Школа для родителей детей раннего возраста
методическая разработка (младшая группа) на тему

Школа для родителей  детей раннего возраста  "Маленький человек в новой среде"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shkola_dlya_roditeley_detey_rannego_vozrasta.docx34.46 КБ

Предварительный просмотр:

Школа для родителей

детей раннего возраста

Маленький человек в новой среде

(проблема адаптации)

Материал подготовлен воспитателями

Сапуновой М.Б. и Федоренко Г.З.

Маленький человек в новой среде

(проблема адаптации)

Адаптация как приспособленность к новой обстановке детского сада включает широкий спектр индивидуальных реакций, зависящих от психофизиологических особенностей ребенка, характера отношений в его семье, воспитания и условий его пребывания в яслях или детском саду.

До 2—3 лет ребенок не испытывает потребности в общении со сверстниками. Общение с матерью и близкими людьми является для него достаточным. Поэтому дети с нормальным развитием, а особенно эмоционально чувствительные и впечатлительные, не могут быстро адаптироваться к яслям: на разлуку с матерью они реагируют аффективно, не находя в новой обстановке равноценной замены. Если сравнить детей, посещающих ясли, с воспитывающимися дома, можно убедиться: вследствие стресса ясельные дети более возбудимы и чаще болеют. Особенно неблагоприятное влияние оказывают ясли на нервно и соматически ослабленных детей, вызывая дальнейшее ухудшение их состояния, вплоть до невроза.

Однако дети, отстающие в эмоциональном   развитии,   и

дети с низкими интеллектуальными показателями адаптируются значительно легче или совсем легко, не будучи привязанными к матери и не испытывая глубоких переживаний от разлуки с нею.

Казалось бы, это парадокс, но чем раньше ребенок будет отдан в дошкольное учреждение, тем более он будет коллективистски настроен в дальнейшем. Ребенок, отданный в ясли до года, в 7—8 мес, привыкает к новой обстановке значительно легче, он не испытывает слишком сильной тревоги при встрече с незнакомыми людьми, быстрее привыкает к ним. Первичные эмоциональные контакты устанавливаются у него не с матерью, а со сверстниками, с другой стороны, надо понимать, что отсутствие матери обедняет эмоциональный мир этих детей, впоследствии они могут вырасти неспособными на глубокое чувство любви, привязанности, редко чувствуют вину или испытывают сострадание к близкому человеку.

Наблюдения показали, что в младшем дошкольном возрасте (3—5 лет) мальчики хуже адаптируются к новым социальным условиям, чем девочки. В старшем дошкольном возрасте разница е адаптации между мальчиками и девочками уже отсутствует. Таким образом, в младшем дошкольном возрасте мальчики более уязвимы в плане социальной адаптации, чем девочки, поскольку в период наиболее интенсивного эмоционального развития они сильнее привязаны к матери и более остро реагируют на разлуку с нею. Хуже всех чувствуют себя в дошкольных учреждениях дети с |     флегматическим темпераментом.. Флегматики не успевают за темпом жизни детского сада: не  могут быстро одеться, собраться на прогулку, поесть, выполнить  задание. Воспитатели повторяют ошибки родителей, если постоянно подстегивают медлительных детей и не дают им возможности  гости быть самими собой.

 Ощутимые   затруднения   в адаптации испытывают левши, особенно те, кто был переучен впервые годы жизни. У левшей, как известно, активнее работает , правое полушарие, более чувствительное к воздействию отрицательных эмоциональных и   факторов.

По   нашим   наблюдениям,  средний срок адаптации, если она возникает, в норме составляет : в яслях 7—10 дней; в детском саду в 3 года — 2—3 недели  в старшем дошкольном возрасте — 1 месяц и столько же в  школе.. Каждый из детей по-своему реагирует на трудности адаптации, однако есть в их поведении и общие закономерности. До 3 лет у детей, тяжело переживающих смену обстановки, невротическая реакция выражается беспокойством, страхом и депрессивными состояниями (заторможенность, вялость, безучастность); этот период длится, по крайней мере, несколько месяцев — особенно у детей, эмоционально зависимых от родителей. В детском саду в их поведении будут преобладать повышенная возбудимость, раздражительность, капризность, упрямство и негативизм, в полной мере выражаемые и дома, — но уже в качестве протеста и своеобразной эмоциональной разрядки сдерживаемого в детском саду психического напряжения. Процесс адаптации в подобных случаях растягивается на год и больше. Адаптационный стресс изменяет реактивность — защитные силы организма — и ребенок начинает часто болеть ОРЗ, бронхитами, инфекционными заболеваниями. К тому же у плохо адаптированных детей старшего дошкольного возраста велика вероятность появления или закрепления тиков и заикания, т.е. психомоторных нервных нарушений.

Дети с флегматическим темпераментом в ответ на эмоциональный стресс склонны скорее затормаживаться, чем возбуждаться, в то время как дети с холерическим темпераментом,

наоборот, будут в первую очередь возбуждаться. Происходит, как видим, аффективное заострение врожденного темперамента. Это особенно заметно у флегматичных детей в первое время посещения ими детского сада. Реактивное заострение холерического темперамента происходит главным образом в последующие годы.

Значительные затруднения в адаптации испытывают нервно и соматически ослабленные дети, быстро устающие от шума, с большим трудом засыпающие днем и имеющие плохой аппетит. Нелегко адаптируются дети, чрезмерно опекаемые родителями, привязанные к матери, зависимые от нее, привыкшие к исключительному вниманию, без навыков самообслуживания, неспособные наладить контакт со сверстниками из-за большого количества страхов, общей эмоциональной неустойчивости и недостаточно развитой ролевой структуры (неумение принимать и играть роли в старшем дошкольном возрасте).

Постоянного внимания воспитателей требуют боязливые, беззащитные и неуверенные в себе дети. Им нужна своевременная психологическая помощь и поддержка, так как слабых любят обижать, дразнить и отвергать сверстники с противоположным типом поведения.

Многие проблемы адаптации коренятся в семье ребенка. Труднее адаптируются единственные в семье и поздние дети, чрезмерно опекаемые многочисленными родственниками. Невротическое состояние матери особенно неблагоприятно влияет на адаптацию ребенка, поскольку у нее усиливается беспокойство за него, на что тот отвечает еще большей аффективно заостренной или невротической привязанностью.

Хуже всего адаптируются мальчики, лишенные необходимой психологической защиты со стороны отца, если его нет в семье, или неспособного быть адекватным примером полоролевого поведения. В группе сверстников эти мальчики никогда не занимают приемлемых позиций и их могут обидеть даже девочки.

Осложняющим фактором адаптации являются конфликты в семье, невротизирующие детей и создающие нежелательный прецедент в отношениях со сверстниками другого пола.

Существенной причиной затрудненной адаптации будут и необщительность родителей, интровертированный (обращенный внутрь) характер личностного реагирования, что не способствует развитию контактности детей и легкому общению со сверстниками в группе.

Важно учитывать, что в период привыкания к детскому учреждению дети чувствуют себя в группе скованно, они вынуждены сдерживать свои эмоции, а это приводит к накоплению внутреннего напряжения, которое может стать причиной пс-1оэтому дома, в привычной остановке, следует как  можно больше играть в веселые 1жные игры и в полной сражать эмоции — как гак и взрослым.

Помочь маленькому ребенку приспособиться к новой соцсреде, чтобы адаптация легко и безболезненно?

Этот вопрос волнует всех, кто г с малышами. И ответ на него прост как для родителей  и для педагогов. Начнем с того, что, как ни , взрослые гораздо хуже адаптируются  в этой новой для :обстановке, чем дети. Поэтому одна из главных задач ) состоит в оказании помощи именно взрослым. :не секрет, что взрослые сами могут создать обстановку тревожности , страха, необдуманно выражаю свои  чувства, очень болезненно расставаясь с малышом, недоверчиво относясь к педагогам, сердобольные бабушки «вступаются за внуков, отговаривая родителей  отдавать их в детский сад,  они создают неблагоприятную атмосферу для своего любимца.  Мы проводим соответствующие  беседы, консультации, практические  мероприятия. Приглашаем  родителей и бабушек на игры. Знакомим с условиями пребывания ребенка в детском саду, режимом, питанием, мелями и специалистами, .Большую помощь родителям оказывает психолог, разъясняя, как должны вести себя родные и близкие и заранее выясняя все, что может рассказать о ребенке прежде всего его мама (как ребенок спит, с кем и как ест и т.д.). Беседа проходит в теплой и доверительной атмосфере.

Из бесед порой становится ясно, что не только ребенок, но и родители не готовы к тому, чтобы ребенок посещал детский сад. И им самим надо помочь.

Очень важно, чтобы первым помощником воспитателя был самый близкий для ребенка человек — мама, папа, бабушка.

Советы родителям

Расскажите ребенку о детском саде, куда он будет ходить, покажите ему детский сад. Погуляйте с ним на площадке, побудьте в группе и ребенок почувствует себя увереннее и спокойнее. Детей всегда пугает неизвестность. Пусть ребенок немного привыкнет к воспитателю, расширяет круг общения.

Дома поговорите о предстоящем событии только положительно, воспитателей называю по имени и отчеству.

Наберитесь терпения, говорите с ребенком ласково и с любовью, смотрите ему в глаза.

Приучайте к самостоятельности: пить из чашки, пользоваться ложкой и горшком. одеваться. расстаньтесь заранее с соской и памперсов.

Что должен знать воспитатель о будущем воспитаннике?

Преобладающее настроение ребенка (бодрое, подавленное, неустойчивое и т.д.).

Характер засыпания (быстрый, медленный).

Длительность сна и его характер.

Аппетит ребенка.

Нежелательные привычки.

Навыки самообслуживания.

В этом году в практику многих садов вошла организация консультативных центров для родителей, где они могут задать вопросы. Среди наиболее частых следующие.

Что ребенок должен уметь, придя в ясли (сад)?

Можно ли продолжать пользоваться памперсами, пить из бутылочки?

Сколько детей в группе? Какое образование имеет педагог?

Какой режим в детском саду?

Кто кормит ребенка и одевает?

Сколько раз гуляют дети?

Какая пища в рационе дня?

Много ли в группе игрушек?

Вопросы родителей побудили педагогов составить рекомендации, как отучить ребенка от соски и т.д.

Если родитель услышал ответы на волнующие его вопросы, он придет еще раз, что в конечном итоге будет залогом успешного развития ребенка в детском саду.

Хотелось бы сказать несколько слов и о трудностях, которые испытывают не только родители, но и воспитатели в первые дни адаптации детей, и дать им маленькие советы, выработанные более чем за 40 лет работы нашего коллектива с малышами. Жизнь вокруг нас неумолимо меняется, но педагог должен быть:

  • всегда на высоте;
  • добрым, чутким и терпеливым;
  • готовым, если надо, песню спеть, рассказать сказку, пожалеть, приласкать;
  • отзывчивым и внимательным к просьбам родителей, особенно в первые дни адаптации ребенка.

Особое внимание следует обратить на сон ребенка: если ребенок плохо засыпает, часто пробуждается — значит будет раздражительным в течение дня. Мы ввели в практику хронометраж сна который показывает, как ребенок засыпает, когда просыпается. Проведя такие наблюдения в течение нескольких дней, воспитатели выходят на беседу с психологом и родителями. Вместе ищут пути исправления этого положения. Если есть взаимопонимание между педагогом, ребенком и родителями, все будет хорошо.

Чем больше ласки получит ребенок, любви и тепла, тем комфортнее он будет развиваться, тем легче с ним будет и воспитателям и родителям.

Рекомендации для воспитателей в период адаптации детей ясельных групп

  1. Во время адаптационного периода нужно использовать гибкость в режимных процессах: принимать детей сначала на 2 ч, затем удлинять время пребывания с учетом того, как быстро ребенок привыкает.
  2. Новых детей следует принимать на адаптацию постепенно, в неделю не более двух малышей.
  3. К детям нужно проявлять индивидуальный подход, особенно к очень чувствительным, замкнутым, сильно плачущим.
  4. Воспитатель должен быть снисходительным к плачу детей, отзывчивым на просьбы их и родителей, внимательным, спокойным, способным обеспечить в группе благополучный эмоциональный климат.

Воспитатель должен быть хорошим актером: уметь вовремя рассказать сказку, спеть песенку, знать много произведений устного народного творчества: потешек, пестушек, колыбельных песен, чтобы при случае отвлечь ребенка; использовать игры-забавы (заводные, музыкальные, водяные и др.) в качестве сюрпризного момента.

  1. Важное место должно занимать сотрудничество с родителями. Нужно так построить работу, чтобы с обеих сторон к ребенку предъявлялись единые требования.
  2. Приобщайте родителей к общественной работе в детском саду: уборке листьев, снега на участке, проведению разных конкурсов мероприятий.
  3. Наглядная информация должна быть яркой, насыщенной, нести смысловую нагрузку и быть актуальной на данный момент.
  4. Детские работы необходимо выставлять для обозрения родителям, чтобы они могли видеть, чем ребенок занимается в группе, и обсудить с ним успехи.

10. При необходимости следует направить родителей за помощью к другим специалистам детского сада (психологу, музыкальному руководителю, старшему воспитателю, медсестре и др.). Следует подчеркнуть, что слаженная работа всех этих специалистов крайне необходима, как и привлечение родителей к решению проблем адаптации ребенка. Ведущая роль в этом процессе принадлежит воспитателю.

Роль родителей в процессе адаптации ребенка к яслям

Быть родителями — это искусство. Однако если художниками рождаются, то родителями становятся. Главное в этом процессе — проявить чуткость, понять переживания своего ребенка, суметь встать на его место, особенно в критические для него периоды, одним из которых, несомненно, является период привыкания ребенка к детскому учреждению.

Первое, что должны уметь родители, — быть спокойными во взаимоотношениях с малышом, уравновешенными и доброжелательно настроенными к детскому саду и его воспитателям. Ребенку непременно передадутся эти чувства.

Мама Маши, очень неуверенная в себе женщина, перенесшая психологическую травму, вследствие которой она часто кричит на девочку, ей не хватает терпения в разрешении повседневных конфликтов с ребенком. Маша плохо адаптируется к детскому саду, капризничает, болеет. Улучшение произошло, когда папа, более уравновешенный и спокойный, стал приводить девочку в детский сад.

Ваш образ жизни — семейная атмосфера, установки, ценности и взаимоотношения в семье являются главными факторами в развитии личности ребенка. Дети воспринимают нормы поведения в обществе, усваивая таковые в семье, на ее примере они учатся взаимодействию с людьми. Плохое поведение ребенка чаще всего свидетельствует о том, что он не чувствует себя защищенным.

Семья Нади живет обособленно, здесь не бывает гостей, родители замкнуты и необщительны. Надя не бывает на детских площадках, не играет с другими детьми. В детском саду адаптируется плохо, с детьми не общается, не ест, всегда напряжена. Большого труда стоило воспитателям и психологам «расшевелить» девочку, сделать ее более контактной.

Особенно чувствительны к семейным проблемам мальчики. Разлады в семье, а тем более развод родителей скверно сказываются на благополучии детей. Дети становятся тревожными, тревога проявляется в виде агрессии и дурного поведения, в следствие чего и адаптация ребенка к детскому саду проходит с большим трудом.

Поддерживайте в доме атмосферу, лишенную напряжения, выясняйте отношения с супругом в отсутствии детей. Дайте ребенку понять, что он занимает в семье очень важное место, что он любим, что его интересы — это ваши интересы

Не бойтесь признаться в своей неправоте, если вы действительно были не правы: сорвались, незаслуженно поругали малыша.

Каждому из родителей надо избегать указаний, противоречащих мнению другого родителя; это        сбивает ребенка с толку и порождает у него тревогу. Поэтому
добивайтесь согласованности своих действий.

Ясно выражайте ребенку свои требования, мягко и доступно объясните, чего вы хотите него. Например, недостаточно сказать «веди себя хорошо», если вы хотите тишины, а ребенок расшалился. Попросите о не шуметь (спокойно и доброжелательно, без раздражения.

Проявляйте свои мысли и чувства без агрессивности, внимательно слушайте ребенка. Не забывайте оставлять времени для себя: почитайте, отдохните. Ваше спокойствие нужны  прежде всего вашему малышу

Знайте, что трудности и переживания, подобные вашим, :испытывают все родители, отдающие детей в детские учреждения.

И еще один совет, который поможет и вам и ребенку пережить непростой период привыкания к новым условиям жизни: найдите спокойное уединенное место и 5 мин свободного времени. Вдохните носом воздух, выдохните ртом. Закройте глаза. Дыхание спокойное. Представьте своего ребенка, его личико, его одежду, вообразите его играющим в группе. Мысленно передайте ему свою любовь, силу, исходящую от вас... Откройте глаза, улыбнитесь.

Удачи вам и вашим малышам в привыкании ко второму дому — детскому саду.

Рекомендации родителям в адаптационный период детей раннего возраста Чтобы ваш ребенок привыкал к детскому саду безболезненно, рекомендуем следующее.

1. За месяц до поступления    ребенка в детский сад придерживайтесь дома режимных требований данного учреждения:

  • завтрак в 8.30, обед в 12.00, сон с 13.00 до 15.00;
  • заранее ознакомившись с меню, по возможности готовьте дома некоторые блюда (включая полный набор — первое, второе, третье);
  • позаботьтесь о навыках самообслуживания у ребенка.
  1. Подберите ребенку удобную одежду и обувь, чтобы они соответствовали нужному размеру. Желательно надевать ребенку носки и хлопчатобумажные колготки, их легче снять и надеть, в них не потеют ножки.
  2. Собирая ребенка в детский сад, не торопите его, при этом не раздражайтесь сами.
  3. Приводите ребенка в детский сад заблаговременно, чтобы он успел поиграть в игрушки до завтрака.
  4. Ребенок должен постепенно привыкать к режиму в детском саду: приведите его вначале на 2 ч, постепенно увеличивая время его пребывания в детском саду до обеда, и только потом оставляйте на целый день.
  5. Приучайтесь с первого дня посещения ребенком детского сада соблюдать порядок и аккуратность в детском шкафчике. Все вещи должны висеть на пришитых петельках, лишних вещей в шкафу быть не должно. Все вещи должны быть заранее помечены, чтобы без труда ребенок и воспитатель могли их найти.
  6. Если до посещения детского сада вы не отучили ребенка от вредных привычек, то во время адаптации нельзя сразу отнимать ребенка от пустышки, бутылки и т.д.

Необходимо рассказать воспитателю об индивидуальных особенностей ребенка, чтобы воспитателю было легче найти к нему подход. 9. Можете дать ребенку в сад его любимую игрушку, она будет напоминать ему о доме.

  1. Придя с ребенком в детский сад и раздев его, будьте спокойны при прощании: тревожное состояние матери неблагоприятно влияет на ребенка.
  2. Интересуйтесь у ребенка, как у него прошел день, чем он занимался, в какие играл игрушки? Ребенок с удовольствием с вами поделится и будет знать, что его пребывание в детском саду вам не безразлично.
  3. Ребенок должен слышать правильное обращение родителей к воспитателям (по имени и отчеству). Учите его тому же.
  4. Обязательно смотрите рисунки и поделки своих детей. Непременно похвалите ребенка, восхититесь его умениями. Это придаст ему уверенности в себе.
  5. Не пугайте ребенка детским садом, чтобы у него не сложилось негативного отношения к детскому саду.
  6. Прислушивайтесь к советам воспитателей, так как они с вашим ребенком находятся большую часть времени и готовы помочь вам.

Уважаемые родители, если вы будете придерживаться наших рекомендаций, то ваш ребенок быстрее адаптируется в детском саду.

Рекомендации для воспитателей Опыт работы с маленькими детьми помог прийти к выводу, что первый день посещения группы должен пройти для малыша с самым близким человеком — мамой. Взявшись за руки, мы дружно отправляемся на экскурсию.

Ребенок вместе с мамой рассматривает игры, игрушки, называет предметы, катает кукол в коляске, катается с горки на прогулке. В умывальной комнате моет руки, вытирает полотенцем, вешает его в шкафчик с яркой картинкой. Вот его горшок, он может сесть. Вот его кроватка в спальной комнате, он может полежать, согреть подушку, найти под ней мешочек с ароматной травой или игрушку. Ребенок делится своими впечатлениями, новизна радует его, а не пугает, поэтому на следующей день он приходит уже в знакомую обстановку, тревожные моменты сглажены. Теперь ему гораздо легче провести здесь несколько часов одному, без мамы. Потом еще чуть дольше, а потом и весь день.

Некоторым мамам мы предлагали посидеть за столом во время обеда и познакомиться с блюдами меню. Все это положительно отразилось на адаптации детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Циклограмма совместной деятельности воспитателя с детьми на месяц. II группа раннего возраста (по программе "От рождения до школы" под ред. Н.Вераксы)

Циклограмма поможет воспитателям более полно и качественно планировать свою работу в соответствии с программой "От рождения до школы"....

Статья. «Создание условий для благоприятной адаптации детей раннего возраста со зрительной патологией как следствие успешной подготовки к школе»

«Преемственность в работе детского сада и школы по здоровьесбережению воспитанников/обучающихся»...

Работа с родителями. Клуб "Мамина школа". "Ранний возраст - золотая пора сенсорного развития". (Интерактивные формы работы)

Конспект занятия в клубе для родителей "Ранний возрас - золотая пора сенсорного развития", консультация для родителей "Сенсорные игры дома"...

Школа матери "Малый фольклор в жизни детей раннего возраста"

Использование малого фольклора в жизни детей раннего возраста...

Комплексно-тематическое планирование по программе "От рождения до школы" вторая группа раннего возраста

Комплексно-тематическое планирование вторая группа раннего возраста...

Рабочая программа "От рождения до школы"2 группа раннего возраста

Программа разработана на основе общей программы "От рождения до школы."...