Родительское собрание в старшей группе
консультация (старшая группа) на тему

Серикова Елена Александровна

Родительское собрание в старшей группе №10

Тема: «Обучение дошкольников правилам поведения  за столом»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskoe_sobranie_v_starshey_gruppe.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание в старшей группе №10

Тема: «Обучение дошкольников правилам

поведения  за столом»

МАДОУ детского сада общеразвивающего вида № 208

Воспитатель Серикова Елена Александровна

2011-2012 учебный год

Старшая группа №10.

В группе 44 человека, возраст 24-38 лет, мамы - 26 и папы - 18 (мамы 60%).

По типу обучения: активистов – 5 человек (мамы), мыслителей – 8 (мамы и папы), теоретиков – 10 (мамы и папы), остальные родители – наблюдатели.

Предварительная работа.

Анкетирование родителей, составление памятки.

Анкета для родителей

Нужные ответы подчеркнуть.

  1. Как Вы считаете, умеет ли Ваш ребенок правильно вести себя за столом?

("Да"; "Нет"; " Не всегда ".)

  1. Есть ли у Вашего ребенка постоянное место за обеденным столом?

("Да"; "Нет"; " Не всегда ".)

  1. Существует ли в Вашем доме традиция семейных обедов?

("Да"; "Нет"; " Не всегда ".)

  1. Какой посудой, и какими столовыми приборами пользуется Ваш ребенок во время еды: тарелка для первого блюда, тарелка для второго блюда, тарелка для хлеба, ложка, вилка, нож, чашка, блюдце, чайная ложка
    (при необходимости дополнить).

("Да"; "Нет"; " Не всегда ".)

  1. Пользуется ли Ваш ребенок салфеткой во время еды?

 ("Да"; "Нет"; " Не всегда ".)

  1. Часто ли Ваш ребенок спрашивает, как правильно вести себя за столом?

("Да"; "Нет"; " Не всегда ".)

  1. Есть ли дома книги по вопросам этикета?

("Да"; "Нет"; " Не всегда ".)

Благодарим Вас за сотрудничество!

Данная анкета позволила выявить наиболее сложные для многих родителей проблемы по формированию норм культуры поведения ребенка за столом во время еды.

Тема: Обучение дошкольников правилам поведения за столом.

Форма: Круглый стол.

Цель: Познакомить родителей с системой работы в ДОУ по формированию норм культурного поведения ребенка во время еды.

Материал: Столовые приборы и предметы для сервировки стола.

Головоломки и ребусы по теме.

Карточки с буквами.

Выставка литературы по теме; сказок, сочиненных родителями и проиллюстрированных детьми.

План проведения собрания

1. Выступление воспитателя (об актуальности проблемы).

2. Обсуждение правил поведения.

3. Решение проблемных ситуаций.

4. Анализ поведения своих детей.

5. Чаепитие взрослых и детей.

  1. Выступление воспитателя.

Уважаемые родители! Мы всегда рады видеть вас за нашим круглым столом. Спасибо вам за то, что вы пришли на эту встречу. Это означает, что нас всех объединяет интерес к теме родительского собрания. Как вы думаете, нужны ли дошкольникам знания норм культурного поведения и соответствующие навыки, и какую роль в их формировании играет пример семьи?

Родители высказывают свое мнение, приводят конкретные примеры поведения детей в разных ситуациях.

Следовательно, на формирование навыков культурного поведения ребенка влияют не только общепринятые нормы и правила, но и традиции, сложившиеся в семье.

Сегодня мы поговорим об этикете, в частности об умении вести себя за столом. Ведь это один из показателей, характеризующих культурного человека. От этого зависит, уверенно ли он чувствует себя в обществе, как
воспринимают его окружающие. И мы, взрослые, должны научить ребенка вести себя так, чтобы ему было комфортно в любой ситуации, а нам не было стыдно и неловко за его поведение. Обращали ли вы внимание на то, как ест ваш ребенок? Знает ли он, для чего нужны те или иные столовые приборы, умеет ли ими пользоваться?

В детском саду обучение детей правилам поведения за столом происходит как на специальных занятиях, так и ежедневно во время приема пищи. Дети знакомятся с разными видами посуды (кухонной, столовой, чайной) и столовых приборов, усваивают правила пользования ими. Чтобы полученные умения стали привычкой, потребностью ребенка, необходимо подкреплять их положительным примером родителей. Чистота, порядок, красивая сервировка, неспешная совместная трапеза, сопровождаемая приятной, спокойной беседой, должны стать ежедневной семейной нормой.

Устойчивый навык не может быть сформирован без практического закрепления. Ребенок никогда не научится уверенно пользоваться ножом и вилкой, если вы будете предлагать ему есть только ложкой, и не будет знать, что делать с салфеткой, если дома не принято ею пользоваться. Своим примером, тактичными напоминаниями, созданием соответствующих условий вы должны терпеливо вырабатывать у ребенка навыки поведения за столом.

Всем известно пожелание « Приятного аппетита!» Красивая сервировка, вкусные и красиво оформленные блюда. Спокойная обстановка – все это создаёт

психологический комфорт во время еды и имеет большое значение не только для хорошего аппетита, но и для формирования навыков культурного поведения за столом.

Ребёнок учится общаться со столовыми приборами, старается вести себя хорошо, чтобы заслужить одобрение взрослых, но у него не сразу все получается. Не торопите его, не превращайте приём пищи в военные действия по воспитанию. Ваше раздражение не только испортит ему аппетит, но и затруднит усвоение правил этикета. Только терпение, такт, внимание и деликатная помощь помогут справиться с трудностями, создадут доброжелательную атмосферу во время еды.

2. Обсуждение правил поведения.

А сейчас я хочу вам предложить закончить несколько фраз из правил поведения за столом:

  • Есть и пить надо… (беззвучно и аккуратно), не оставляя на скатерти следов пищи;
  • Не склоняться низко... (над тарелкой), лишь слегка наклонить... (голову);
  • На столе лежат только кисти рук, локти на стол... (не ставим);
  • Обе руки либо свободны, либо… (заняты): нож в правой руке – вилка… (в левой);
  • Если вилка или ложка в правой руке, то левая... (придерживает тарелку);
  • За столом нельзя говорить... (громко или с полным ртом);
  •  Не спешим в еде, но и не сидим... (долго) за одним блюдом;
  • Если во рту пища, воду... (не пьют);
  • Всегда благодарим хозяйку за угощение добрыми словами... («Спасибо, очень вкусно!» или «Спасибо, такая вкусная солянка»).

3. Решение проблемных ситуаций.

А теперь давайте с вами обсудим две проблемные ситуации поведения взрослых и детей во время еды.

Ситуация 1

Оле 5 лет. Она размазала салат по столу. «Вытри стол, Оля!»- сказала мама. Девочка насупилась и не двинулась с места. «Вытирай сейчас же за собой и убирай!» Мать ждала, но Оля сидела надувшись. Через некоторое время мать молча вытерла стол.

- Какой, по вашему мнению, должна быть реакция матери на поведение Оли?

(Примерный ответ: Своим требовательным тоном мать, по существу, спровоцировала такое поведение ребёнка. Затем, уступив, сделала то, что девочка могла бы сделать сама. Возможно вопрос «Что же нам теперь делать?», обращенный к ребёнку, вызвал бы у неё желание исправить ситуацию, если бы девочка этого не сделала ,мать могла бы проявить твёрдость: дать дочери тряпку и направляя её руку, вытереть стол. Если бы ребёнок начал сопротивляться, можно было попросить её выйти из-за стола.)

Ситуация 2

Сергей пришёл с улицы, сел за стол. «Что за манера являться к обеду в таком виде?» - строго спросила мать шестилетнего сына. - «Какой же ты поросёнок! Руки грязные, а рубашка? Посмотри на свои волосы! Ты их когда-нибудь причёсываешь?» Глаза Сергея наполнились слезами. Он сидел с таким выражением лица, словно спрашивал: «К чему ты ещё придерёшься?»

- Как вы можете объяснить поведение ребёнка и матери?

(Примерный ответ: Мальчик не соблюдает порядок видимо потому, что не приучен к этому, а мать своими упрёками только вызывает у него чувство обиды. В этой ситуации она могла бы просто сказать: « Вымой руки , причешись /заправь рубашку». Когда сын приведёт себя в порядок, его можно похвалить: «Как приятно, что ты умеешь о себе позаботиться»).

4. Анализ поведения своих детей.

А сейчас я предлагаю вам, как бы со стороны посмотреть на своих детей и проанализировать их поведение с помощью фишек,  лежащих на тарелочках.

Если ребёнок выполняет данное правило, то вы кладёте на стол фишку красного цвета; если не всегда выполняет или не совсем правильно - жёлтого цвета; если не выполняет совсем - синего цвета.

  • Ребёнок умеет мыть руки, причём моет их всегда перед едой, после посещения туалета.
  • Аккуратно складывает одежду.
  • Всегда пользуется носовым платком.
  • Вежливо обращается с просьбой завязать шапку, застегнуть пальто, благодарит за оказанную помощь.
  • Умеет во время извиниться и говорит это слово с нужной интонацией, чувством вины.
  • Не указывает пальцем на окружающих, на предметы.
  • Не вмешивается в разговор без надобности, а в случае срочной просьбы, соответственно правилам, извиняется.
  • При встрече приветливо здоровается, прощаясь, всегда говорит «до свидания».
  • Не бросает на улице, в  помещении бумажки, обёртки.
  • Не говорит матерных слов.

Посмотрите на фишки, их цвета помогут вам решить, над чем следует поработать с детьми, используя практикой примеры, похвалу и упражнения. Мы взрослые, а этот дошкольный период должны быть добрыми, понимающими, сочувствующими и мудрыми помощниками наших детей. Мы должны быть их верными и надёжными друзьями. Видимо, с осознания этой цели и стоит начинать воспитание ребёнка. Возраст от 3 до 7 лет психологи и педагоги назвали игровым. В этот период мы должны как можно больше и чаще играть с ребёнком. Играя, мы учим малыша культуре поведения. Учим его общению с людьми. Играя, мы приучаем ребёнка к дисциплине, порядку и труду. При всей требовательности к ребёнку родителям следует не скупиться на ласку. В случае, если взрослые дружелюбно и ласково относятся к ребенку, выражают веру в его возможности и силы, у ребёнка появляется чувство эмоционального благополучия. Тогда наша требовательность и строгость не выбьют его из колеи, а лишь приучат к необходимому порядку, и дисциплине.

5. Чаепитие взрослых и детей.

Принимается решение собрания. По окончании собрания родителям вручают памятки и приглашают вместе с детьми на чаепитие.

Памятка для родителей

Ребёнка следует:

Кормить строго в определённое время;

Не торопить вo время еды, дать возможность тщательно пережёвывать пищу;

Не кормить насильно;

Не отвлекать во время еды чтением или игрой;

Не поощрять за съеденное; не угрожать и не наказывать за несъеденное.

Надо поощрять:

Желание ребёнка есть самостоятельно;

Стремление участвовать в сервировке и уборке стола;

Надо приучать:

Перед едой тщательно мыть руки;

Есть только за столом;

Есть аккуратно, с закрытым ртом;

После еды благодарить;

Убирать за собой посуду и приборы или помогать взрослым;

Правильно пользоваться приборами (ложкой, вилкой, ножом).

Для усвоения и выполнения правил поведения за столом ребёнку требуется не только время, но и единство требований со стороны воспитателей детского сада и семьи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в старшей группе. Тема : Итоговое собрание по результатам мониторинга.

Родительское собрание в старшей группе.  Тема : Итоговое собрание по результатам    мониторинга. Цель : Создание положительного эмоционального    настроя у...

Конспект родительского собрания в старшей группе. Тема: « Развитие речи детей в старшей группе»

Задачи:1.     Расширить знания родителей о речевых особенностях детей 6-го года жизни;2.     Формировать знания родителей о значении развития правильной речи де...

Родительское собрание в старшей группе. Тема: «Начало учебного года – начало нового этапа в жизни детского сада и воспитанников старшей группы».

Родительское собрание в старшей группе.Тема: «Начало учебного года – начало нового этапа в жизни детского сада и воспитанников старшей группы»....

Сценарий родительского собрания в старшей группе «В лучах родительского солнца» (отношения: взрослые – ребёнок)

Сценарий родительского собрания в старшей группе«В лучах родительского солнца» (отношения: взрослые – ребёнок)...

"Старшая группа, что это значит" - сценарий родительского собрания в старшей группе

Предлагаю вашему вниманию сценарий родительского собрания в старшей группе на первый квартал учебного года. Одной из главных задач считаю - содействовать эмоциональному сближению всех участников образ...

Родительское собрание в старшей группе. Тема: «Начало учебного года – начало нового этапа в жизни детского сада и воспитанников старшей группы».

Родительское собрание в старшей группе. Тема: «Начало учебного года – начало нового этапа в жизни детского сада и воспитанников старшей группы»....