Статья - "Взаимодействие детского сада с семьей. Поиск эффективных форм работы".
статья на тему

На сегодняшний день дошкольное образование имеет пакет нормативных документов, которые определяют отношения дошкольного учреждения и родителей. В соответствии с этим изменяется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьей. Важно совершенствование содержания, форм и методов  сотрудничества ДОУ и семьи для всестороннего развития ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Взаимодействие детского сада с семьей.
Поиск эффективных форм работы.

         На сегодняшний день дошкольное образование имеет пакет нормативных документов, которые определяют отношения дошкольного учреждения и родителей.

         Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении основными задачами ДОУ определяет:

- взаимодействие с семьями воспитанников для обеспечения полноценного

развития детей;

- оказание консультативной и методической помощи родителям  по вопросам воспитания, обучения и развития детей.

         Стратегия развития системы образования Санкт-Петербурга 2011-2020 гг. определяет изменения в модели управления   по этому направлению как «От предписаний родителям – к педагогическому партнерству» и трактует

выбор  стратегии  работы с родителями как управленческую задачу, которая решается, прежде всего, на уровне образовательного учреждения.

         В соответствии с этим изменяется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьей. Важно совершенствование содержания, форм и методов  сотрудничества ДОУ и семьи для всестороннего развития ребенка.

         В ДОУ был проведен мониторинг «Эффективность взаимодействия педагогического коллектива детского сада с семьей», который включал в себя:

  • Посещение мероприятий с родителями
  • Оценка посещаемости мероприятий
  • Анкетирование и интервьюирование родителей, экспресс диагностика
  • Книга отзывов детского сада
  • Самоанализ педагогов, который показал, что: 
  • Продолжает сохраняться тенденция одностороннего взаимодействия педагогов с семьей.
  • Проводимые мероприятия, мало  востребованы у  родителей и

          не соответствуют особенностям семей воспитанников ДОУ.

          Была определена цель и задачи и принципы одного из основных направлений работы учреждения.

ЦЕЛЬ: способствовать возникновению партнерских отношений  с общими целями воспитания ребенка.

Задачи: 

- повышения уровня профессиональной компетентности педагогов  в вопросах взаимодействия с семьей.

-поиск новых форм взаимодействия с родителями

-активизация интереса родителей к деятельности дошкольного учреждения и жизни ребенка в нем.

-повышение психолого-педагогической компетенции родителей

Принципы

  • дифференцированный подход к работе с родителями с учетом  многоаспектной специфики каждой семьи;
  • целенаправленность
  • вариативность форм и методов
  • комплексность
  • интерактивность
  • систематичность
  • плановость

         Определились два взаимосвязанных блока

-работа с педагогическим коллективом

- работа с родителями

         Работа с педагогическим  коллективом

  • Семинар - практикум «Психолого-педагогические основы взаимодействия ДОУ и семьи», который решал задачи:

-повышение уровня профессиональной компетентности педагогов,

-удовлетворение индивидуальных запросов педагогов, связанных с вопросами социального развития детей и взаимоотношений с их родителями,

-изучение  состояния факторов  среды социального развития детей  в образовательном пространстве ДОУ.

  • Педагогический дизайн проект «Оазис», содействующий повышению эффективности наглядной информации, ее привлекательности и доступности.
  • Семинар-практикум «Кодекс профессиональной этики»,  целью, которого было совершенствование профессионального общения и поведения. В рамках семинара- практикума проходили тренинги «Позиции в общении»  и деловая игра «Кодекс профессиональной этики».

            Для решения поставленных задач были разработаны основные направления взаимодействия с родителями и формы их реализации

Направления взаимодействия

Формы реализации

Изучение семьи и ее потребностей

Анкетирование;

наблюдение за ребенком;

беседа с ребенком;

беседа с родителями

Фронтальные и индивидуальные опросы родителей по различным направлениям развития ребенка,

изучение социального портрета семей воспитанников;

Направления взаимодействия

Формы реализации

Информирование

Наглядно-текстовые материалы  (стенды).

Информационный сайт детского сада.

Издание справочника детского сада,

Издательская деятельность  - тематические буклеты в том числе по приобщению к здоровому образу жизни

Дни открытых дверей в детском саду для родителей  вновь поступающих детей

Презентация детского сада

Видеоматериалы

        

Направления взаимодействия

Формы реализации

Психолого-педагогическое просвещение

Родительские собрания.

Вечера вопросов и ответов.

 круглые столы.

Тематические папки-передвижки

Библиотека для родителей

Традиционный педсовет по подготовке детей к школе

Направления взаимодействия

Формы реализации

Консультирование

Индивидуальные и подгрупповые консультации

Обучение

Логоклуб

Тренинги

Родительский клуб «Экология души»

Открытые занятия с включением родителей в совместную деятельность

КВН с родителями

Направления взаимодействия

Формы реализации

Совместная деятельность

Семейный клуб : «Золотой ключик»

Творческая гостиная для родителей и детей гр. «Особый ребенок»

Проведение конкурсов и выставок

Мама, папа, я – спортивная семья

«Неделя здоровья»

Организация театрализованной деятельности совместно с родителями

Конкурсы и выставки продуктивной совместной деятельности детей и родителей

«Минута славы», фестиваль творчества родителей «Очень умелые ручки»

Участие в проектной деятельности

Викторины

Особо хотелось остановиться на эффективных формах работы с родителями:

- Семейный клуб «Золотой ключик»

-Конкурс для родителей «Минута славы»

Семейный клуб «Золотой ключик»

Цель семейного клуба:

Установить взаимодействие между семьей и детским садом, способствовать возникновению партнерских отношений  с общими целями воспитания ребенка

Задачи клуба

  • Создавать положительную эмоциональную среду общения между детьми, родителями и педагогами
  • Повышать правовую культуру и психолого-педагогическую культуру родителей для формирования сознательного отношения к воспитанию детей.
  • Развивать творческие способности детей и родителей в совместной деятельности.
  • Обобщать опыт семейного воспитания.

Направления деятельности

1. Просветительское (представление информации для повышения психолого-педагогической культуры родителей); 

  • -Пропаганда здорового образа жизни;
  • Ознакомление родителей с различными видами игр, методами и приемами игрового взаимодействия с ребенком в соответствии с возрастными особенностями детей и содержанием реализуемой ДОУ программой;
  • Обмен опытом семейного воспитания

2. Практически-действенное (повышение заинтересованности родителей в выполнении общего дела, проявлении творческих способностей, полноценном эмоциональном общении.)

-Развитие эмоциональных позитивных отношений между взрослым и ребенком;

-Развитие эмоциональных позитивных отношений между взрослыми;

-Развитие творческой активности через различные виды деятельности (изодеятельность, ручной труд, экспериментирование, речетворчество, театрализованная деятельность)

Работу клуб начал со средней группы Периодичность встреч 1 раз в месяц

Клуб на постоянной основе посещали 12 семей из 18

Родителям 2 мл. группы была проведена презентация работы клуба и проведен опрос о желании участвовать в его работе

На данный момент прошло уже 3 заседания клуба

         Семейный клуб – это перспективная форма работы с родителями, учитывающая актуальные потребности семей и способствующая формированию активной жизненной позиции участников процесса, передаче опыта в воспитании детей.

         Благодаря деятельности клуба наладилась прочная взаимосвязь с семьями, родители стали проявлять повышенный интерес к развитию и воспитанию своих детей, вносить изменения в организацию и содержание педагогического процесса, становясь его активными участниками.

Конкурс «Минута славы»

Цель:  
Установить взаимодействие ДОУ и семьи в приобщение ребенка к совместной со взрослым творческой деятельности.

Алгоритм организации конкурса

Подготовительный этап:

  • 1.формулировка цели и определение задач;
  • 2.разработка положения о конкурсе;
  • 3.ознакомление родителей с положением;
  • 4.работа воспитателей по привлечению родителей к участию в конкурсе и помощь в подготовке презентаций;
  • 5.Составление заявок родителями на участие в конкурсе для определения масштаба мероприятия
  • 6.составление  плана по  подготовке и проведению конкурса
  • 7. Назначение ответственных за выполнение определенных пунктов плана.

Основной этап:

Конкурс проходил в течение месяца (каждая среда ноября)

  • 1 неделя – открытие конкурса. Выступление участников 1 номинации «Город мастеров»
  • 2 неделя Выступление участников 2 номинации «Живет на свете красота»
  • 3 неделя Выступление участников 3 номинации «Арт фантазия»
  • 4 неделя Выступление участников в 4 номинации «Береги здоровье смолоду»
  • 5 неделя Гала концерт победителей конкурса

Заключительный этап :

Анализ проведенного мероприятия.

Определение перспектив для дальнейшего использования этой  формы работы с родителями

Результативность

  • В конкурсе «Минута славы» участвовало 30% семей.
  • Семейный клуб на постоянной основе посещали в течении 3 лет 12 семей.
  • Отметили повышение активности родителей:

- в мероприятиях, клубах, конкурсах, выставках, на последнем общем родительском собрании присутствовало 65% родителей

          -  на родительских собраниях стали свободнее делиться, обмениваться опытом семейного воспитания;

           - более восприимчивы к советам и рекомендациям воспитателей, узких специалистов;

  • большое количество положительных отзывов о работе ДОУ
  • деятельность родителей по пропаганде и рекламе деятельности ДОУ в микрорайоне;
  • сместился акцент внимания родителей на позитивные стороны личности ребенка.

                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья : "Взаимодействие детского сада с семьями воспитанников".

Взаимодействие педагогов с семьями воспитанников является одним из важнейших условий развития лич...

Статья "Взаимодействие детского сада и семьи по формированию патриотических чувств дошкольников"

Необходимость подключения семьи, родителей к процессу ознакомления с окружающим объясняется особыми педагогическими возможностями , которыми обладает семья: это любовь и привязанность к детям, эмоцион...

Статья "Взаимодействие детского сада и семьи при подготовке детей к школьному обучению"

Одним из самых актуальных вопросов для мам и пап является подготовка детей к школе. Некоторые родители считают, что готовить детей к новому жизненному этапу не нужно, так как учебное заведение создано...

Семинар - практикум «Опыт эффективного взаимодействия детского сада и семьи». Мастер - класс «Коллективная работа в технике Коллаж.»

Цель – передача педагогам личного профессионального опыта, уникальных авторских разработок в сфере творческой и педагогической деятельности.Задачи:- создание условий для профессионального ...

«Совершенствование взаимодействия коллектива ДО и семьи, поиска оптимальных форм работы с родителями»

Выявление проблемы вовлечения родителей в единое пространство детского развития и воспитания...

Статья "Взаимодействие детского сада и семьи в вопросах развития речи дошкольников"

В статье раскрываются вопросы развития речи дошкольников....

Выступление на Педагогическом совете №2 «Развитие системы взаимодействия детского сада и семьи посредством активных форм работы с родителями» Тема выступления «Инновационные формы работы с родителями в ДОУ».

laquo;Счастлив тот, кто счастлив дома».Эти слова принадлежат Л. Н. Толстому. Смысл их широкий: великий писатель имел в виду ту счастливость, которую творят в семье, прежде всего взрослые, помог...