Как поддержать ребёнка?
консультация на тему

Субботина Татьяна Викторовна

Поддерживать ребенка — значит верить в него. Вербально и невербально взрослый сообщает ребенку, что верит в его силы и способности. Ребенок нуждается в поддержке не только тогда, когда ему плохо, но и когда ему хорошо.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_podderzhat_rebyonka.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Как поддержать ребёнка?

Поддерживать ребенка — значит верить в него. Вербально и невербально взрослый сообщает ребенку, что верит в его силы и способности. Ребенок нуждается в поддержке не только тогда, когда ему плохо, но и когда ему хорошо.

Как же поддерживать ребенка?

Существуют ложные способы, так называемые «поддержки-ловушки». Так, типичными для родителей способами поддержки являются гиперопека, создание зависимости ребенка от взрослого, навязывание нереальных стандартов, стимулирование соперничеством с сиблингом (братьями и сестрами) и сверстниками. Эти методы приводят к переживаниям ребенка, мешают нормальному развитию его личности.

Для того, чтобы показать веру в ребенка, взрослый должен иметь мужество и желание сделать следующее:

•    забыть о прошлых неудачах ребенка;

•    помочь ребенку обрести уверенность в том, что он справится с данной задачей;

•    позволить ребенку начать с нуля, опираясь на то, что взрослые верят в него, в его способность достичь успеха;

•   помнить о прошлых удачах и возвращаться к ним, а не к

ошибкам.

Очень важно позаботиться о том, чтобы создать ребенку ситуацию с гарантированным успехом. Возможно, это потребует от взрослого некоторого изменения требований к ребенку, но дело того стоит. Успех порождает успех и усиливает уверенность в своих силах, как у ребенка, так и у взрослого.

Итак, для того, чтобы поддержать ребенка, необходимо:

1. Опираться на сильные стороны ребенка.

2. Избегать подчеркивания промахов ребенка.

3. Показать, что вы удовлетворены ребенком.

4. Уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребенку. -

5. Уметь помочь ребенку разбить большие задания на более мелкие, такие, с которыми он может справиться.

6. Проводить больше времени с ребенком.

80

7. Внести юмор во взаимоотношения с ребенком.

8. Знать обо всех попытках ребенка справиться с заданием.

9. Уметь взаимодействовать с ребенком.

10. Позволить ребенку самому решать проблемы там, где это возможно.

11. Избегать дисциплинарных поощрений и наказаний.

12. Принимать индивидуальность ребенка.

13. Проявлять веру в ребенка, эмпатию к нему.

14. Демонстрировать оптимизм.

Существуют слова, которые поддерживают ребенка, и слова, которые разрушают его веру в себя.

Слова поддержки:

•    Зная тебя, я уверен, что ты все сделаешь хорошо.

•    Ты делаешь это очень хорошо.

•    У тебя есть некоторые соображения по этому поводу. Готов ли ты начать?

•    Это серьезный вызов, но я уверен, что ты готов к нему.

Слова разочарования:

•    Зная тебя и твои способности, я думаю, ты смог бы сделать это гораздо лучше.

•    Ты мог бы сделать это намного лучше.

•   Эта идея никогда не сможет быть реализована.

•    Это для тебя слишком трудно, поэтому я сам это сделаю.

Взрослые часто путают поддержку с похвалой и наградой. Похвала может быть, а может и не быть поддержкой. Например, слишком щедрая похвала может показаться ребенку неискренней. В другом же случае она может поддержать ребенка, опасающегося, что он не соответствует ожиданиям взрослых.

Психологическая поддержка основана на том, чтобы помочь ребенку почувствовать свою нужность. Различие между поддержкой и наградой определяется временем и эффектом. Награда обычно выдается ребенку за то, что он сделал что-то хорошо, или за какие-то достижения в определенный период времени. Поддержка в отличие от похвалы может оказываться при любой попытке или небольшом прогрессе. Когда же взрослый доволен тем, что делает ребенок, это поддерживает малыша и стимулирует его к новым попыткам деятельности. И ребенку нравится быть активным и самостоятельным.

Поддержать можно посредством:

•   отдельных слов — красиво, аккуратно, прекрасно, здорово, замечательно, вперед, продолжай;

•   высказываний — я горжусь тобой; мне нравится, как ты работаешь; я рад твоей помощи; спасибо; все идет прекрасно; хорошо, благодарю тебя; я рад, что ты в этом участвовал; я рад, что ты попробовал это сделать, хотя все получилось не так, как ты ожидал;

•    прикосновений — похлопать по плечу; дотронуться до руки; мягко поднять подбородок ребенка; приблизить свое лицо к его лицу; обнять его;

•    совместных действий, физического соучастия — сидеть, стоять рядом с ребенком; мягко вести его; играть с ним; слушать его; есть вместе с ним;

•    выражения лица — улыбка, подмигивание, кивок, смех. Предлагаемый стиль общения взрослого и ребенка основан на взаимном уважении. Взаимное уважение подразумевает, что оба — и ребенок, и взрослый — позволяют друг другу честно и открыто выразить чувства и мысли, без опасения быть непонятым и отвергнутым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поддержите в ребёнке его стремление стать школьником

Материал адресован родителям будущих первоклассников. В статье собраны советы и рекомендации в виде памяток по развитию правильной речи ребёнка, предупреждению недостатков речи и причины речевых наруш...

как поддержать интерес детей к познавательному экспериментированию

консультация для родителей что нельзя и что нужно делать для поддержки интереса детей к экспериментированию...

Чтобы поддержать ребенка...

Чтобы поддержать ребенка......

«Как поддержать у детей интерес к чтению книг?»

Рекомендации для родителей, желающих привить любовь детей к книге...

Как поддержать интерес детей к экспериментированию

ЧЕГО НЕЛЬЗЯ И ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ ДЛЯ ПОДДЕРЖАНИЯ ИНТЕРЕСА ДЕТЕЙ К ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЮ...

Ошибки взрослых или как поддержать уверенность ребенка в своих силах

Ощущение счастья в детстве и успех во взрослой жизни во многом зависят от уверенности ребенка в своих силах и от его ощущения самоценности, самоуважения. Порой взрослые даже, не замечая того, своими д...