Нравственное воспитание дошкольника
консультация на тему

Богомолова Елена Анатольевна

Какими мы воспитываем наших детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nravstvennost.docx24.37 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание. Тема: «Нравственность. Что такое хорошо, что такое плохо…»

За последние годы наша жизнь резко изменилась. На первый план выдвинулись люди активные, умеющие мыслить трезво, люди рациональные, ценящие прежде всего конкретный результат, стремящиеся к материальным благам. Само по себе это совсем не плохо! Но общаясь с детьми, с волнением замечаешь, что им не хватает тепла, сопереживания, доброты, простого общения с родными и близкими людьми.

Анализируя эту ситуацию, замечаешь, что большинство родителей стараются, чтобы у их детей была красивая, удобная одежда, яркие игрушки, популярные детские книги. С детьми занимаются, стараются, чтобы они получали информацию. Ведь родители заинтересованы прежде всего в обилии знаний, ведь впереди школа.

Но беседуя, играя, занимаясь с детьми, выясняешь, что самыми важными качествами человека они считают силу, смелость, чисто внешнею красоту, полезность. А где же доброта, нежность, верность, бескорыстие, готовность прийти на помощь слабому? Вот в чём вопрос. Что же нам делать? Как воспитать человека творческого, умеющего мыслить неординарно, видеть в окружающем его мире необычное, удивительное, примечательное, желающего изменить этот мир к лучшему, дарящего окружающим доброту, радость, красоту?

Этот вопрос хотелось – бы обсудить сегодня с Вами, уважаемые родители. Итак, наша тема сегодня: «Нравственность. Что такое хорошо и что такое плохо… »

У вас на столах лежать лепестки цветка и я попрошу Вас написать на лепестке одно слово которое определяет нравственность, помогите цветку распуститься (на магнитной доске формируют цветок-ромашку символ СЕМЬИ)

Крошка сын к отцу пришёл

И сказала кроха

Что такое хорошо

Что такое плохо?...

А действительно, рассуждая, мы часто говорим о нравственном и безнравственном в нашей жизни. Так что же мы вкладываем в это понятие нравственность? Как вы это понимаете?

(Обсуждая данный вопрос, родители и педагоги высказывают своё мнение.)

Итак, нравственность – это справедливость, милосердие, отзывчивость, сочувствие, доброта, уважение, ответственность, патриотизм, терпимость, то, что позволяет считать человека личностью, т. е. отношения, существующие между людьми обязанности, которые вытекают из этих отношений.

Но время идёт, многое меняется и перестраивается. Наверное люди, и законы, по которым они живут, тоже изменяются. Может быть, стоит оглянуться назад и вспомнить о жизни и нравственных отношениях, существующих у наших предков.

В старину, сядет за стол семья, во главе – старший, отец значит, пока отец ложку не возьмёт, никто не ест, не пьёт, как отец скажет, так тому и быть, в голову не придёт ослушаться. И уж коль отец в доме порядком хозяин, то мать по духовной части, как с кем спор зайдёт, как правильно поступить, а как не по-божески, так все к ней идут, тут уж и сам хозяин её слушаться будет. Вот как! Поэтому и народ раньше незлобливый был.

Итак, в старину хозяином в доме считался отец. Как Вы с точки зрения современного человека оцениваете отношения существовавшие в прошлом в каждой семье? Кто в доме должен быть хозяином? (В ходе беседы идёт обсуждение данного вопроса. О примере родителей. Какой пример детям должны показывать они.) Да! Жизненный уклад семьи играет большую роль в жизни ребёнка. Потому, что именно в семье формируются главные устои человека. Ведь какими бы прекрасными не были наши детские сады, главными воспитателями мысли малышей являются отец и мать.

В нашем обществе, к сожалению, существуют такие явления, как наркомания, бездомные дети, дети, брошенные родителями, как в прямом смысле, так и дети, которые живут в семьях, не получая должного внимания и ухода со стороны родителей жестокость и бандитизм среди подростков, грубость и насилие. Так что же мы посеяли, если пожинает такие плоды? Как вы думаете, в чём причины всех этих явлений? (Родители и педагоги высказывают своё мнение).

Нет будущего без прошлого. И каким бы прекрасным не показалось будущее, не может быть высоконравственного общества, без знания истории своего народа, его нравов и культуры. Возникает такой вопрос, как донести до наших детей историю нашего народа, его культуру? (Обсуждая вопрос о патриотическом воспитании.)

В старину бабушка носочек при лучине собирается вязать, а вокруг неё внучата устраивались, бабушка спицами работает, а сама сказочки сказывает. А часто ли мы рассказываем сказки нашим детям? Может быть, именно сказок – то и не хватает.

Хороших, добрых сказок, где царит красота и справедливость. Может тогда в их юных душах воцарится гармония? (Обсуждается этот вопрос)

Нравственное воспитание детей имеет большое значение для многих родителей. И в этом нет ничего странного. Ведь, воспитывая ребенка, каждый родитель хочет, чтобы из него вырос достойный человек. Папы и мамы хотят гордиться своим отпрыском, мечтают, что из него вырастет созидатель, а не прожигатель жизни. Мы, взрослые, стараемся оградить малыша от всего безнравственного, отталкивающего, растлевающего его душу. Но, увы, создать для детей тепличные условия, защитить их от всего негативного, что есть в нашей жизни, невозможно. Поэтому очень важно научить ребенка различать хорошее и плохое, личным примером поддерживать в нем стремление творить добро, иными словами, воспитывать нравственные качества.

НРАВСТВЕННОЕ воспитание – сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие чувств. Воспитанию нравственных чувств (доброты, справедливости, способности противостоять лжи и жестокости) в педагогике всегда уделялось большое внимание.

Развитие нравственных чувств происходит у детей с самых малых лет в процессе взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. Душа ребенка подобна чистой доске. И что мы напишем на этой доске, то и получим в ответ. Научить малыша говорить взрослым и сверстникам «здравствуйте», «спасибо», «будьте добры», «до свидания», не бросать фантики где попало, а прятать их в кармашек, чтобы потом выбросить в мусорное ведро, помогать маме, бабушке, незнакомому пожилому человеку, воспитателю, жалеть животных – все это в силах взрослого, но только в том случае, если сам взрослый способен проявлять эти чувства, которые искренни, идут от души. Конечно, мы, взрослые, несовершенны. Но ради наших детей, ради их лучшего будущего стоит поработать над собой, приложить все усилия, чтобы наши дети были красивы и телом, и душой. Ведь именно в семье закладываются нравственные основы личности, а мы, воспитатели, лишь развиваем и укрепляем их.

Результаты анкетирования порадовали. Оказывается, наши воспитанники еще умеют сопереживать животным, сказочным героям. В семьях не используются насильственные методы воспитания. Но были и такие ответы, которые заставили нас серьезно задуматься. Один из родителей, отвечая на вопрос «Под влиянием каких воспитательных мер ваш ребенок изменяет свое поведение», искренне признался: «Обещание подарков за хорошее поведение». Получается, что очень скоро ребенок будет себя хорошо вести только за подарки? Такая перспектива несколько пугает.

И все же современным родителям не чужды такие понятия, как порядочность, честность, отзывчивость, сострадание. Это подтверждают и активное участие их в обсуждении педагогических ситуаций, предложения собственных вариантов решения. Большой интерес у родителей вызвал фильм с размышлениями и рассуждениями детей среднего и старшего возрастов по вопросам: «Без чего нельзя жить? Каким человеком ты хочешь быть? Что бы ты сделал, если б у тебя была волшебная палочка?».

Хочу прочитать вам притчу, которая, мы очень надеемся, заставила каждого родителя задуматься и пересмотреть свои взаимоотношения с ребенком. «Когда-то давно старый мудрец открыл своему внуку одну жизненную истину: – В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло, зависть, ревность, эгоизм, ложь… Другой волк представляет добро, мир, любовь, надежду, верность, истину… Маленький внук, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

– А какой волк в конце побеждает?

Старый мудрец едва заметно улыбнулся и ответил:

– Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь».

Уважаемые родители, не забывайте, что основу нравственных качеств в ваших детях закладываете именно вы. Это непростой каждодневный труд, но, поверьте, он даст свои плоды.

 Сегодня мы специально не пригласили сюда Ваших детей, так как считаем безнравственным обсуждать эти вопросы в их присутствии. Но семья без детей лишена радости и счастья. И сейчас мы Вам покажем на видео записи Ваших детей, как они понимают понятие семья.(Заранее снятый ролик с детьми о понятии семья «Без чего нельзя жить? Каким человеком ты хочешь быть? Что бы ты сделал, если б у тебя была волшебная палочка?».)

 Мы часто смотрим на небо, на падающие звезды, и загадываем желания.

(Ведущий раздает гостям и участникам макеты звезд)

- Вот, у Вас в руках звезда. Загадайте желание. Чтобы наши дети были добрыми и милосердными, чтобы в сердцах людей жили справедливость и взаимопонимание. А мне хотелось сказать:

Расти малыш, не торопи года,

Ведь каждый миг тебе отпущен богом.

Пусть он не повторится-не беда,

Но счастлив будь у матери под боком

Пока сейчас, а дальше жизнь сама рассудит.

Расти малыш, люби весь мир,

Тогда любой в нем счастлив будет.

Нам очень хочется, чтобы ваши желания, уважаемые родители, исполнились, а наши дети получали столько заботы и ласки, чтобы они могли дарить их всему миру, окружающему их.

Мы не случайно выбрали ромашку которое присутствовало все собрание ромашка символ любви, семьи и верности

Древние говорили: «Сорви цветок любви и подари его тому, кто рядом с тобой и тогда любовь навечно поселится в его сердце!»

Срывайте каждый деть этот «цветок нравственности» и дарите его детям!

На этом собрание подошло к завершению всего вам доброго!

Основы нравственных отношений в семье.

  •         Проявляйте  интерес к жизни и проблемам ребёнка – подражая, он очень скоро вернёт это Вам.
  •         Будьте искренними -Ваши показные вежливость и чуткость к окружающим легко распознаются ребёнком, и он учится лжи и лицемерию.
  • Поступайте с другими людьми тактично, будьте терпеливыми к чужим недостаткам – это будет для Вашего ребёнка уроком доброты и человечности.
  • Не говорите о людях неуважительно, плохо – ребёнок вырастет и станет отзываться так же и о Вас.
  • Поведение – это нравственное мерило человека. Проявляйте благородство при любых обстоятельствах. Станьте примером для своего ребёнка.

Правила общения в семье.

  • Начинайте утро с улыбки.
  • Не думайте о ребенке с тревогой.
  • Умейте «читать» ребёнка.
  • Не сравнивайте детей друг с другом.
  • Хвалите часто и от души.
  • Отделяйте поведение ребёнка от его сущности.
  • Испытывайте радость от совместной с ребёнком деятельности.
  • Не будьте равнодушны к внутреннему миру и переживаниям ребёнка.
  • Старайтесь не показывать детям свои отрицательные эмоции, не подавайте дурной пример.
  • Старайтесь не создавать таких ситуаций, в  которых ребёнок может проявить своё негативное поведение.

        Как можно больше хвалите ребёнка даже за незначительные успехи.

Памятка бабушкам (дедушкам) по воспитанию внуков.

  • Слушайте своих внуков, не перебивайте их, вникайте в интересующие детей вопросы и проблемы.
  • Выполняйте свои обещания, не откладывая их в долгий ящик и не надеясь, что внуки забудут о них.
  • Помните: главные воспитатели – родители, а бабушки и дедушки имеют лишь право совещательного голоса.
  • Обращайте внимание на хорошие качества внуков, и их станет больше.
  • Умейте планировать радость. Помните: нет ничего дороже искреннего детского смеха, детской непосредственности, детской любви.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственное воспитание дошкольников. Беседы по воспитанию культуры поведения дошкольников.

Практический материал по воспитанию культуры поведения  дошкольников. Представлен  в виде бесед , которые можно проводить с детьми старшего дошкольного возраста....

Доклад по духовно-нравственному воспитанию на тему: "Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения как условие эффективности духовно-нравственного воспитания дошкольников".

Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения как условие эффективности духовно-нравственного воспитания дошкольников"....

Консультация для родителей по духовно-нравственному воспитанию дошкольника на тему :"Нравственное воспитание детей младшего возраста"

Консультация для родителей  по духовно-нравственному воспитанию дошкольника на тему :"Нравственное воспитание детей младшего возраста"...

Статья по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему: «Средства и методы нравственного воспитания дошкольников»

Статья по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему:«Средства и методы нравственного воспитания дошкольников»...

Статья по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему: «Средства и методы нравственного воспитания дошкольников»

Статья по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему:«Средства и методы нравственного воспитания дошкольников»...