Автоматизация звука "С"
картотека на тему

Иванова Елена Анатольевна

Материал содержит картотеку для автоматизации звука "С" в речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Автоматизация звука "С"42 КБ

Предварительный просмотр:

Комплекс артикуляционной гимнастики (для звуков с, з, ц)

  1. «Окошечко» - улыбнуться без напряжения так, чтобы были

 видны верхние и нижние зубы.- 10 раз

 

  1. «Улыбка-трубочка» - чередовать имитацию улыбки и

вытянутых вперёд сомкнутых губ. - 10 раз

  1. «Лопатка» - рот открыт, удерживать расслабленный язык

на нижней губе. Если не удаётся расслабить и распластать язык,

пошлёпать по нему губами: пя-пя-пя…- 10 раз

  1. «Качели» - рот открыт, кончиком языка коснуться изнутри

верхних зубов, затем нижних.- 10 раз

  1. «Маятник» - рот открыт, кончиком языка надавить на уголок рта

 справа (слева).- 10 раз

  1. «Почистим зубы» - улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот

и кончиком языка «почистить» нижние зубы снизу вверх.- 10 раз

  1. «Вкусное варенье» - широким языком обхватить верхнюю губу,

удерживая позу обхвата, стянуть воображаемое варенье в рот.- 10 раз

  1. «Фокус» - улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий  

передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его

были прижаты, а по середине был желобок, и сдуть ватку,

положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти

 посередине языка, тогда ватка полетит вверх.7 - 10 раз

ПРОИЗНЕСЕНИЕ ТВЁРДОГО ЗВУКА С В ПРЯМЫХ СЛОГАХ

Слова со стечением согласных.

Образец:    с—вой, с—патъ, прис—тань.

сва, сво, ска,  ско        
Свая, свалить, сварить, свой, присвоить, небосвод.

Скала,  скалка,   скакать,  скатерть,  скамейка,   сколько,  скоро.

сла, сло,  слу

Слава, слабый, сладкий, слово, слон, словно, слух, случай.

смы,  сна,  сно,  сны

смог, смотр, смолы, смуглый, смыть, снаряд, сноп, снова, сны.

спа,  спо,  спу

Спать, Спартак, проспать, спор, поспорить, спутник, спутать.

ста, сто

Стая,  сталь,  ставни,  ставить,  станция,  стакан,  старик.

 приставить, достать, сто, стол, столько, стойка, постой.

сту, сты 

 настойка, стук, стул, стужа, ступка, ступеньки, стынуть

ПРОИЗНЕСЕНИЕ ТВЁРДОГО ЗВУКА С В ОБРАТНЫХ СЛОГАХ

  1. Произносить слова с ударением на слоге.

Образец:   ро—с—, по-га—с—, кол-ба—с—-ка.

ас ос ус ыс

Бас, вас, нас, пас, квас, погас,  басня, каска, маска, масло, паста,

опасно, гласный, колбаска, ласточка.

Нос,  воск, мост, хвост,  покос, вопрос,  киоск, кросс, космос,

полоска.

Ус, вкус, куст, густо, пусто, вкусно, капуста, мускул, вкусный.                                                    

Мыс, кумыс, выступ, выслать, рыскать, выставка.

яс ёс ес ис

Ясно, ясный, ястреб, пляска, коляска, хлястик.

Нёс, пёс, тёс, овёс, унёс, вёсла, пёстрый.

Лес, леска, кресло, место, тесто, тесно, интерес, интересный.

Диск, лист, писк,  миска, повис,  танкист,  кислый, тенистый,

холмистый.

ПРОИЗНЕСЕНИЕ ТВЁРДОГО ЗВУКА С В ОБРАТНЫХ СЛОГАХ

2. Произносить (читать) слова без ударения на слоге.

Образец:    пу—с—-той, а—с—-фальт.

ус

Парус, глобус, фокус, автобус, троллейбус, куски, кусты, густой,

пустой, пустяк, уснул, устал, успел, пускать, брусника.

ис

Тиски, листва, искать, испугать, история, Испания, пенистый.

ПРОИЗНЕСЕНИЕ ТВЁРДОГО ЗВУКА С В ПРЯМЫХ И

          ОБРАТНЫХ СЛОГАХ

1.Повторить словосочетания:

свежее масло, солёная капуста, сладкий арбуз, кисло-сладкий

квас, спелый абрикос, салат из редиски, колбаса с чесноком,

миска с супом, высокая сосна, узкие сапоги, чистая посуда,

густые леса, пустой стакан, ласковая собака, старый костюм,

вкусный соус, усталая Соня, сонный Саня, высокая коляска.

4. Упражнение. Произносить (читать) предложения.

ОБРАЗЕЦ:  Ларис—а   убирает  мус__ор. У С—они с—умка.

В лесу лиса. На траве роса. На полке посуда. В лесу высокие

сосны. У Бориса русые волосы. Собери сор совком. Собака

своих не кусает. Я упал из санок в сугроб. На рисунке стойкие

солдаты. Судно встало на якорь у скалы. Самолет летит

высоко над лесом. Собака видит на суку сороку и лает.

Трава сохнет на солнце. Бери для скотины сухую солому. В саду

сладкие абрикосы. На улице сыро, надевай сапоги.

Соня, смотри - сом! У сома усы. В буфете сайка, сахар, сыр, сало.

Лариса, клади в суп фасоль и мясо.


ПРОИЗНЕСЕНИЕ ТВЁРДОГО ЗВУКА С В ПРЯМЫХ СЛОГАХ

6. Упражнение. Произносить (читать) тексты.

На санках                                Гусаки        

На санках Саня с Соней        Идут леском
Едут, санки погоняя.                Гусак за гусаком.
Санки скок, Саню в бок,          Смотрит свысока
Соню бух в сугроб.                  Гусак на гусака.

Ой, выщиплет бока                 

Гусак у гусака.

Загадка

Два соседних колеса

Собирают голоса.

Друг от друга тянут сами

Поясочек с голосами. (Магнитофон)

(В. Фетисов)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Автоматизация звуков с использованием знаков-символов. Автоматизация звука [р] в начале слова с открытым слогом. (индивидуальное занятие для детей с нарушением интеллекта 4 год обучения)

Коррекционно-образовательные цели:-автоматизация правильного произношения звука [р] в прямых слогах, в начале слова;-обучение навыку звукового анализа слова (определение места звука в слове);-развитие...

занятие по автоматизации изолированного звука"ш" и автоматизация "ш" в открытых и закрытых слогах

Занятие - презентация  с использованием игровых приемов (анимация)...

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ. СКУЧНО?.. НЕТ, ИНТЕРЕСНО! ИГРЫ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ

ИГРЫ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВУчителям-логопедам и родителям детей, посещающих коррекционные группы, хорошо известно, насколько труден и длителен процесс автоматизации поставленного звука в речи. Одноо...

Развитие связной речи дошкольников с речевыми нарушениями на основе текстов для автоматизации звуков (часть 2) . Автоматизация звука «Р» в рассказе Открытые ворота.

Автоматизация звука «Р» в связной речи и обучение  пересказыванию  на материале  рассказа "Открытые ворота"....

Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе (5-6 лет) детей с ФФНР и ФНР «Звуки С – З» (Автоматизация звуков С - З). Речевое развитие детей через игровую деятельность «Автоматизация свистящих звуков».

Цель: Формировать у детей предпосылки к учебной деятельности на логопедических занятиях через игровую  деятельность, участников по совместной деятельности....

Конспект совместной деятельности с ребёнком по коррекции звукопроизношения. Занимательная автоматизация. Игры и игровые упражнения по автоматизации звука (Р).

Конспект совместной деятельности с ребёнкомпо коррекции звукопроизношения.Занимательная автоматизация.Игры и игровые упражнения по автоматизации звука (Р). "Игрушечная стройка"...

"Автоматизация звука "Л", "Автоматизация звуков "Ш,Ж,Л", "Автоматизация поставленных звуков"(ш,ж), "Автоматизация поставленных звуков"(л,р)

Данный материал содержит упражнения, задания и игры на автоматизацию уже поставленных звуков удетей старшего дошкольного возраста....