Контроль над произношением звуков детей с нарушением слуха
материал на тему

Редькина Оксана Геннадьевна

Обучение детей с нарушенным слухом основывается на компенсаторном использовании тактильно-вибрационной чувствительности, кинестетических ощущениях и зрительном восприятии. Без слухового восприятия почти не существует возможности непосредственного подражания речи. Использование указанных выше рецепторов для формирования произносительной стороны речи возможно только через посредства педагога либо родителя, слышащего речь. Взрослый имеет возможность, с одной стороны, показать ребенку, как должны функционировать артикуляционный и голосовой аппараты для образования речевых звуков и, с другой стороны – контролировать своим слухом звучание речи ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Контроль над произношением звуков детей с нарушением слуха

Обучение детей с нарушенным слухом основывается на компенсаторном использовании тактильно-вибрационной чувствительности, кинестетических ощущениях и зрительном восприятии. Без слухового восприятия почти не существует возможности непосредственного подражания речи. Использование указанных выше рецепторов для формирования произносительной стороны речи возможно только через посредства педагога либо родителя, слышащего речь. Взрослый имеет возможность, с одной стороны, показать ребенку, как должны функционировать артикуляционный и голосовой аппараты для образования речевых звуков и, с другой стороны – контролировать своим слухом звучание речи ребенка.

При контроле над произношением звука А ребенок должен осязать вибрацию груди у себя и у взрослого. Для этого он кладет одну руку на грудь себе, а другую на грудь взрослого. Звук А целесообразно вначале произносить длительно, т.к. при этом достигается чистота голоса.

При контроле над произношением звука П взрослый держит вату, полоску бумаги, перо у своих губ, сжимая губы и производя ими взрыв П П П. Ватка резко отскакивает. Вслед за взрослым то же самое делает ребенок.

При контроле над произношением звука М взрослый прикладывает одну руку ребенка к своей щеке, другую к щеке ребенка. Ребенок ощущает вибрацию, сопутствующую произносимому звуку и воспроизводит его путем тактильного контроля через свою ладошку.

При произнесении звука Т взрослый дает ребенку возможность ощущать на его руке взрыв, образуемый при произнесении этого звука.

 

При звуке О нужно обратить внимание ребенка на выдвижение и округление губ и легкое отодвигание языка назад. При этом нужно дать ребенку ощутить слабую струю воздуха на ладошке.

При контроле над произношением звука У взрослый показывает ребенку выдвижение губ вперед и указывает на руке ощущение сильной струи воздуха.

 

При контроле над произношением звука Н взрослый прикладывает один палец ребенка к носовой полости взрослого, а другой к его собственной. Ребенок ощущает вибрацию крыльев носа.

При контроле над произношением звука Ф следует обратить внимание на положение губ: нижняя губа подтягивается к верхним резцам, а верхняя губа поднимается. Струю воздуха , образуемую при произнесении звука дать ощутить ребенку на его руке, приближенной к губам.

 

При произнесении звука З ребенок ощущает струю воздуха, вибрацию гортани и подбородка. В работе участвуют голосовые связки.

 

В образовании звука Р участвует голос, который ребенок ощущает, приложив руку к гортани.

 

При контроле над звуком Ж следует обратить внимание ребенка на вибрацию не только гортани, но и всей нижней челюсти. Ребенок должен ощущать обильную теплую струю воздуха на своей ладони.

Звук В ребенок осязает, прикасаясь рукой к груди, гортани или подбородку взрослого. Нельзя допускать закусывания нижней губы.

При контроле над произношением звука С взрослый обращает внимание на положение губ – растянуты в улыбке, языка – за нижними резцами. Посередине языка остается желобок, воздух свободно проходит между зубами. Ребенок ощущает тонкую холодную струю воздуха, направленную вниз, подставляя палец к нижней губе.

 

При контроле над произношением звука Л взрослый обращает внимание на широкий и напряженный язык. Ребенок контролирует ощущение вибрации гортани и груди, прикладывая руку.

При контроле над произношением звука К взрослый дает ощутить на тыльной поверхности кисти руки резкий толчок воздуха.

При контроле над произношением звука Ш ребенок осязает на тыльной стороне руки сильную струю воздуха, а взрослый обращает внимание на округление губ.

При контроле над произношением звука И ребенок осязает вибрацию темени и дна ротовой полости. Язык должен быть широким, выгнутым, расстояние между зубами очень небольшим.

При контроле над звуком Х взрослый дает почувствовать ребенку на тыльной стороне кисти руки, что воздух выходит изо рта не толчком, а плавной струей.

При контроле над звуком Б взрослый дает ребенку ощутить вибрацию гортани и щек с прибавлением голоса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по РСВ (развитие слухового восприятия) и ФП (формирование произношения) Средняя группа детей с нарушением слуха

Домашние животные (различение звукоподражаний и слов "АВ-АВ"(собака),  "МУ-У" (корова) и "МЯУ - МЯУ" (кошка) Цели занятия:1.Формировать у детей потребность в устном общении.2.Развивать слухо...

Конспект по РСВ (развитие слухового восприятия) и ФП (формирование произношения) Средняя группа детей с нарушением слуха

Лето Различение  и опознавание на слух (с ИСА и без него) вопросы (Какое время года? Какая погода?), слова и короткие фразы (зима, весна, лето, осень, тепло, жарко, светит солнышко, идёт дож...

Конспект занятия по развитию слухового восприятия и обучению произношения в младшей группе для детей с нарушенным слухом

Конспект открытого занятия по развитию слухового восприятия и обучению произношения в младшей группе № 5 «Пчёлки» (первый год обучения)...

Конспект занятия по развитию слухового восприятия и обучению произношения в старшей группе для детей с нарушенным слухом

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ФРОНТАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ПО «РСВ И ОП» В СТАРШЕЙ ГРУППЕ №5 ТЕМА: «ЗВУК [Л]. РАЗЛИЧЕНИЕ ЗВУКО-СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА». ...