Развитие мелкой моторики в раннем возрасте
статья на тему
Рекомендации по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста с использованием песка и воды
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в процессе игры с песком и водой».
Почему так важно для детей развитие мелкой моторики рук?
Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Но почему-то мало кто задумывается, что процессу совершенствования мелкой моторики необходимо уделять немалое внимание и после того, как ребенок заговорил. Ведь от того, насколько ловкими и проворными к 5-6 годам станут его пальчики, зависят успехи в обучении.
Песок - прекрасный природный материал для развития сенсорного восприятия окружающего мира и развитие мелкой моторики рук детей. Игра с песком - это не только увлекательное, но и познавательное занятие. Уже с раннего возраста дети начинают изучать качество материалов, их свойства, сходства и различие.
В процессе игр с песком и водой происходит реализация творческих замыслов и способностей дошкольников. Дети с большим удовольствием играют с песком и водой. В игре с водой ребенок, при помощи взрослого, не только познает ее свойства, вода оказывает на организм ребенка релаксационный эффект. Очень интересно наблюдать, как простейшие действия с водой доставляют радость и удовольствие детям, оставляют прекрасные воспоминания.
Игры в песочнице положительно влияют на эмоциональное самочувствие детей, служат прекрасным средством для развития и самореализации.
Возиться в песке — не каприз, а потребность ребенка. Рыть ямки и насыпать горки необходимо для того, чтобы обеспечить нормальное физическое и интеллектуальное развитие. Малыш не просто копается в песке — он строит. С помощью совочка и формочек ребенок создает свой новый мир, пытаясь при этом понять и смоделировать все, что видит вокруг себя. Психологи и педагоги относят возню детей в песочнице, построение замков к так называемым строительным играм. Они очень важны для развития дошкольника, пренебрегать ими нельзя. С помощью игр с песком малыш творчески изучает мир вокруг себя. Когда он строит, он активен, его мозг, воображение, смекалка тренируются и развиваются.
Действия в песке и с песком:
- закапывание друг друга в теплый песок; ходьба босиком по песку;
- строительство из влажного песка замка и башни; рытье колодца, тоннелей;
- прокладывание дороги для игрушечных автомобилей;
- лепка куличиков, пирожков, тортиков и их украшение.
Немного математики в воде и песке
Играя в песочнице или на пляже, вы можете формировать или закреплять некоторые важные начальные математические представления. На наглядных примерах выясните вместе с ребенком, что такое размер и форма предметов, что означают понятия "много", "мало". Используя формочки контрастного размера, предложите детям сделать большие и маленькие куличики. На малышей производит сильное впечатление огромный кулич, сделанный с помощью "настоящего" десятилитрового ведра, наполненного песком. По ходу работы постоянно отмечайте, для какого куличика потребовалось много песка, а для какого — мало. Используйте слова "пустой", "полный".
Можно предложить детям "испечь" печенье разной формы: треугольное, круглое, квадратное. Для этого могут пригодиться детали крупной геометрической мозаики. Предложите ребенку подобрать подходящий по величине куличик для игрушки: мишке нужен большой куличик, а мышке — маленький. В песке можно вырыть для медвежонка большую берлогу, а для мышонка — маленькую норку. Колодец может быть глубоким или мелким. Дорога, проложенная в песочнице, может быть длинной или короткой. Мальчикам понравится строить гаражи для больших и маленьких машин.
Песочница — прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. И если ребенок плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в таких играх с песком все становится возможным. Проигрывая волнующую ситуацию с помощью маленьких фигурок, создавая картину из песка, ребенок освобождается от напряжения и беспокойства.
Родители получают возможность увидеть внутренний мир ребенка в данный момент. В ходе игр с песком легко решаются такие задачи, как развитие коммуникативных навыков, т. е. умения общаться.
Игры с песком можно условно разделить на три направления:
- обучающие (облегчают процесс обучения ребенка);
- познавательные (познается многогранность окружающего мира);
- проективные (обеспечиваются психологическая диагностика, коррекция и развитие ребенка).
Обучающие игры направлены на развитие мелкой моторики рук. Несложные упражнения способствуют стабилизации эмоционального состояния, что в высшей степени важно в первые дни пребывания ребенка в дошкольном учреждении:
- «отпечатки наших рук»;
- «отпечатки наших кулачков, пальцев»;
- «скользить ладонями по поверхности песка»;
- «пройтись пальцами по поверхности песка, как на пианино»;
- «оставлять следы одновременно двумя пальцами, пятью пальцами» и т. д.
Ценность этих упражнений в том, что наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики ребенок учится говорить о своих ощущениях, развивает речь, произвольное внимание и память. Формируются такие черты личности, как инициативность, самостоятельность, умение решать «проблемы» в игре. Дошкольник много узнает о свойствах песка и воды.
Также можно организовать игры с водой: "Тонет — не тонет", "Мыльные пузыри", "Наливаем воду", "Кораблик" и т. д. Для этого необходимы стаканчики, трубочки, игрушки и фартуки.
Одна из игр на кухне – это игры с различными крупами. Если вы хотите чем-то занять малыша, предложите ему порисовать узоры на крупе. Возьмите яркий поднос. Высыпьте крупу равномерным нетолстым слоем. Для самых маленьких лучше использовать манную крупу. При случае и попробовать не страшно. Позже можно играть с гречкой, рисом.
Возьмите пальчик малыша и проведите им по крупе. Для рисования также подойдет трубочка для коктейля. Рисовать можно линии (прямые, волнистые), геометрические фигуры, солнышко, тучки, смешные рожицы, в общем, все, что подскажет ваша фантазия. Пусть крошка просто проводит пальчиком, хаотично рисуя. Игры с крупами очень полезны для развития мелкой моторики рук ребенка. Для детей после 2 лет можно усложнять задания. Рисуйте вместе буквы, цифры. Также можно засыпать белые дорожки от пальчиков крупой другого цвета. Для этого обучите малыша движению пальчиков, с помощью которого мы солим еду.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/05/picture-145245-1538735881.jpg)
упражнения ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ детей раннего возраста
Материал для использования педагогами на занятиях, для игр дома с родителями...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/12/picture-418507-1394643076.jpg)
Проект в образовательной области «Познание»Развитие мелкой моторики детей раннего возраста
Участие в проектной деятельности даёт возможность развивать у дошкольников внутреннюю активность, создаёт необходимые условия для того, чтобы каждый ребёнок вырос талантливым, умным, добрым, мог жить ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/17/picture-578054-1424182071.jpg)
"Покормим птичку." Дидактическая игра для индивидуальных занятий по развитию мелкой моторики детей раннего возраста
"Покормим птичку."Дидактическая игра для индивидуальных занятий по развитию мелкой моторики детей раннего возраста Задачи для детей:Обогащать словарный запас;Развивать память и связную речь;Форми...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/24/picture-612876-1427221876.jpg)
Консультация для родителей. «Игры, способствующие развитию мелкой моторики детей раннего возраста»
Цель: развивать мелкую моторику, точность движений научить чередовать предметы форме, закрепить цвет, концентрировать внимание, умение слушать инструкцию воспитателя, действовать по образцу. ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/02/picture-633867-1433242428.jpg)
"Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики детей раннего возраста"
Учёные, изучавшие психику детей,подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для развития речи детей и оказывает большое влияние на рвзвитие головного мозга....
Проект "Послушный карандаш" по развитию мелкой моторики детей раннего возраста
"Значение мелкой моторики в речевом развитии младших дошкольников"....
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/23/picture-1407567-1666545137.jpg)
Развитие мелкой моторики детей раннего возраста как средство развития речи
План самообразования на 2021 - 2022 учебный год.Тема: «Развитие мелкой моторики детей раннего возраста как средство развития речи». 1. Цель: создание условий для становления речи дете...