Формирование осознанного послушания.
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Белова Людмила Викторовна

Статья содержит рекомендации, способы и приемы по формированию осознонного послушания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_osoznannogo_poslushaniya.docx23.18 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование осознанного послушания.

В формировании активного, осознанного послушания исключительное значение приобретает раскрытие детям нравственных мотивов правил поведения, помогающих глубже осмыслить их суть. Задача педагога – довести до сознания ребенка, что надо слушаться не только потому, что это необходимо ему самому, но и потому, что это связано с интересами окружающих. Например: если ты за столом жестикулируешь, размахиваешь ложкой, то мешаешь соседу, можешь испачкать ему и себе платье. Если ты разговариваешь громко в автобусе, то мешаешь пассажирам; если пробираешься сквозь толпу с мороженым, можешь нечаянно испачкать кому-нибудь костюм; если ты не убрал после себя игрушки, то это придется делать за тебя другим – воспитателю или няне.

Даже старшие дошкольники не всегда способны связать с последствиями допускаемые ими нарушения установленных правил. Например, мальчик, убежавший на улицу без разрешения, аргументирует свой поступок тем, что товарищ сделал так же. Он не понимает, что своим поведением заставил волноваться мать, отца, бабушку.

Чем меньше ребенок, тем труднее ему решить, как надо поступать в той или иной ситуации. Поэтому, знакомя детей с правилами поведения, полезно еще и показать способы их выполнения. Например, как сидеть за столом, держать вилку, ложку, пользоваться салфеткой, брать пищу, отламывать хлеб и т.п.

В нравственном воспитании ребенка огромную роль играет детская художественная литература, народные потешки, пословицы, поговорки. Меткие сравнения, близкие детям художественные образы, добрая ирония (а не насмешка!) хорошо доходят до их сознания. К месту приведенные цитаты из таких произведений, как «Вот какой рассеянный» С.Я Маршака, «Мойдодыр», «Федорино горе» К.И  Чуковского, «Девочка чумазая», «Девочка ревушка» А.Л. Барто, «Что такое хорошо и что такое плохо?» В.В Маяковского, «Неумейка» Я. Акима и др., заставляют ребенка сравнивать себя с теми героями, о которых в них говорится. Кому из ребят хочется быть похожим на Неумейку или неряху Федору, ведь над ними он подсмеивается сам.

Можно долго объяснять ребенку, что такое быть вежливым и он останется равнодушным к этим рассуждениям. Если же прочитать ему стихи С.Я Маршака: «…ежели вы вежливы, поможете вы маме, и помощь ей предложите без просьбы – то есть сами», или «…И ежели вы вежливы, - тому, кто послабее, вы будете защитником, пред сильным не робея», то результат будет положительный.

Такая потешка, как «водичка, водичка, умой Маше личико», способна снять сопротивление малыша, не желающего умываться.

Дети легко запоминают понравившиеся четверостишия, прибаутки, пословицы, нередко сами пользуют их в соответствующей ситуации. Например: «когда я ем – я глух и нем», «кончил дело – гуляй смело». Произнося их, они как бы утверждаются в правильности собственного поведения. Дошкольник неравнодушен к оценке его поступков окружающими.

Хорошо воздействует на самых маленьких детей так называемый прием отвлечения и переключения.

Трехлетний малыш, увидев у соседа игрушку, пытается силой завладеть ею, а когда это не удается, поднимает крик. Воспитатель старается отвлечь малыша: «Пойдем, я тебе дам такую же игрушку, только еще красивее». Но собственный крик не позволяет ему расслышать предложение педагога. Тогда она приносит ему такого же мохнатого медвежонка, и мальчик, увидев, что медвежонок «протянул» ему лапу, успокаивается.

Мнение сверстников как фактора, регулирующего поведение ребенка, трудно переоценить. Детский коллектив – это своего рода школа, где каждый ребенок имеет возможность упражняться в умении устанавливать контакты с товарищами. В общении со сверстниками он поставлен перед необходимостью применять на практике то, чему учат его педагог, взрослые. Он то и дело сталкивается с необходимостью «применять» усваиваемые им способы поведения, приспосабливая их к разнообразным, складывающимся конкретным ситуациям.

Что скажут о тебе, твоем поведении другие дети? Это всегда значительно для ребенка, подчас даже более весомо, чем слово педагога.

 Дети, усвоившие то или иное правило поведения, очень внимательно относятся к его выполнению другими. Они бурно реагируют, когда кто-либо из их сверстников преднамеренно нарушает эти правила. Особенно небезразлично мнение товарищей старшему дошкольнику: оно становится для него большой побудительной силой.

Руководя поведением детей, воспитатель использует один из распространенных приемов – замечание. Как делать ребенку замечание? Такт и доброжелательность – лучшие помощники воспитателя в том, чтобы замечание не вызывало у ребенка раздражения, а создавало лишь чувство неловкости. Например, замечание, основанное на контрастных понятиях «хорошо» и «плохо», оказывает положительное воздействие на детей.

- Удивляюсь, как ты, такая хорошая хозяюшка, а поступила плохо: бросила все дела, не закончив их. Разве ты не помнишь правило: после себя убирать все на место?

Девочка понимает, что в данном случае отступление от правил – случайность, ошибка, которая не должна повториться.

Старшему дошкольнику в беседе о его поведении иногда уместно сказать: «А если бы с тобой поступили так, как ты поступил со своим товарищем, тебе было бы приятно?» При этом полезно помнить: «Не делай другим того, чего сам не желаешь».

В отдельных случаях  рекомендуется обсудить плохой поступок сверстника, причем разговор должен идти ненавязчиво, тактично. Цель такого разговора – убедить ребенка, что он не прав, а не навязывать готового мнения.

Иногда приходится прибегать к прямому вмешательству, чтобы пресечь недозволенный способ поведения. В таких случаях экстренной мерой является запрещение. Например: «Нельзя отвечать маме дерзко, это очень плохо».

Организация детского поведения должна сочетать в себе контроль с предоставлением разумной самостоятельности. Только тогда можно быть уверенным, что послушание, проявленное ребенком, осознанное.

Индивидуализация  в применении методов и приемов – непременное условие в воспитании детского послушания. Если ребенок ведет себя одинаково и в присутствии взрослых, то в этом случае можно предположить, что осознанное послушание стало для него нормой.

Любой прием должен побуждать ребенка к сознательному послушанию, не вызывая в нем внутреннего сопротивления требованиям взрослых. Только тогда он достигает цели. Каждый способ воздействия – будь то категорический приказ или спокойное указание, твердый запрет или просьба, совет или напоминание, предупреждение или отказ – должен всегда опираться на сознание ребенка.

В распоряжении взрослых – целый арсенал методов, начинать надо всегда с мягких мер: это и предупреждение возможных срывов в детском поведении, и обращение в форме просьбе (но не упрашивание!), и разговор по душам (но не панибратство!), и игровой подход. И только в крайнем случае можно делать замечание в строгом тоне, прибегать к приказной форме обращения, требующей непременного подчинения. Начиная с мягкой меры, взрослые всегда имеют в запасе еще несколько способов воздействия. И не будут испытывать растерянности, когда дети их не слушаются.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-программа «ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ» по формированию осознанного отношения к здоровью у детей 3-7 лет с функциональными нарушениями опорно-двигательного аппарата

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад Компенсирующего вида № 67 «Надежда»город Набережные Челны РТ План-программа«ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ»по формированию осо...

ПРОЕКТ «Система опытно-исследовательской деятельности – источник формирования осознанно-правильного отношения ребенка-дошкольника к природе»

Проект представляет систему работы ДОУ по  формированию опытно-исследовательской деятельности дошкольника, ориентированной на формирование осознанно-правильного отношения к природе, изменение про...

Работа по самообразованию "Формирование осознанно - правильного отношения к природе в процессе наблюдений за живой и неживой природой на прогулках с детьми 4-5 лет"

Тема моего самообразования для детей средней группы включает в себя:цель, задачи, ожидаемый результат, перспективный план работы с детьми и родителями...

"Формирование осознанного безопасного поведения на дорогах у детей 4-5 лет".

В проекте описаны приемы и методы работы; перспективное планирование; работа с родителями....

Опытно-исследовательская деятельность, как источник формирования осознанно-правильного отношения ребенка к природе

При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу человека, способствует формированию ...

Формирование осознанно – правильного отношения ребенка к природе через опытно – исследовательскую деятельность.

Формирование осознанно – правильного отношения ребенка к природе через опытно – исследовательскую деятельность....