Музыкальное воспитание
консультация на тему

Давыдова Наталья Игоревна

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВОСПИТАТЕЛЯ И МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_muz.docx16.02 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВОСПИТАТЕЛЯ И МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ

Роль воспитателя и музыкального руководителя на музыкальном занятии

           Форма организации музыкального воспитания в ДОУ обусловлена взаимодействием музыкального руководителя и воспитателя. Так, музыкальный руководитель при участии воспитателя проводит музыкальные занятия, развлечения и праздники, занимается индивидуальной работой с детьми. Воспитатель общается с детьми в быту – руководит самостоятельной музыкальной деятельностью, организует игры, драматизации, слушание музыки, готовит инсценировки. Большую часть своей работы по музыкальному воспитанию детей он осуществляет под руководством музыкального руководителя.

Воспитатель осуществляет в основном всю педагогическую работу в детском саду. Проведение музыкального занятия не является монополией музыкального руководителя, а составляет часть педагогической работы, которую ведет воспитатель. Активность его на занятии зависит от возрастной группы. В младшей и средней группе воспитатель участвует во всех видах музыкальной деятельности через практический показ (выполняет музыкально-ритмические движения, поет с детьми, организует игру). В старшей и подготовительной группе воспитатель уже выступает в роли наблюдателя, использует словесные указания, объяснения. Практический показ музыкально-ритмических движений осуществляется на начальном этапе. В певческой деятельности воспитатель закрепляет слова песен в группе, поддерживает детей в пении на занятии, празднике.

Педагог-музыкант ведет работу в двух направлениях – с детьми и воспитателями. По мере овладения воспитателем содержанием и методикой музыкального воспитания, педагог-музыкант все больше вовлекает воспитателя в работу с детьми. Музыкальный руководитель знакомит воспитателя с практическим материалом, который дается детям. Воспитатель в группе разучивает слова песни, упражняет отдельные элементы танцевальных движений, и т.д.

Для того чтобы руководить самостоятельной деятельностью детей, обучать игре на детских музыкальных инструментах, музицированию в пении, танцевальному творчеству, воспитатель должен сам владеть исполнительскими навыками и умениями (играть на музыкальных инструментах, петь, красиво двигаться), уметь применять разнообразные методические приемы для развития у детей исполнительских умений.

Реальное участие воспитателя в музыкальном развитии детей определяется уровнем его музыкальной культуры, музыкальными способностями. Если воспитатель имеет слух, хороший голос, красиво двигается, может играть на музыкальных инструментах или просто интересуется музыкой, он способен во многом помочь музыкальному руководителю. Как правило, дети у такого воспитателя наиболее заинтересованные, творческие. Воспитатель, пользующийся у детей авторитетом, может быстрее добиться успеха.

         Одна из главных задач в деятельности музыкального руководителя – сформировать у детей отношение к музыкальному искусству как к культурной ценности, заинтересовать их музыкой, разбудить и развить эстетические чувства, ощущение и понимание красоты музыки.

Музыкальный руководитель должен обладать высокой культурой, эрудицией, уметь передать воспитанникам свою увлеченность музыкой. Дети под руководством педагога накапливают разнообразные музыкальные впечатления, воспитываются на высокохудожественных образцах музыкального искусства, воспринимают музыку разных эпох и стилей. Педагог-музыкант должен знать разнообразный репертуар, уметь отбирать музыкальные произведения, доступные детям по эмоционально-образному содержанию, увлекательно преподнести их, создавая проблемную ситуацию при восприятии музыки. Важно, чтобы музыкальный руководитель умел выразительно, ярко исполнять произведения, использовать творческие задания, разнообразные формы организации музыкальной деятельности ¬– разные виды занятий (тематические, комплексные, интегрированные, доминантные, сюжетные), досуги, развлечения.

 

Праздник в детском саду

Особое место в воспитании детей дошкольного возраста занимает праздник, цель которого  -  формирование разнообразных эмоций и чувств, являющихся важнейшим условием развития личности. Праздник объединяет в себе различные виды искусства: музыку, художественное слово, танец, драматизацию. Поэтому он, прежде всего, развивает у детей эстетические чувства.

В детском саду установлено проводить четыре праздника в год, – праздник урожая, Новый год, 8-е Марта, выпуск в школу. Другие знаменательные даты (День города, Рождество, 23-е Февраля, 9 Мая, и т.д.) можно провести в форме тематического занятия, концерта-беседы, развлечения.

Праздники можно проводить в утреннее время и во второй половине дня. Их продолжительность зависит от возраста детей: младшая и средняя группа от 20 до 40 минут, старшая и подготовительная – 45-60 минут.

Создание соответствующего эмоционального настроя на тот или иной праздник во многом зависит от тщательно составленной программы. Педагог продумывает тему, форму программы, подбирает музыкально-литературный материал, уделяет внимание сюрпризным моментам. Красочность, торжественность, разнообразие празднику придает оформление – специально подобранные декорации, костюмы и атрибуты для детей.

В подготовке праздника принимает участие весь педагогический коллектив детского сада, но особая роль отводится музыкальному руководителю и воспитателю возрастной группы. В программе праздника необходимо предусмотреть всё: продолжительность, темп выступлений, чередование номеров, соотношение детского и взрослого участия, чтобы композиция носила целостный характер, не переутомляла детей. При распределении материала между детьми важно учитывать участие каждого ребенка. Бывает так, что родители требуют, чтобы их дети непременно читали стихи на празднике. Но не следует перегружать утренник стихами. Лучше предоставить возможность на одном празднике прочитать стихи одним детям, а на другом – другим.

Особое внимание уделяется выбору ведущего, который должен хорошо знать содержание праздника, а также свободно общаться с детьми и гостями, создать радостную, доброжелательную атмосферу среди всех участников. Важно, чтобы ведущий держался непринужденно, говорил выразительно, лаконично, вел утренник эмоционально. Он должен быть находчивым. На утреннике встречаются и непредвиденные моменты (например, ребенок забыл стихотворение, изменился состав исполнителей, несвоевременно появился персонаж). Ведущий должен найти выход из затруднительного положения (шутки, загадки, приобщение зрителей к разрешению затруднений). Ведущий должен хорошо знать все праздничные номера, и в случае необходимости помочь детям при исполнении танца, инсценировки. Организационные моменты (построение, раздача атрибутов) на празднике не должны быть видны, все должно происходить в игровой форме.

Грамотное исполнение музыкального репертуара взрослыми и детьми – необходимое условие воспитательного воздействия праздника. Это становится возможным при творческом и зрелищном проведении постановок, аттракционов и сюрпризных моментов. Что касается взрослых, то музыкальный руководитель, ведущий и его помощники должны свободно владеть программой праздника. Герои, выступающие на празднике, должны действовать в сыгранном ансамбле, без напряжения и суеты. Каждый продумывает свое место на празднике. Перед праздником музыкальный руководитель проводит репетиции с ведущими и со всеми участниками.

Родители – желанные гости на празднике. Присутствие их на утреннике радует детей, а также дает большое удовлетворение родителям. Они знакомятся с развитием детей, проникают общим весельем и радостью. Родители должны прийти опрятно одетыми, в сменной обуви, соблюдать тишину в зале (не отвлекать детей съемкой, не ходить по залу), аплодировать детям после каждого выступления. Желательное количество взрослых от ребенка – не более одного.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальное воспитание - это не воспитание музыканта, а прежде всего человека. Музыкальное искусство – мощный стимул в развитии личности ребенка.

Многие выдающиеся педагоги и психологи, занимающиеся музыкальным воспитанием, признают, что ведущим видом музыкальной деятельности является восприятие музыки. Все остальное производное от него. ...

Методические рекомендации для родителей по музыкальному воспитанию "Музыкальное воспитание в семье"

Здесь описаны рекомендации для родителей по поводу начала музыкального воспитания малышей....

«Что такое музыкальное воспитание, музыкальное развитие, музыкальность?»

Консультация для родитей по музыкальному воспитанию в период адаптации....

«Что такое музыкальное воспитание, музыкальное развитие, музыкальность?»

Консультация для родитей по музыкальному воспитанию в период адаптации....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по «Художественно-эстетическому развитию» составлена на основе программы музыкального воспитания «Ладушки» И. М. Каплуновой, И .А. Новоскольцевой; программы по музыкально-ритмическому воспитанию детей Т. Сауко, А. Бурениной.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо «Художественно-эстетическому развитию»составлена на основе программы музыкального воспитания «Ладушки» И. М. Каплуновой, И .А. Новоскольцевой;программы по м...

Проект по музыкально-патриотическому воспитанию детей на тему: «Использование инновационных технологий в музыкальном воспитании дошкольников».

laquo;Песня, как никакой другой жанр, всеобъемлюща.Она призвана отражать и преломлять в себекрупнейшие события эпохи. Она конденсирует в себеи тонкую лирику, и героику, и гражданственность».А.Ф...