Консультация "Формирование звуковой культуры речи во 2 младшей группе"
консультация (младшая группа) по теме
Звуковая культура речи формируется и развивается на основе хорошо развитого речевого слуха.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
Формирование звуковой культуры речи во 2 младшей группе
Звуковая культура речи — это умение правильно, т е. в соответствии с содержанием излагаемого, с учётом условий речевого общения и цели высказывания, пользоваться всеми языковыми средствами (звуковыми средствами, в том числе интонацией, лексическим запасом, грамматическими формами). Звуковая культура речи является составной частью речевой культуры. Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими их людьми. Большое влияние на формирование высокой культуры речи у детей оказывает воспитатель детского сада.
Звуковая культура речи формируется и развивается на основе хорошо развитого речевого слуха. Воспитатель должен решать следующие задачи:
Воспитывать речевой слух детей, постепенно развивая его основные компоненты:
звуковысотный слух;
слуховое внимание;
фонематический слух;
восприятие темпа и ритма речи.
Формировать произносительную сторону речи:
учить детей правильному произношению звуков родного языка;
развивать артикуляционный аппарат;
работать над речевым дыханием;
воспитывать умение пользоваться голосом в соответствии с условиями общения;
вырабатывать чёткое и ясное произношение каждого звука;
формировать нормальный темп речи.
На основе обогащения представлений о ближайшем окружении продолжать расширять и активизировать словарный запас детей. Уточнять названия и назначения предметов одежды, обуви, головных уборов, посуды, мебели, видов транспорта. А так же учить различать и называть существенные детали и части предметов ( у платья- рукава, воротник, карманы, пуговицы), качества (цвет и его оттенки, форма, размер), особенности поверхности (гладкая, пушистая, шероховатая), некоторые материалы и их свойства( бумага легко рвётся и размокает, стеклянные предметы бьются, и. т. д. Учить понимать обобщающие слова (одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы); называть части суток, домашних животных и их детёнышей.
Продолжать учить детей внятно произносить в словах гласные звуки ( а, у, и, о, э) и некоторые согласные звуки: п-б-т-д-к-г; ф-в;т-с-з-ц.
Развивать моторику речедвигательного аппарата, слуховое восприятие, речевой слух и речевое дыхание, уточнять и закреплять артикуляцию звуков. Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность. Отчётливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно с естественными интонациями.
В грамматическом строе речи учить согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже, употреблять существительные с предлогами (в, на, под, за, около). Также Употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающие животных и их детёнышей (утка- утёнок- утята).
Помогать детям получать из непосредственных простых предложений распространённые путём введения в них определений, дополнений, обстоятельств; составлять предложения с однородными членами ( Мы пойдём в зоопарк и увидим слона, зебру и тигра).
В связной речи развивать диалогическую форму речи. Вовлекать детей в разговор во время рассматривания предметов, картин, иллюстраций, наблюдений за живыми объектами; после просмотра спектаклей, мультфильмов. Обучать умению вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе, не перебивая говорящего взрослого. А так же формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателем и родителями.
В своей работе использую игры и упражнения, вырабатывающие свободный, плавный, удлинённый выдох.
ВЕРТУШКА
Для игры потребуется игрушка- вертушка из бумаги. Показать ребёнку, как надо подуть на вертушку, чтобы она пришла в движение. Затем предложить ребёнку самому подуть на неё. ( Игра развивает физиологическое дыхание).
БАБОЧКА
Для игры нужно вырезать бабочку из бумаги и прикрепить её на нитку длиной 15-20см. Показать ребёнку, как можно дуть на бабочку, подвешенную на нитке. Затем поднести бабочку к губам ребёнка и попросить его подуть. ( Игра помогает вырабатывать у ребёнка навык делать глубокий вдох и продолжительный, целенаправленный выдох).
СДУЙ ПУШИНКУ
Для игры потребуется лёгкое пёрышко, пушинка или кусочек ваты. Показать ребёнку, как можно сдуть перышко с ладони. Затем положить перышко на свою ладонь, и поднести к губам ребёнка и попросить его подуть на пушинку. (Игра помогает закрепить у ребёнка навык делать глубокий вдох и продолжительный,
целенаправленный выдох).
ЗАГОНИ МЯЧ В ВОРОТА
Для игры понадобятся воротики (их можно заменить кубиками) и кусочек ваты или небольшой скомканный кусочек бумаги, играющие роль мяча. Показать ребёнку, как можно дуть на лёгкий » мячик», чтобы загнать его в ворота. Затем попросить ребёнка самого загнать мяч в ворота. ( Игра вырабатывает у ребёнка длительный, сильный, целенаправленный выдох, а также глазомер).
К концу года дети могут:
рассматривать сюжетные картинки.
отвечать на разнообразные вопросы взрослого, касающие ближайшего окружения.
использовать все части речи, простые нераспространенные предложения и предложения с однородными членами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/09/picture-407542-1418146232.jpg)
Конспект ООД по воспитанию звуковой культуры речи в младшей группе.
Данный конспект содержит материал для знакомства детей младшей группы со звуком "У"...
![](/sites/default/files/pictures/2021/04/28/picture-671158-1619629797.jpg)
Материал для педсовета "Дидактическая игра как средство воспитания звуковой культуры речи детей младшей группы"
Материал для педсовета "Дидактическая игра как средство воспитания звуковой культуры речи детей младшей группы"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/09/picture-339066-1384017061.jpg)
Звуковая культура речи в младшей группе
Программное содержание: продолжать развивать умение слушать и понимать речь воспитателя, обращённую ко всем детям. Формировать правильное и отчётливое произношение звука м в словах и фразах. Закреплят...
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/27/picture-628095-1430088302.jpg)
Звуковая культура речи для младшей группы звук Ф
Целью данного занятия является создание условий для формирования умения у детей отчетливо и правильно произносить изолированный звук «Ф» и звукоподражательные слова с этим звуком....
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/14/picture-1137213-1555262294.jpg)
Конспект занятия по звуковой культуре речи в младшей группе детского сада
В этом конспекте Вы сможете увидеть, как можно развивать подвижность артикуляционного аппарата, закреплять правильное произношение звуков Т и Д в слоге, в слове, формировать навыки чёткой дикции в про...
Развитие звуковой культуры речи в младшей группе
Звуковая культура речи с детьми младшей группы...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/12/picture-707383-1447303702.jpg)
Конспект НОД по развитию речи(звуковая культура речи в младшей группе) Тема: «Ёжик в гостях у ребят»
Звуковая культура речи неотъемлемая часть нашей работы....