации, оценка обстоятельств, характеров, мотивов и интересов, вовлеченных в конфликт - первый шаг на пути его разрешения. Прежде чем принимать какое-то решение, воспитатель должен попытаться понять причины возбужденного состояния участников конфликта и постараться их успокоить.

После этого появляется возможность использовать соответственно разум или интуицию для того, чтобы сформулировать возможные решения, приемлемые для всех заинтересованных сторон.

Предлагаются следующие приемы разрешения конфликтной ситуации:

• в решении проблемы учитывать нужды каждого;

• использовать творческий подход к решению проблемы: превратить конфликтную ситуацию в проблемную, а саму проблему - в возможность открыть для себя и для других нечто новое;

Основные подходы в разрешении конфликтов:

• развивать у ребенка эмпатию, навыки общения, ведущие к сближению;

• оценивать совершенный поступок, а не личность ребенка;

• высказывать свое мнение так, чтобы быть услышанным;

• нейтрализовать борьбу за власть;

• учить детей приемам саморегуляции, умению управлять эмоциями;

• формировать готовность к самостоятельному разрешению конфликта;

• вырабатывать альтернативы, привлекая детей к совместному творческому поиску.

Взаимодействие воспитателя с детьми предполагает переориентацию поведения ребенка в конфликтной ситуации. Это целесообразно делать не посредством простого запрета, окрика или замечания, а с помощью позитивных сообщений, особенно в ситуациях, когда последствия конфликта являются результатом сознательных действий ребенка, связанных с опасностью для него самого или других детей, а также асоциального поведения, проявляющегося во вспышках агрессии, актах насилия, требующих немедленной реакции воспитателя на эти действия. Этот вид сообщений не должен включать простую критику этих действий и их запрет. Позитивное сообщение, призванное изменить поведение ребенка, должно включать следующие компоненты:

• описание произведенного им действия;

• описание возможного или (неизбежного) результата этого действия;

• предложение альтернативного варианта поведения.

Необходимо, чтобы в структуру такого сообщения входили все три звена. Особенно важно не ограничиваться одним объяснением, почему так делать нельзя, а предложить детям другой вариант поведения в этой ситуации. Схема позитивного сообщения, которое предлагает ребенку изменить свое поведение, может выглядеть, например, следующим образом:

1) Когда ты …

2) Может случиться, что …

3) Лучше …

В качестве основных методов, приемов, форм обучения детей конструктивным способам разрешения конфликтных ситуаций используются:

•  сюжетно-ролевые игры (с наличием проблемной ситуации);

•  интерактивные игры (игры на взаимодействие);

• социально-поведенческие тренинги (направленные на обучение модели конструктивного поведения в разрешении конфликтной ситуации);

•  обыгрывание конфликтных ситуаций и моделирование выхода из них;

•  психогимнастика;

•  чтение и обсуждение художественных произведений;

•  просмотр и анализ фрагментов мультипликационных фильмов с последующим моделированием новых версий;

•  дискуссии.

В ходе игр дети имеют возможность получить новые впечатления, приобретают социальный опыт и общаются друг с другом совершенно не так, как в ходе обычной детсадовской жизни. Задача воспитателя - обогатить это общение душевной теплотой, чуткостью и уважением. После проведения игр детям предлагается проанализировать и обсудить полученный ими опыт, и здесь педагогу важно подчеркнуть ценность выводов, сделанных самими детьми.

Важным аспектом работы с интерактивными играми является организация времени. Детям необходимо время для прояснения своей личной ситуации и нахождения способа преодоления трудностей. Воспитатель должен предоставить детям такое время. Возможность выговориться и послушать других целебна уже сама по себе. У многих первобытных народов есть обычай организовывать так называемые «круги бесед», то есть места, где каждый член племени может изложить свое отношение к любому событию или проблеме, в то время как все остальные в это время внимательно слушают и пытаются понять говорящего. Однако не каждый ребенок-дошкольник умеет и готов рассказать о своей проблеме. В этом случае воспитатель может организовать беседу в соответствующе оборудованном месте: «Солнечный круг», «Уголок доверия», «Островок желаний», «Островок чувств», «Уютный уголок», «Стол переговоров», «Уголок тишины» и т.д.

Воспитатель в игровом взаимодействии с детьми может помочь им осознать свои ценности и установить приоритеты, может также помочь им стать терпимыми, гибкими и внимательными, испытывать меньше страхов, стрессов и чувствовать себя менее одинокими.

Литература:

  • В. Зедгенидзе «Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников: Пособие для практических работников ДОУ».
  • Социально-психологический анализ конфликтов между детьми в игровой деятельности // Вопросы психологии. – 1990. № 2. С. 35 – 42.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников

Методы и приемы разрешения конфликтов у дошкольников в группе детского сада...

«Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников»

Общие рекомендации по разрешению конфликтной ситуации между детьми...

Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников

В детском возрасте конфликтных ситуаций великое множество и во многих порой бывает трудно разобраться.  Все детские ссоры обычно разрешаются сами собой, и поэтому к ним надо относиться как к есте...

Консультация для родителей на тему "Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников"

   Ссоры, конфликты, драки – неизбежное явление детской группы. Одни дети ссорятся лишь изредка, другие постоянно конфликтуют со сверстниками, не умеют находить выход даже из самых пр...

Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников.

Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников.В настоящие время конфликты рассматриваются как сложное социальное явление. В них появляются и разрешаются противоречия, возникающие между людьми,...