Ребёнок с нарушением самооценки
методическая разработка на тему

Советы родителям, заинтересованным в формировании адекватной самооценки у детей. Упражнения, помогающие сформировать детям положительное отношение к себе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rebenok_s_narusheniem_samootsenki.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:

«РЕБЁНОК С НАРУШЕНИЕМ САМООЦЕНКИ»

Мы постоянно сравниваем себя с другими людьми и на основе этого сравнения вырабатываем мнение о себе, о своих возможностях и способностях, чертах своего характера и человеческих качествах. Так постепенно складывается наша самооценка. Но зачастую родители забывают, что процесс этот начинается уже в самом раннем возрасте. Кому из нас не приходилось слышать подобные реплики: «Посмотри, как хорошо сделал Петя. А у тебя опять что получилось?». Или: «Ты уже такой большой, а до сих пор не научился шнурки завязывать». Не всегда родители задумываются над тем, что именно из таких оценок складывается мнение ребёнка о самом себе. Именно в семье ребёнок впервые узнаёт, любят ли его, принимают ли таким, каков он есть, сопутствует ли ему успех или неудача. В дошкольном возрасте у ребёнка складывается ощущение благополучия-неблагополучия, которое в некоторой степени может помочь предположить, каким ребёнок может стать в будущем: человеком, преуспевающим в любом деле или человеком, который считает, что он не в силах осуществить намеченное.

  Наша самооценка может быть слишком высокой или слишком низкой, а может находиться на среднем уровне. Важно, чтобы то, как оценивает себя ребёнок, совпадало с его реальными возможностями.

     Активность, находчивость, бодрость, чувство юмора, общительность, желание идти на контакт – вот те качества, которые свойственны детям с адекватной самооценкой. Они охотно участвуют в играх, не обижаются, если оказались проигравшими и не дразнят других в случае выигрыша.

    Пассивность, мнительность, повышенная ранимость, обидчивость свойственны детям с заниженной самооценкой. Они не хотят участвовать в играх, потому что бояться оказаться хуже других, а  если участвуют в них, то часто обижаются и уходят. Иногда дети, которым даётся негативная оценка в семье, стремятся компенсировать это в общении с другими детьми. Они хотят всегда и везде быть первыми и принимают близко к сердцу, если это не удаётся.

  При завышенной самооценке дети во всём стремятся быть лучше других. Часто от такого ребёнка можно услышать: «Я самый лучший (сильный, красивый). Вы все должны слушать меня». Такой ребёнок порой бывает агрессивным по отношению к другим, которые тоже хотят быть лидерами детской группы.

    СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ, ЗАИНТЕРЕСОВАННЫМ В ФОРМИРОВАНИИ  

                      АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ:

  • НЕ ОБЕРЕГАЙТЕ СВОЕГО РЕБЁНКА ОТ ПОВСЕДНЕВНЫХ ДЕЛ, НЕ СТРЕМИТЕСЬ РЕШАТЬ ЗА НЕГО ВСЕ ПОБЛЕМЫ, НО И НЕ ПЕРЕГРУЖАЙТЕ ЕГО ТЕМ, ЧТО ЕМУ НЕПОСИЛЬНО. ПУСТЬ РЕБЁНОК ВЫПОЛНЯЕТ ДОСТУПНЫЕ ЕМУ ЗАДАНИЯ И ПОЛУЧАЕТ УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ОТ СДЕЛАННОГО.

  • НЕ ПЕРЕХВАЛИВАЙТЕ РЕБЁНКА, НО И НЕ ЗАБЫВАЙТЕ ПООЩРИТЬ ЕГО, КОГДА ОН ЭТОГО ЗАСЛУЖИВАЕТ. ПОМНИТЕ, ЧТО ПОХВАЛА ТАК ЖЕ, КАК И НАКАЗАНИЕ, ДОЛЖНА БЫТЬ СОИЗМЕРИМА С ПОСТУПКОМ.

  • ПООЩРЯЙТЕ В РЕБЁНКЕ ИНИЦИАТИВУ. ПУСТЬ ОН БУДЕТ ЛИДЕРОМ ВСЕХ НАЧИНАНИЙ, НО ТАКЖЕ ПОКАЖИТЕ, ЧТО ДРУГИЕ МОГУТ БЫТЬ В ЧЁМ-ТО ЛУЧШЕ ЕГО.

  • НЕ ЗАБЫВАЙТЕ ПООЩРЯТЬ И ДРУГИХ В ПРИСУТСТВИИ РЕБЁНКА. ПОДЧЕРКНИТЕ ДОСТОИНСТВА ДРУГОГО И ПОКАЖИТЕ, ЧТО ВАШ РЕБЁНОК МОЖЕТ ТАКЖЕ ДОСТИЧЬ ЭТОГО.

  • ПОКАЗЫВАЙТЕ СВОИМ ПРИМЕРОМ АДЕКВАТНОСТЬ ОТНОШЕНИЯ К УСПЕХАМ И НЕУДАЧАМ. ОЦЕНИВАЙТЕ ВСЛУХ СВОИ ВОЗМОЖНОСТИ И РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЛА.

  • НЕ СРАВНИВАЙТЕ РЕБЁНКА С ДРУГИМИ ДЕТЬМИ. СРАВНИВАЙТЕ ЕГО С САМИМ СОБОЙ (ТЕМ, КАКИМ ОН БЫЛ ВЧЕРА И, ВОЗМОЖНО, БУДЕТ ЗАВТРА).

Полезно знать, что уровень самооценки не устанавливается раз и навсегда. Он может изменяться, особенно в дошкольном возрасте. Каждое наше обращение к ребёнку, каждая оценка его деятельности, отношение к его успехам и неудачам – всё это оказывает влияние на отношение ребёнка к себе.

   Для того чтобы помочь ребёнку лучше осознать себя и сформировать положительное отношение к самому себе, можно выполнить с ним следующие упражнения.

«Проигрывание ситуаций»

Ребёнку предлагается ситуация, в которой он должен изобразить самого себя. Ситуации могут быть самыми разнообразными. Родители могут их придумать сами, а могут взять реальные ситуации из жизни ребёнка.

Примеры ситуаций:

- Ты участвовал в соревновании и занял первое место, а твой друг был почти последним. Он очень расстроился. Помоги ему успокоиться. А, если бы ты проиграл, то, что бы стал делать?

- Ребята из твоей группы играют в интересную игру. А ты опоздал в детский сад, и игра уже началась. Попроси, чтобы ребята и тебя приняли в игру. Что ты будешь делать, если они не захотят принять тебя.

- Тебя и твоего друга угостили тремя апельсинами. Как ты поделишь эти апельсины? Почему?

Эта игра поможет вашему ребёнку освоить эффективные способы поведения и использовать их в реальной жизни.

«Я и другие»

Ребёнку предлагается рассказать о своём друге, маме, папе, бабушке, дедушке и т. д. Важно, чтобы ребёнок мог высказать своё мнение, подчеркнуть положительные черты другого. Можно попросить ребёнка рассказать и о себе, выделяя положительные и отрицательные качества.

 

«У нас всё можно»

Эту игру с ребёнком можно провести в выходной день, когда ваш ребёнок целый день проводит с вами. Суть этой игры заключается в том, чтобы разрешить ребёнку делать всё, что он захочет, конечно, за исключением того, что может быть для него небезопасным. Пусть играет во что хочет, разрешите ему бегать и прыгать. Наберитесь терпения и будьте спокойны. В конце дня попробуйте сесть вместе с ребёнком и обсудить с ним всё, что произошло за день. Вспомните каждый момент прошедшего дня. Обсудите, хороши ли были поступки ребёнка, насколько они соответствовали ситуации: может быть, в тот момент, когда с боевым кличем шла война с роботами, отдыхала старенькая бабушка, или папа разговаривал по телефону, когда сыну очень хотелось построить с ним из конструктора замок. Пусть ребёнок сам попробует вспомнить ситуации, когда он своим поведением в чём-то мешал другим. Попробуйте придумать с ним вместе другие выходы из этих ситуаций, которые бы устраивали бы и ребёнка, и вас. Может быть, такая игра поможет лучше понять ребёнку, что, кроме него, у родителей есть много других дел и интересов.

   Эта игра будет полезна для детей как с заниженной, так и с завышенной самооценкой. Неуверенные в себе, робкие дети смогут почувствовать, что они могут быть активными, могут добиваться успеха и не бояться каких-нибудь оценок со стороны взрослого. Эгоистичные, не видящие никого вокруг себя, дети, возможно, смогут понять, что рядом находятся близкие, у которых тоже есть свои интересы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности развития ребёнка с нарушениями интеллекта в младенческом возрасте.

В данном материале  описывается процесс развития ребёнка с интеллектуальными нарушениями в младенческом возрасте....

"Семья ребёнка с нарушением зрения"

Модели семейных взаимоотношений с детьми с нарушением зрения, позиции родителей к своему ребёнку....

Значение сформированности восприятия сенсорных эталонов для готовности к школьному обучению ребёнка с нарушением зрения.

В статье говорится об особенностях развития зрительного восприятия и формирования сенсорных  эталонов у детей с нарушением зрения....

Консультация для родителей "Ребёнок с нарушением самооценки".

Пассивность, мнительность, повышенная ранимость, обидчивость часто свойственны детям с заниженной самооценкой. Они не хотят участвовать в играх, потому что бояться оказаться проигравшими, хуже других,...

РЕБЕНОК С НАРУШЕНИЕМ САМООЦЕНКИ

Что такое самооценка? Самооценка- это то, как я сам себя оцениваю, способность анализировать свои возможности. От уровня самооценки завсит наша способность общаться с другими людьми, успешность и умен...

Консультация «Ребенок с нарушением самооценки»

В данной консультации даны советы родителям, заинтересованным в формировании адекватной самооценки у ребёнка....