Консультация "Формирование звуковой культуры речи во 2 младшей группе"
консультация (младшая группа) по теме

Добрынина Ольга Ивановна

Звуковая культура речи формируется и развивается на основе хорошо развитого речевого слуха. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_zvukovoy_kultury_rechi_vo_2_mladshey_gruppe.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Формирование звуковой культуры речи во 2 младшей группе

Звуковая культура речи — это умение правильно, т е. в соответствии с содержанием излагаемого, с учётом условий речевого общения и цели высказывания, пользоваться всеми языковыми средствами (звуковыми средствами, в том числе интонацией, лексическим запасом, грамматическими формами). Звуковая культура речи является составной частью речевой культуры. Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими их людьми. Большое влияние на формирование высокой культуры речи у детей оказывает воспитатель детского сада.

Звуковая культура речи формируется и развивается на основе хорошо развитого речевого слуха. Воспитатель должен решать следующие задачи:

Воспитывать речевой слух детей, постепенно развивая его основные компоненты:

звуковысотный слух;

слуховое внимание;

фонематический слух;

восприятие темпа и ритма речи.

Формировать произносительную сторону речи:

учить детей правильному произношению звуков родного языка;

развивать артикуляционный аппарат;

работать над речевым дыханием;

воспитывать умение пользоваться голосом в соответствии с условиями общения;

вырабатывать чёткое и ясное произношение каждого звука;

формировать нормальный темп речи.

На основе обогащения представлений о ближайшем окружении продолжать расширять и активизировать словарный запас детей. Уточнять названия и назначения предметов одежды, обуви, головных уборов, посуды, мебели, видов транспорта. А так же учить различать и называть существенные детали и части предметов ( у платья- рукава, воротник, карманы, пуговицы), качества (цвет и его оттенки, форма, размер), особенности поверхности (гладкая, пушистая, шероховатая), некоторые материалы и их свойства( бумага легко рвётся и размокает, стеклянные предметы бьются, и. т. д. Учить понимать обобщающие слова (одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы); называть части суток, домашних животных и их детёнышей.

Продолжать учить детей внятно произносить в словах гласные звуки ( а, у, и, о, э) и некоторые согласные звуки: п-б-т-д-к-г; ф-в;т-с-з-ц.

Развивать моторику речедвигательного аппарата, слуховое восприятие, речевой слух и речевое дыхание, уточнять и закреплять артикуляцию звуков. Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность. Отчётливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно с естественными интонациями.

В грамматическом строе речи учить согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже, употреблять существительные с предлогами (в, на, под, за, около). Также Употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающие животных и их детёнышей (утка- утёнок- утята).

Помогать детям получать из непосредственных простых предложений распространённые путём введения в них определений, дополнений, обстоятельств; составлять предложения с однородными членами ( Мы пойдём в зоопарк и увидим слона, зебру и тигра).

В связной речи развивать диалогическую форму речи. Вовлекать детей в разговор во время рассматривания предметов, картин, иллюстраций, наблюдений за живыми объектами; после просмотра спектаклей, мультфильмов. Обучать умению вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе, не перебивая говорящего взрослого. А так же формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателем и родителями.

В своей работе использую игры и упражнения, вырабатывающие свободный, плавный, удлинённый выдох.

ВЕРТУШКА

Для игры потребуется игрушка- вертушка из бумаги. Показать ребёнку, как надо подуть на вертушку, чтобы она пришла в движение. Затем предложить ребёнку самому подуть на неё. ( Игра развивает физиологическое дыхание).

БАБОЧКА

Для игры нужно вырезать бабочку из бумаги и прикрепить её на нитку длиной 15-20см. Показать ребёнку, как можно дуть на бабочку, подвешенную на нитке. Затем поднести бабочку к губам ребёнка и попросить его подуть. ( Игра помогает вырабатывать у ребёнка навык делать глубокий вдох и продолжительный, целенаправленный выдох).

СДУЙ ПУШИНКУ

Для игры потребуется лёгкое пёрышко, пушинка или кусочек ваты. Показать ребёнку, как можно сдуть перышко с ладони. Затем положить перышко на свою ладонь, и поднести к губам ребёнка и попросить его подуть на пушинку. (Игра помогает закрепить у ребёнка навык делать глубокий вдох и продолжительный,

целенаправленный выдох).

ЗАГОНИ МЯЧ В ВОРОТА

Для игры понадобятся воротики (их можно заменить кубиками) и кусочек ваты или небольшой скомканный кусочек бумаги, играющие роль мяча. Показать ребёнку, как можно дуть на лёгкий » мячик», чтобы загнать его в ворота. Затем попросить ребёнка самого загнать мяч в ворота. ( Игра вырабатывает у ребёнка длительный, сильный, целенаправленный выдох, а также глазомер).

К концу года дети могут:

рассматривать сюжетные картинки.

отвечать на разнообразные вопросы взрослого, касающие ближайшего окружения.

использовать все части речи, простые нераспространенные предложения и предложения с однородными членами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД по воспитанию звуковой культуры речи в младшей группе.

Данный конспект  содержит материал для знакомства детей младшей группы со звуком "У"...

Материал для педсовета "Дидактическая игра как средство воспитания звуковой культуры речи детей младшей группы"

Материал для педсовета "Дидактическая игра как средство воспитания звуковой культуры речи детей младшей группы"...

Звуковая культура речи в младшей группе

Программное содержание: продолжать развивать умение слушать и понимать речь воспитателя, обращённую ко всем детям. Формировать правильное и отчётливое произношение звука м в словах и фразах. Закреплят...

Звуковая культура речи для младшей группы звук Ф

Целью данного занятия является создание условий для формирования умения у детей отчетливо и правильно произносить изолированный звук «Ф» и звукоподражательные слова с этим звуком....

Конспект занятия по звуковой культуре речи в младшей группе детского сада

В этом конспекте Вы сможете увидеть, как можно развивать подвижность артикуляционного аппарата, закреплять правильное произношение звуков Т и Д в слоге, в слове, формировать навыки чёткой дикции в про...

Развитие звуковой культуры речи в младшей группе

Звуковая культура речи с детьми младшей группы...