Консультация «Ребенок с нарушением самооценки»
консультация

Пархоменко Инесса Николаевна

В данной консультации даны советы родителям, заинтересованным в формировании адекватной самооценки у ребёнка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

C:\Users\Викулька\Pictures\images.jpgКонсультация педагога-психолога Пархоменко И.Н.

«Ребенок с нарушением самооценки»

           Мы постоянно сравниваем себя с другими людьми и на основе этого сравнения вырабатываем мнение о себе, о своих возможностях и способностях, чертах своего характера и человеческих качествах. Так постепенно складывается наша самооценка. Но зачастую родители забывают, что процесс этот начинается уже в самом раннем возрасте. Кому из нас не приходилось слышать подобные реплики: «Ну вот, посмотри, как сделал Петя. А что опять у тебя получилось?!» Или: «Ты уже такой большой, а завязывать шнурки (есть кашу, читать буквы и т. п.) так и не научился!» Много, много подобных высказываний можно услышать от родителей, которые не задумываются над тем, что именно из их оценок и складывается, в первую очередь, мнение ребенка о самом себе. Именно в семье ребенок впервые узнает, любят ли его, принимают ли таким, каков он есть, сопутствует ли ему успех или неудача. В дошкольном возрасте у нашего ребенка складывается ощущение благополучия — неблагополучия, которое в некоторой степени может помочь нам предположить, кем он станет в будущем: «лягушкой» или «принцем». «Принц» (победитель) — это человек, преуспевающий в любом деле, которое он выполняет. «Лягушка» (неудачник) — тот, кто считает себя не в силах осуществить намеченное.

           Наша самооценка может быть слишком высокой или слишком низкой, а может находиться на среднем уровне. Важно, чтобы то, как оценивает себя ребенок, совпадало с его реальными возможностями.

           Активность, находчивость, бодрость, чувство юмора, общительность, желание идти на контакт — вот те качества, которые свойственны детям с адекватной самооценкой. Они охотно участвуют в играх, не обижаются, если оказались проигравшими и не дразнят других в случае выигрыша. Пассивность, мнительность, повышенная ранимость, обидчивость часто свойственны детям с заниженной самооценкой. Они не хотят участвовать в играх, потому что боятся оказаться хуже других, а если участвуют в них, то часто обижаются и уходят. Иногда дети, которым дается негативная оценка в семье, стремятся компенсировать это в общении с другими детьми. Они хотят всегда и везде быть первыми и принимают близко к сердцу, если это не удается.

При завышенной самооценке дети во всем стремятся быть лучше других. Часто от такого ребенка можно услышать: «Я самый лучший (сильный, красивый). Вы все должны слушать меня». Такой ребенок порой бывает агрессивным по отношению к другим, которые тоже хотят быть лидерами детской группы.

Это, конечно, очень краткие описания наших «лягушек» и «принцев». Но, может быть, кто-то из вас, дорогие родители, уже узнал в них своего ребенка?

           А теперь несколько советов родителям, заинтересованным в формировании адекватной самооценки.

Памятка для родителей

— Не оберегайте своего ребенка от повседневных дел, не стремитесь решать за него все проблемы, но и не перегружайте его тем, что ему непосильно. Пусть ребенок выполняет доступные ему задания и получает удовлетворение от сделанного.

— Не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрить его, когда он этого заслуживает. Помните, что похвала так же, как и наказание, должна быть соизмерима с поступком.

— Поощряйте в ребенке инициативу. Пусть он будет лидером всех начинаний, но также покажите, что другие могут быть в чем-то лучше его.

— Не забывайте поощрять и других в присутствии ребенка. Подчеркните достоинства другого и покажите, что ваш ребенок может также достичь этого.

— Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Оценивайте вслух свои возможности и результаты дела.

— Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, каким он был вчера и, возможно, будет завтра).

              «Что же нам делать, если самооценка нашего ребенка неадекватна?» — часто возникает вопрос. Полезно знать, что уровень самооценки не устанавливается раз и навсегда. Он может изменяться, особенно в дошкольном возрасте. Каждое наше обращение к ребенку; каждая оценка его деятельности, отношение к его успехам и неудачам — все это оказывает влияние на отношение ребенка к себе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Ребёнок с нарушением самооценки".

Пассивность, мнительность, повышенная ранимость, обидчивость часто свойственны детям с заниженной самооценкой. Они не хотят участвовать в играх, потому что бояться оказаться проигравшими, хуже других,...

РЕБЕНОК С НАРУШЕНИЕМ САМООЦЕНКИ

Что такое самооценка? Самооценка- это то, как я сам себя оцениваю, способность анализировать свои возможности. От уровня самооценки завсит наша способность общаться с другими людьми, успешность и умен...

Консультация для родителей «Роль самооценки в развитии ребенка дошкольного возраста»

Консультация для родителей "Роль самооценки в развитии ребенка дошкольного возраста". Материал представлен в виде презентации.  Консультация раскрывает важность правильной самооценки в ...

Консультация для родителей. Тема: «Самооценка у детей: её адекватность, последствия неадекватности самооценки»

Одной из самых значительных и актуальных тем в психологии можно считать проблему становления самосознания и самооценки личности. Самооценка является одним из существенных условий, благо...

Консультация для родителей "Повышение самооценки тревожного ребенка"

Заниженная самооценка ребенка может выражаться в болезненном восприятии критики от окружающих, обвиняя себя во многих неудачах, в боязни браться за новое сложное задание. Как правило, такой ребенок ча...