Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников.
статья (средняя группа)

Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников.

В настоящие время конфликты рассматриваются как сложное социальное явление. В них появляются и разрешаются противоречия, возникающие между людьми, группами, социальными общностями. Общие интересы и притязания могут стать основаниями для прочной и стабильной дружбы, а могут привести возникновению стычек, противоречий, конфликтов и противоречий в отношениях. Конфликтные процессы мало кто одобряет, но почти все в них участвуют. Главную роль в возникновении конфликта играют, так называемые конфликтогены, т.е. «способствующие конфликту». Конфликты – это те слова, действия (или бездействия), которые могут привести к конфликту.

Конфликты возникают в силу сложившейся  дизгармонии межличностных отношений между людьми в обществе или группе или там и тогда,  где нечто, какую – то вещь или явление, нельзя поделить. Обычно к конфликтам приводят противоречия между интересами, ценностями, целями, мотивами, ролями. Под конфликтом понимается такой тип взаимодействия, при котором каждая сторона стремится завладеть предметом, обладающим свойством неделимости. Конфликты между людьми чаще всего основаны на эмоциях  и личной неприязни. Часто возникающий конфликт трудно остановить. Постоянная обида может в конечном счете привести к  проявлению жестокости в отношении своих обидчиков или противников. Конфликтные процессы могут заставлять людей играть роль, которые противоречат их внутреннему естеству.

       Трудности, возникающие при гашении конфликтов, требуют их изучения и тщательного анализа, установления возможных причин и последствий.

Отношение к конфликтам и практика работы с ними рассматривается со следующих позиций:

  • конфликт – это нормально, он неизбежен и неотвратим, поэтому выступает  как естественный фрагмент человеческой жизни;
  • его не надо воспринимать как явление приводящее к разрушениям;
  • конфликт содержит в себе позитивные возможности, которые ведут к изменению, изменения ведут к адаптации, адаптация ведет к выживанию;
  • конфликт может быть управляем; с ним можно работать.

В основе любого конфликта лежит конфликтная ситуация- скрытое или открытое противоборство двух или нескольких участников по какому либо поводу.

По формам проявления конфликты имеют место в всех областях общественной жизни. Существует огромное многообразие причин возникновения конфликтов, обусловленное различными ситуациями взаимодействий между людьми.

С конфликтами в сфере взаимодействия детей разного возраста и со сверстниками взрослые сталкиваются довольно рано.

Причины возникновения  конфликтов между детьми раннего возраста:

  • разрушенные игры;
  • выбор общей темы для игры;
  • состав участников;
  • распределение роли;
  • выбор сюжета игры;
  • правильность игровых действий.

        Детские конфликты могут возникать по поводу ресурсов (связанных с предметами, интересами), дисциплины (поведения), трудности в общении (отношений), ценностей и потребностей (физиологических или психологических).

Протекание конфликта не постоянно, может то усиливаться, то затухать.

Факторами обостряющими протекание конфликта в детском коллективе являются:

  • повышение и внешнее проявление накала страстей (гнев, страх, тревога, разочарование);
  • проявлениебезразличия со стороны взрослого на возникнувший  конфликт:
  • отсутствие попыток установления и поддержания отношений, каксо стороны взрослых, так и со стороны самих участников конфликта

 – детей;

  • увеличение числа детей, участников конфликта, которые принимают ту или иную сторону;
  • вовлечение родителей.

Факторы, ведущие к ослаблению конфликта:

  • уход на нейтральную сторону;
  • беседа об эмоциях, объяснение, но не демонстрация их;
  • уменьшение ощущения угрозы, наличие и использованиедетьми и взрослыми умений и коммуникативных навыков в урегулировании конфликтов;
  • сохранение и укрепление межличностных отношений.

Детские конфликты, особенно в старшем дошкольном возрасте, имеют общие стадии протекания:

  • стадию потенциального формирования противоречивых интересов, ценностей, норм (в игровом взаимодействии детей):
  • стадию перехода потенциального конфликта в реальный:
  • стадию конфликтных действий и эмоциональных проявлений (обида, гнев, оскорбления, агрессивные насильственные действия ит.д.);
  • стадию снятия или разрешения конфликта.

Конфликты в детском коллективе могут выполнять самые разные функции, как позитивные, так и негативные.

Позитивные:

  • разрядка напряженности между конфликтующими сторонами,
  • стимулирование к изменениям и  развитию через воспитательные взаимодействия,
  • снятие агрессивности, осознание норм поведения,
  • разрешение конфликтной ситуации обогащает жизненный опыт в сфере межличностного общения.

Негативные:

  • большие эмоциональные затраты на участие в конфликте,
  • снижение дисциплины, ухудшение эмоционального самочувствия детей и социально – психологического  климата  в дестком коллективе,
  • ущерб воспитательно – образовательному процессу,
  • дизорганизующее влияние на совместную деятельность,
  • уменьшение степени сотрудничества в различных видах детской деятельности.

Известно что в детском возрасте конфликтных ситуаций великое множество и во многих из них бывает трудно разобраться. Все детские ссоры обычно разрешаются сами собой, и поэтому к ним надо относиться как к естественным явлениям жизни. Небольшие стычки и ссоры можно расценивать как приобретение жизненного опыта, взаимодействия с окружающим миром, без которого ребенок не может обойтись.

Поэтому взрослым без особой необходимости не стоит вступать в ссоры детей. Надо чтобы они самостоятельно научились выходить из спорных ситуаций и прекращать конфликты.

Главная задача взрослых – помочь детям увидеть в каждом человека, имеющего свои желания и переживания, вместе найти выход из сложной ситуации, предлагая им варианты решения конфликта.

Общие рекомендации по разрешению конфликтной ситуации между детьми могут быть сведены к следующему:

  1. Признать существование противоречивых целей, методов и участников конфликта, определить самих этих участников.
  2. Выявить круг вопросов, составляющих предмет конфликта, выработать подход к проблемной ситуации, выявить позиции сторон, определить точки наибольшего разногласия и точки взаимного сближения позиций.
  3. Перенести разбор конфликта на более подходящее время и определить необходимость участия посредника в разборе конфликта.
  4. Разобрать варианты решения конфликтной ситуации и методы воспитательных взаимодействий.

Становясь посредником в разрешении детских конфликтов, воспитатель должен учитывать их характерные особенности:

  1. Педагог несет профессиональную ответственность за правильное решение ситуации конфликта: детский сад – модель общества, где воспитанники усваивают социальные нормы между людьми.
  2. Взрослые и дети  имеют различный социальный статус ()

Помогая детям преодолеть трудности, мы всякий раз сотворяем  своего рода чудо. Это результат совместных усилий педагога и детей, маленькое произведение искусства, в создании которого все принимают участие подобно музыкантам одного оркестра.

 

 

Воспитатель: Ларионцева Любовь Михайловна.

 

Список используемой литературы

1.Зедгннидзе В.Я.,    Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников.   Айрис Пресс, Москва 2006.

2.Андреева А.Я.,  Шипилов А.И. Конфликтология. М.: Юнити,  2000.

3.Бодалев А.А. Личность и общение. М.: Педагогика, 1983.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников.

В настоящие время конфликты рассматриваются как сложное социальное явление. В них появляются и разрешаются противоречия, возникающие между людьми, группами, социальными общностями. Общие интересы и притязания могут стать основаниями для прочной и стабильной дружбы, а могут привести возникновению стычек, противоречий, конфликтов и противоречий в отношениях. Конфликтные процессы мало кто одобряет, но почти все в них участвуют. Главную роль в возникновении конфликта играют, так называемые конфликтогены, т.е. «способствующие конфликту». Конфликты – это те слова, действия (или бездействия), которые могут привести к конфликту.

Конфликты возникают в силу сложившейся  дизгармонии межличностных отношений между людьми в обществе или группе или там и тогда,  где нечто, какую – то вещь или явление, нельзя поделить. Обычно к конфликтам приводят противоречия между интересами, ценностями, целями, мотивами, ролями. Под конфликтом понимается такой тип взаимодействия, при котором каждая сторона стремится завладеть предметом, обладающим свойством неделимости. Конфликты между людьми чаще всего основаны на эмоциях  и личной неприязни. Часто возникающий конфликт трудно остановить. Постоянная обида может в конечном счете привести к  проявлению жестокости в отношении своих обидчиков или противников. Конфликтные процессы могут заставлять людей играть роль, которые противоречат их внутреннему естеству.

       Трудности, возникающие при гашении конфликтов, требуют их изучения и тщательного анализа, установления возможных причин и последствий.

Отношение к конфликтам и практика работы с ними рассматривается со следующих позиций:

  • конфликт – это нормально, он неизбежен и неотвратим, поэтому выступает  как естественный фрагмент человеческой жизни;
  • его не надо воспринимать как явление приводящее к разрушениям;
  • конфликт содержит в себе позитивные возможности, которые ведут к изменению, изменения ведут к адаптации, адаптация ведет к выживанию;
  • конфликт может быть управляем; с ним можно работать.

В основе любого конфликта лежит конфликтная ситуация- скрытое или открытое противоборство двух или нескольких участников по какому либо поводу.

По формам проявления конфликты имеют место в всех областях общественной жизни. Существует огромное многообразие причин возникновения конфликтов, обусловленное различными ситуациями взаимодействий между людьми.

С конфликтами в сфере взаимодействия детей разного возраста и со сверстниками взрослые сталкиваются довольно рано.

Причины возникновения  конфликтов между детьми раннего возраста:

  • разрушенные игры;
  • выбор общей темы для игры;
  • состав участников;
  • распределение роли;
  • выбор сюжета игры;
  • правильность игровых действий.

        Детские конфликты могут возникать по поводу ресурсов (связанных с предметами, интересами), дисциплины (поведения), трудности в общении (отношений), ценностей и потребностей (физиологических или психологических).

Протекание конфликта не постоянно, может то усиливаться, то затухать.

Факторами обостряющими протекание конфликта в детском коллективе являются:

  • повышение и внешнее проявление накала страстей (гнев, страх, тревога, разочарование);
  • проявлениебезразличия со стороны взрослого на возникнувший  конфликт:
  • отсутствие попыток установления и поддержания отношений, каксо стороны взрослых, так и со стороны самих участников конфликта

 – детей;

  • увеличение числа детей, участников конфликта, которые принимают ту или иную сторону;
  • вовлечение родителей.

Факторы, ведущие к ослаблению конфликта:

  • уход на нейтральную сторону;
  • беседа об эмоциях, объяснение, но не демонстрация их;
  • уменьшение ощущения угрозы, наличие и использованиедетьми и взрослыми умений и коммуникативных навыков в урегулировании конфликтов;
  • сохранение и укрепление межличностных отношений.

Детские конфликты, особенно в старшем дошкольном возрасте, имеют общие стадии протекания:

  • стадию потенциального формирования противоречивых интересов, ценностей, норм (в игровом взаимодействии детей):
  • стадию перехода потенциального конфликта в реальный:
  • стадию конфликтных действий и эмоциональных проявлений (обида, гнев, оскорбления, агрессивные насильственные действия ит.д.);
  • стадию снятия или разрешения конфликта.

Конфликты в детском коллективе могут выполнять самые разные функции, как позитивные, так и негативные.

Позитивные:

  • разрядка напряженности между конфликтующими сторонами,
  • стимулирование к изменениям и  развитию через воспитательные взаимодействия,
  • снятие агрессивности, осознание норм поведения,
  • разрешение конфликтной ситуации обогащает жизненный опыт в сфере межличностного общения.

Негативные:

  • большие эмоциональные затраты на участие в конфликте,
  • снижение дисциплины, ухудшение эмоционального самочувствия детей и социально – психологического  климата  в дестком коллективе,
  • ущерб воспитательно – образовательному процессу,
  • дизорганизующее влияние на совместную деятельность,
  • уменьшение степени сотрудничества в различных видах детской деятельности.

Известно что в детском возрасте конфликтных ситуаций великое множество и во многих из них бывает трудно разобраться. Все детские ссоры обычно разрешаются сами собой, и поэтому к ним надо относиться как к естественным явлениям жизни. Небольшие стычки и ссоры можно расценивать как приобретение жизненного опыта, взаимодействия с окружающим миром, без которого ребенок не может обойтись.

Поэтому взрослым без особой необходимости не стоит вступать в ссоры детей. Надо чтобы они самостоятельно научились выходить из спорных ситуаций и прекращать конфликты.

Главная задача взрослых – помочь детям увидеть в каждом человека, имеющего свои желания и переживания, вместе найти выход из сложной ситуации, предлагая им варианты решения конфликта.

Общие рекомендации по разрешению конфликтной ситуации между детьми могут быть сведены к следующему:

  1. Признать существование противоречивых целей, методов и участников конфликта, определить самих этих участников.
  2. Выявить круг вопросов, составляющих предмет конфликта, выработать подход к проблемной ситуации, выявить позиции сторон, определить точки наибольшего разногласия и точки взаимного сближения позиций.
  3. Перенести разбор конфликта на более подходящее время и определить необходимость участия посредника в разборе конфликта.
  4. Разобрать варианты решения конфликтной ситуации и методы воспитательных взаимодействий.

Становясь посредником в разрешении детских конфликтов, воспитатель должен учитывать их характерные особенности:

  1. Педагог несет профессиональную ответственность за правильное решение ситуации конфликта: детский сад – модель общества, где воспитанники усваивают социальные нормы между людьми.
  2. Взрослые и дети  имеют различный социальный статус ()

Помогая детям преодолеть трудности, мы всякий раз сотворяем  своего рода чудо. Это результат совместных усилий педагога и детей, маленькое произведение искусства, в создании которого все принимают участие подобно музыкантам одного оркестра.

Воспитатель: Ларионцева Любовь Михайловна.

 

Список используемой литературы

1.Зедгннидзе В.Я.,    Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников.   Айрис Пресс, Москва 2006.

2.Андреева А.Я.,  Шипилов А.И. Конфликтология. М.: Юнити,  2000.

3.Бодалев А.А. Личность и общение. М.: Педагогика, 1983.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников

Методы и приемы разрешения конфликтов у дошкольников в группе детского сада...

«Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников»

Общие рекомендации по разрешению конфликтной ситуации между детьми...

"Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников"

Конфликт между детьми - это, прежде всего, следствие их неумения построить отношения друг с другом внутри какой-то совместной деятельности или игры....

Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников

В детском возрасте конфликтных ситуаций великое множество и во многих порой бывает трудно разобраться.  Все детские ссоры обычно разрешаются сами собой, и поэтому к ним надо относиться как к есте...

Консультация для родителей на тему "Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников"

   Ссоры, конфликты, драки – неизбежное явление детской группы. Одни дети ссорятся лишь изредка, другие постоянно конфликтуют со сверстниками, не умеют находить выход даже из самых пр...