"Формирование осознанного безопасного поведения на дорогах у детей 4-5 лет".
проект (средняя группа) на тему

Абашева Татьяна Викторовна

В проекте описаны приемы и методы работы; перспективное планирование; работа с родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt1.doc101 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПО ТЕМЕ

«ФОРМИРОВАНИЕ ОСОЗНАННОГО

БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА

ДОРОГАХ У ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ».

Проект составлен и реализован

В рамках самообразования педагога.

Воспитатель первой квалификационной категории

МБДОУ «Детский сад №112»

Абашева Т.В.

2013-2014 учебный год.

1. ВВЕДЕНИЕ. Актуальность темы.

     Дороги,  транспорт – реалии сегодняшней  жизни.  Скорость  движения,  интенсивность  транспортных потоков  на  улицах  нашего  города  быстро возрастают, и будут увеличиваться в дальнейшем. Нынешним  детям  предстоит  жить  при  несравненно  большей  агрессивности  автомобильного  движения,  а потому  с каждым  днём  всё  сложнее  обеспечить  их  безопасность.

          В период  дошкольного  детства  ребёнок  знакомится  с большим  количеством  правил,  норм,  предостережений,  требований.  Однако  ему  трудно  представить  степень их значимости.  Любая  общепринятая  норма  становится  действенным  регулятором  поведения  человека  только  тогда,  когда  она  осознана  и принята  им. Тем не менее необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Эти правила следует подробно разъяснять детям, а за тем следить за их выполнением.
    Воспитание 
безопасности – непрерывный,  систематический  и  последовательный  процесс,  начинающийся  с раннего  возраста (воспитывают  родители),  продолжающийся в системе  дошкольного,  школьного  образования

     Для  формирования основ безопасного поведения дошкольников необходимо организовать  воспитательно-образовательную систему,  включающую  все виды деятельности (игровую, продуктивную, познавательную, речевую, физкультурно-оздоровительной, музыкально – ритмической).
На  мой  взгляд,  под воспитательно-образовательной системой по  основам  безопасности  жизни  следует  понимать 
целенаправленное и систематическое  воздействие  на  дошкольников со стороны взрослых в различных видах деятельности с целью  их  интеллектуального,  физического,  нравственного,  духовного  развития  и  формирования   опыта  безопасного поведения.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА.

Цель: знакомство дошкольников с правилами и нормами безопасного поведения  для приобретения  социального опыта.

Задачи:

  • Развивать  у детей самостоятельность и ответственность;
  • Создавать  условия  по  ознакомлению  дошкольников  с  основами  безопасного  поведения  на  дороге;
  • Воспитывать  у детей  осознанное  отношение  к правилам и нормам поведения  в различных ситуациях на дороге;
  • Формировать представление дошкольника о безопасности поведения в различных дорожных ситуациях;
  • Обогащать словарный запас детей и развивать связную речь.

3.

НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ.

     Эффективность  реализации  поставленных  задач  во  многом  зависит  от  содержания  предметно – развивающей  среды  созданной в дошкольном учреждении.

Для реализации поставленных задач использую следующие методы организации:

 

     Проект реализовывается в средней группе МБДОУ «Детский сад №112» г. Рязани, в течении 2013-2014 учебного года.

Участники проекта.

                 - Воспитанники – дети средней группы, 21 ребенок.

- Педагоги детского сада: воспитатели, инструктор  по

                   Физкультуре.

Работа велась по трем направлениям:

                    - Обогащение предметно-развивающей среды.

         -  Работа с детьми.

         - Работа с родителями (беседа, анкетирование, консультации).

В работе с детьми использовались следующие методы:

         - Беседы с детьми.

         - Дидактические игры.

         - Наблюдения.

         - Постановка проблемного вопроса.

         - Постановка проблемной ситуации.

4.

ЭТАПЫ РАБОТЫ.

2. Подготовительный (организационный) этап.

Цель: выявить знания у детей о правилах безопасного поведения на дорогах, проявить диагностику и выявить проблемы, дать представления детям о правилах безопасного поведения на дорогах; о правилах дорожного движения, обогатить предметно-развивающую среду для погружения в проект.

      Для решения поставленной цели проводили работу:

1. Подбор материала по Правилам дорожного движения.

2. Изготовление макета улица и перекресток.

3. Знакомство с литературными произведениями.

4. Изготовление дидактических игр по ПДД.

 5. Организовали работу с родителями.

3. Педагогический мониторинг (первичная диагностика – сентябрь 2013 г.)

     Цель: выявить уровень знаний у детей по правилам дорожного движения, уровень знаний по правилам поведения на дорогах, умение использовать свои знания на практике, уровень сформированности умений устанавливать простейшие связи воспринимаемыми предметами и явлениями.

     В ходе диагностики было выявлено:

  • Дети проявляют интерес к изучению безопасного поведения на дорогах, изучению дорожных знаков.
  • Все дети правильно называют сигналы светофора, но некоторые затрудняются сказать различия между светофорами для людей и транспорта.
  • Не все дети знают, что такое перекресток.
  • Затрудняются сказать работу регулировщика на перекрестке в случае поломки светофора.
  • Некоторые дети затрудняются называть хорошо знакомые знаки.
  • Многие не имеют достаточных знаний о правилах поведения на дорогах, в транспорте.
  • Чаще всего дети испытывали трудности в решении различных проблемных ситуаций связанных на дорогах во время движения.
  • Практически все дети испытывают положительные эмоции  от результатов безопасного осознанного движения на дорогах, (Диагностика прилагается).

5.

4. Работа с родителями (анкетирование).

1.Экспресс-анкета для родителей «Безопасность вашего ребёнка на дороге»

2.Тест для родителей «Грамотный пешеход»

(анализ и результаты диагностики).

5. Основной этап. Содержание работы.

     Для качественной реализации работы в рамках проекта использовались различные  формы. Одна из них – экскурсии.

     В работе над проектом активно использовались различные игровые ситуации с целью: продолжать поддерживать интерес детей к правилам дорожного движения, правильно реагировать на дорогах в различных ситуациях, учить осознанно выполнять правила поведения на дорогах и в общественном транспорте, отличать два типа светофора (для машин и для пешеходов), правильно реагировать на определенные сигналы светофора.

     Основной формой организации является непосредственно – образовательная деятельность.

     В ходе занятий дети вместе с воспитателем проводили различны дорожные ситуации. Игровые занятия проводились по подгруппам в форме: дидактических игр, постановки проблемных вопросов, различных игровых ситуаций.

     Во всех занятиях использовался сквозной игровой персонаж – регулировщик Незнайка для мотивации деятельности. «Задавал» проблемные вопросы, инициировал деятельность детей.

6. Перспективный план исследовательской деятельности.

(смотри приложение).

7. Практический (заключительный) этап.

Цель третьего этапа:

  • Стимулировать практическое использование детьми полученных знаний, закрепить интерес к познавательной деятельности.
  • Проведение заключительного мониторинга.

Практическое задание планируется в форме длительной игры:

«Мы – правильные пешеходы».

Создавалась исследовательско - творческая ситуация:

  • Перед детьми ставилась задача как работает светофор и создать небольшие рисунки под названием «Светофор».
  • Воспитателем было проведено подготовительное к работе занятие «Зеленый, желтый, красный».
  • Рассматривались с беседой иллюстрации книги «Дядя Степа», читались стихотворения о дорожных знаках, разгадывались загадки о различных видах транспорта и знаках, читалась «Песня знаков».

6.

ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ

     Свою работу по оформлению групповой комнаты начали с оценки имеющихся условий и осознании того, что предметно-развивающая среда должна соответствовать задачам развития детей.

     Так как ведущим видом деятельности дошкольников является игра, то мы посчитали необходимым преобладающее место отвести игровой зоне. Именно игра необходима детям познания окружающего, эмоционального благополучия, самовыражения, самоуважения.

     Дети активно усваивают различные средства и способы познания: незаменимым помощником при этом являются обучающие и развивающие игры. При помощи родителей была оформлена игротека. Познавательные игры «Учим правила дорожного движения», «Правила дорожного движения», «Опасные предметы» и другие, вызывают интерес у детей, ненавязчиво обучают их, вызывают вопросы, развивают речь. Значительное место уделяют играм с правилами, которые в будущем помогают успешно осваивать  учебную деятельность в школе. Главный принцип отбора игр, по моему мнению, - они должны быть интересными, носить соревновательный характер, вызывать желание играть и без участия взрослого.

     Особое значение придавали работе с художественной литературой, знакомство с книгой; стараюсь привить любовь к чтению. Ведь именно литература помогает ребенку познавать мир, заставляет  задуматься о своих и  чужих поступках, воспитывает и учит. На книжной полке у нас много книг, разных по содержанию, для разного возраста; стихи и сказки, рассказы и книжки-малышки, детские энциклопедии.

     Организован настольный театр. Сказка – повод понять, что-то большее, посмотреть на себя со стороны, обдумать важные проблемы. Игры по сказкам учат ребенка ставить себя на место героя сказки, сравнивать и анализировать, делать выводы и обобщения.

     Считая необходимым для развития активности такие методы работы как

наблюдение, сравнение, был организован «Уголок живой природы», в котором имеются комнатные растения, календарь наблюдений за погодой, копилка природного материала.

     Был организован уголок экспериментирования с необходимым оборудованием. Дети самостоятельно могут проводить различные опыты с водой, песком, воздухом, без помощи воспитателя. Он содержит различные материалы, с помощь которых ребенок познает много нового. Уголок искусства (для занятий лепкой, аппликацией, рисованием).

Спортивный уголок, который включает в себя: спортивный инвентарь (мячи, скакалки, обручи, ростометр, валик и много другое).

Была создана зона уединения: в дальнем углу группы было поставлено кресло с мягким покрывалом, где встревоженный,  расстроенный или эмоционально взвинченный ребенок мог успокоится, снять нервное напряжение. Учебная зона. Благодаря рациональному распределению зон дети активно включаются в общение: учатся договариваться, распределять роли, оказывать и принимать помощь, делятся игровым опытом,  уступать,

7.

 считаться с мнением сверстников, решать конфликты словесно,  самовыражаться.

     Таким образом, созданная разнообразная предметно – развивающая среда, способствовала формированию и развитию познавательного интереса.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

     К работе активно привлекались родители. Было составлено перспективное планирование, куда включались различные формы: консультации: «Правила дорожного движения», «Путешествие с малышом», «Рекомендации для родителей по ПДД», «Как выработать навыки безопасного поведения на улице», «Безопасность детей на городских улицах», «легко ли научить ребенка правильно вести себя на дороге?»; родительское собрание в виде круглого стола на тему «Осознанное безопасное поведение детей на дорогах» и т. д. Родители помогли приобрести и сделать необходимое оборудование, пополнить развивающую среду, способствующую развитию познавательной активности детей. В рамках работы над проектом родители приняли участие в организации и проведении наблюдений, выставках детского творчества, выставке совместного творчества с детьми «Дорожные знаки».

     Большое значение в развитии познавательной активности ребенка-дошкольника имеет семейное воспитание.

8. Основные итоги и выводы.

По результатам, полученным в ходе проекта, можно сделать выводы:

  • Проведенная работа подтвердила выдвинутое предположение о возможности повышения интереса к осознанному безопасному поведению на дорогах у детей среднего возраста.
  • Дети на начальном этапе проекта показывали ситуативный интерес к  правилам дорожного движения, слабые знания о некоторых знаках, понятии перекресток.  
  • Результаты реализации проекта показали, что под влиянием разработанной системы педагогических воздействий интерес к осознанному безопасному поведению на дорогах значительно вырос.
  • В ходе развивающей работы знания и представления детей о правилах поведения на дорогах обогащались в дидактических играх и занятиях  по проблемным ситуациям на дорогах.
  • Кроме того, формировалось эмоционально-личностное отношение к окружающим правилам и желание продолжать изучать их.
  • Особенно важным представляется, что значительно вырос интерес  детей к изучению правил поведения на дорогах, в транспорте. Изучению знаков дорожного движения. У многих из них появилась увлеченность этим процессом и заинтересованность от результатов познавательной деятельности.
  • В ходе проекта родители приобрели специальные знания, стали лучше понимать своих детей, оценили значимость этого проекта, приняли на вооружение его идеи и содержание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГЕ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА "Азбука маленького пешехода"

                      Прогнозируемые результаты: ·      Образовательныеv    Приобретени...

Презентация на тему: "Формирование навыков безопасного поведения на дорогах у детей дошкольного возраста».

В презентации использованы схемы, которые вошли в мое портфолио при аттестации....

Итоговая работа по теме: «Формирование правил безопасного поведения на дорогах у детей среднего дошкольного возраста через организацию проектной деятельности». (Проект «Дорожная азбука»)

В данной работе представлен проект по формированию правил безопасного поведения на дорогах у детей среднего дошкольного возраста. (Проект «Дорожная азбука»)...

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Статья предназначена для воспитателей детского сада, знакомит с правилами формирования безопасного поведения на дороге с младшего до старшего дошкольного возраста, из опыта работы....

Методические рекомендации по формированию навыков безопасного поведения на дорогах у детей дошкольного возраста "Дорога не терпит шалости- наказывает без жалости" с приложениями

Методические рекомендации  по формированию навыков безопасного поведения на дорогах у детей дошкольного возраста "Дорога не терпит шалости- наказывает без жалости" с приложениями...

ОТЧЕТ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПО ТЕМЕ: «ФОРМИРОВАНИЕ ОСОЗНАННОГО БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГАХ У ДЕТЕЙ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ»

Актуальность работы заключается в следующем: организовать  воспитательно-образовательную систему, включающую все виды деятельности: игровую, продуктивную, познавательную, речевую, физкультурно-оз...


 

Комментарии

Клоченко Галина Павловна

Молодец!