«Взаимодействие детского сада и семьи в физкультурно-оздоровительной работе».
консультация (старшая группа) на тему

Иванова Ирина Ивановна

Консультация для воспитателей

«Взаимодействие детского сада и семьи в физкультурно-оздоровительной работе».

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                        Иванова И.И.

Консультация для воспитателей

«Взаимодействие детского сада и семьи в физкультурно-оздоровительной работе».

Детский сад – это общий дом, где проходит не только существенная и очень важная для его последующего развития часть жизни ребенка, но и жизнь окружающих его взрослых людей – педагогов, медиков, технического персонала. Поэтому очень важно, чтобы каждый взрослый член этого сообщества ощущал себя не только профессионалом, делающим нужную и благородную работу, но и жителем этого общего дома. Для этого нужно осознать, что то окружение, та среда, которые созданы для ребенка и полезны его здоровью, его развитию, столь же полезны и благоприятны для взрослых, для их физического и психического здоровья.

По данным экспертов Всемирной организации здравоохранения здоровье людей состоит:

20% - экологические факторы;

20% - наследственность;

10% - состояние медицинского обслуживания;

50% - образ жизни индивидуума.

Поэтому сколько бы сил ни расходовалось на оздоровление среды обитания ребенка, этого может быть не достаточно для его здоровья, если при этом у него не будут сформированы поведенческие привычки (стереотипы) здорового образа жизни.

        Роль детского дошкольного учреждения в этом процессе очень важна, особенно если учесть, что почти все эти привычки формируются в раннем детстве. Введение в образовательные программы детских садов обучения основам здорового образа жизни (так называемых валеологических знаний), конечно способствуют достижению этой цели. Однако реальность такова, что «правильные» знания в данной области, которые ребенок получает в образовательном учреждении, могут противоречить практике жизни семьи, ведущей «неправильный», нездоровый образ жизни. В результате «правильные» знания становятся для ребенка абстрактными, оторванными от реального поведения. При этом ребенок оказывается перед трудным выбором своей собственной позиции, своего поведения. Все это может стать мощным фактором невротизации личности ребенка с перспективой разнообразных нарушений в его здоровье. Избежать этого можно лишь в том случае, если семья станет партнером детского сада в этом процессе.

        Ученые Московской медицинской академии им. И.М.Сеченова обследовали около 1000 молодых семей, где средний возраст родителей составил 26 лет и имелись дети дошкольного возраста.

        Условно здоровым был принят такой образ жизни:

- у всех членов семьи отсутствовали так называемые факторы риска основных хронических неинфекционных заболеваний (инфаркт миокарда, мозговой инсульт, гипертоническая болезнь, рак, сахарный диабет и др.).

        Установлено, что основные факторы риска хронических заболеваний связаны с поведенческими привычками человека:

- несбалансированное питание (злоупотребление продуктами с высоким содержанием холестерина, сахара, соли)

- низкая физическая активность

- курение

- злоупотребление алкоголем

- хронический стресс.

        Результаты изучения молодых семей показали, что только 1% из них вел образ жизни условно здоровый: ни у взрослых, ни у детей указанных факторов риска выявлено не было. Зато в остальных 99% семей присутствовал не один, а сочетание нескольких факторов риска. Более чем в 60% семей выявлено свыше 4-х факторов.

        Курение обнаружено в 67% обследованных семей: курили 16,7% матерей и 64% отцов. В 66,7% семей пассивному курению подвергались дети. Низкая физическая активность отмечена в 81% семей. В 60% семей обнаружена высокая частота факторов риска, связанных с питанием.

        Таким образом, из той среды, которая создана для ребенка в деском саду, значительная часть детей попадает в условия, которые могут значительно снизить эффективность усилий, способствующих его здоровью и развитию.

        Преодолеть это возможно через целенаправленное профилактическое воздействие на семью. Это очень непростая задача, и приблизиться к ее решению можно лишь в том случае, если родители не просто осознают выгоды здорового образа жизни не только для ребенка, но и для каждого члена семьи, но и сделают практические шаги в движении к здоровью.

        Проведенное исследовагие молодых семей позволило сформулировать основные принципы, из которых следует исходить в профилактической работе с родителями:

  1. ребенок до школы не может участвовать в выборе того или иного образа жизни. Этот выбор делает за него семья (он ест ту пищу, которую ему дают, дышит воздухом, который комфортен для других членов семьи, часами смотрит телевизор и т.д.).
  2. основные поведенческие привычки, в т.ч. связанные с риском для здоровья, формируют сами родители или другие члены семьи, воспитывающие ребенка.
  3. выбирая тот или иной образ жизни, родители несут ответственность не только за собственное здоровье, здоровье своих детей, но и за здоровье своих будущих внуков.

На основании этих принципов могут быть определены основные направления работы с родителями. Они включают:

  1. Анализ (оценка) образа жизни семьи с точки зрения риска хронических болезней для взрослых членов и детей.

Можно использовать анкеты, беседы.

  1. Помощь родителям в осознании преимуществ и привлекательности образа жизни, не наносящего ущерба здоровью.

Организация консультаций всеми сотрудниками ДОУ; «круглый стол» в группах, обмен опытом между родителями…

  1. Рассмотрение образа жизни семьи с точки зрения интересов детей, в т.ч. через детское восприятие.

Аудиозаписи детских высказываний, рисунки детей…

  1. Практическую помощь родителям, семье в том, чтобы изменить образ жизни на более благоприятный для здоровья.

Консультации врача, рук-ля физ. воспитания; организация секций; привлекать бабушек и дедушек для оформления тематических стендов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья - "Взаимодействие детского сада с семьей. Поиск эффективных форм работы".

На сегодняшний день дошкольное образование имеет пакет нормативных документов, которые определяют отношения дошкольного учреждения и родителей. В соответствии с этим изменяется и позиция дошкольного у...

Семинар - практикум «Опыт эффективного взаимодействия детского сада и семьи». Мастер - класс «Коллективная работа в технике Коллаж.»

Цель – передача педагогам личного профессионального опыта, уникальных авторских разработок в сфере творческой и педагогической деятельности.Задачи:- создание условий для профессионального ...

Взаимодействие детского сада и семьи в процессе организации физкультурно-оздоровительных мероприятий

Все родители желают видеть своего ребенка здоровым, сильным, физически развитым, и большинство прекрасно понимает, что для нормального роста, развития и крепкого здоровья необходимо движение. Поддержа...

Выступление на Педагогическом совете №2 «Развитие системы взаимодействия детского сада и семьи посредством активных форм работы с родителями» Тема выступления «Инновационные формы работы с родителями в ДОУ».

laquo;Счастлив тот, кто счастлив дома».Эти слова принадлежат Л. Н. Толстому. Смысл их широкий: великий писатель имел в виду ту счастливость, которую творят в семье, прежде всего взрослые, помог...

«Современные проблемы взаимодействия детского сада и семьи» на тему: «Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС»

Одним из современных подходов к развитию взаимодействия детского сада и семьи, педагогов и родителей является – партнерский подход - более сложный многообразный способ организации совместной дея...