Консультация для родителей и педагогов: «Формирование у детей экологического миропонимания».
консультация (старшая группа) на тему

Панина Ирина Ивановна

Консультация для родителей и педагогов:

 «Формирование у детей экологического миропонимания».

 

         Научить любить природу вдохновенно и преданно, как, скажем, ее любили Тургенев, Толстой, Пришвин, Паустовский, невозможно. Вернее, невозможно, так научить так выражать свою любовь к природе, но можно научить людей сопереживать этой любви и открывать детям глаза на прекрасный мр природы. Надо, чтобы человек понял, что он частица природы, а то, что эволюция сделала его «венцом творения», накладывает на него колоссальную задачу- сохранять ее.

         Средний дошкольный возраст

         В 4-5 лет дошкольник проявляет значительный интерес к окружающей среде: животным, растениям, явлениям природы. Возникающие при этом вопросы «зачем», «почему», «откуда», нередко ставят взрослых — родителей, педагогов- в «тупик». Удовлетворить детскую любознательность, не подавив при этом интереса к познанию природы, сформировать, привить и развить первые навыки самостоятельности мышления — основные задачи просвещения детей этого возраста.

         Высокая эмоциональная отзывчивость четырехлетних членов общества позволяет множить экологически ценный опыт общения с животными и растениями, повышать степень гуманности человеческого поведения в природе.  В этом возрасте укрепляется осмысленное приобщение детей к экологической культуре, формирование у них экологического миропонимания.

         Чрезвычайно важным для дошкольников пятого года жизни оказывается «открытие» живых существ в природе, их внутреннго сходства при внешней непохожести. Так, оказывается, что зверь и растение похожи — они живые дышат, растут, питаются, чуствуют отношение к ним человека, друга и врага.

         Ребенок помнит достаточно большое количество растений и животных, их характерные признаки; проявляет интерес к особенностям их жизни, сочувствие к попавшим в беду, обнаруживает стремление оказывать помощь. Отношение к растениям и животным вполне осознанно — умеет определить их состояние, элементарно установить его причины на основе связей различного содержания; знает свойства воды, приучается экономно ее расходовать во время умывания, бережно относится к растениям, животным, ухаживает за ними: поливает, протирает листья, кормит рыб и т.д.

         Формы совместной деятельности воспитателя с дошкольниками могут быть самыми различными наблюдения, разнообразные игры, элементарные опыты, организация простейшей поисковой деятельности, чтение природоведческой литературы, работа с моделями, труд в природе и т.д. Каждый воспитатель сам в праве решать, какая из них интересна детям, более любима ими и, следовательно, более эффективна.

         Интересными и полезными могут стать экскурсии в природу, беседы экологического содержания, занятия по обучению детей трудовым процессам.

         Целесообразно распределить просветительскую работу сообразно с сезонами года. Особенности зрелой жизни живых организмов заметны осенью.

Их приспособление к среде — зимой; знания о пробуждении природы, развитии и размножении растений и животных можно дать весной, а знания о полном расцвете — летом, когда состояние элементов природы (газонов, цветников, парков, садов и др.) наиболее привлекательно.

         Старший дошкольный возраста

         На шестом году жизни люди способны достигать больших успехов в освоении знаний в т.ч. и о природе. Реальной в эту пору задачей становится воспитание у них элементов экологического мировоззрения, ответственности по отношению к окружающей природной среде и соблюдению очевидных экологических правил.

         Формирование основ экологического сознания у детей невозможно осуществить без обретения детьми трудовых навыков и умения, без развития способностей эстетического восприятия природы, ее процессов и явлений.

         Детей седьмого года жизни учат анализировать наблюдаемое в природе, делать выводы о закономерностях событий и взаимосвязях предметов, прогнозировать последствия воздействия на объекты природы; у них развиваются и углубляются основы экологического миропонимания.

         Особое внимание следует обращать совершенствованию природоохранительной деятельности. Возросшие возможности детей позволяют осуществлять ее в разнообразных формах: в постоянном уходе за животными и растениями, систематическом оказании разовой помощи нуждающимся живым существам, в сохранении окружающей среды, выращивании растений и т. д.

         Важнейшей задачей является обогащение личного опыта гуманного воздействия на природу, расширение экологически ценных контактов с растениями и животными, водными объектами и другими компонентами природы. У детей к семи годам должны быть сформированы представления об условиях жизни живых существ, об основных требованиях к поведению человека в природе, о том, что человек может нормально жить только в природной среде — среди других живых организмов, при наличии солнца, воды, воздуха, земли, о том, что природу надо беречь как свою маму, бабушку и других любимых людей.

         Основное содержание представлений о природе и действий по ее охране формируется в совместной с воспитателем деятельности. Ежедневно организуются наблюдения в уголке природы, на участке, самостоятельная трудовая деятельность, групповые и индивидуальные поручения ответственного дежурства за уголками природы дома и в детском саду. Педагог организует разнообразные дидактические игры, самостоятельную игровую деятельность, экспериментальную работу, формирование природоведческой книги, фонотеки, фильмотеки. Ежедневно необходимо беседовать с детьми на темы природы, помогать им правильно строить свое поведение в природе, по-новому видеть знакомые элементы природной среды.

         Значительное внимание следует уделять разучиванию и исполнению стихотворений и песен, составлению и отгадыванию загадок, постижению народных примет, пословиц, поговорок. Следует чаще проводить утренники и спектакли на экологические темы: «Где живет вода?», «Зеленое царство», «Чей хвост до ушей?» и др.

         Представления детей систематизируются и обобщаются с тем, чтобы на основе конкретного опыта усиливать их интерес к самопросвещению, к вопросам и ответам. Проводятся и эвристические беседы, дидактические игры на обобщение и применение знаний. В системе обучения следует найти место и для комплексных занятий, на которых интегрируется решение различных задач: формирование представлений, развития разнообразных умений, эстетического развития и т.д.

         Особое место следует уделить индивидуальной работе детьми, в том числе  проявляющими повышенный интерес к природе, создать условия для углубления этого интереса.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx16.79 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей и педагогов:

 «Формирование у детей экологического миропонимания».

        Научить любить природу вдохновенно и преданно, как, скажем, ее любили Тургенев, Толстой, Пришвин, Паустовский, невозможно. Вернее, невозможно, так научить так выражать свою любовь к природе, но можно научить людей сопереживать этой любви и открывать детям глаза на прекрасный мр природы. Надо, чтобы человек понял, что он частица природы, а то, что эволюция сделала его «венцом творения», накладывает на него колоссальную задачу- сохранять ее.

        Средний дошкольный возраст

        В 4-5 лет дошкольник проявляет значительный интерес к окружающей среде: животным, растениям, явлениям природы. Возникающие при этом вопросы «зачем», «почему», «откуда», нередко ставят взрослых — родителей, педагогов- в «тупик». Удовлетворить детскую любознательность, не подавив при этом интереса к познанию природы, сформировать, привить и развить первые навыки самостоятельности мышления — основные задачи просвещения детей этого возраста.

        Высокая эмоциональная отзывчивость четырехлетних членов общества позволяет множить экологически ценный опыт общения с животными и растениями, повышать степень гуманности человеческого поведения в природе.  В этом возрасте укрепляется осмысленное приобщение детей к экологической культуре, формирование у них экологического миропонимания.

        Чрезвычайно важным для дошкольников пятого года жизни оказывается «открытие» живых существ в природе, их внутреннго сходства при внешней непохожести. Так, оказывается, что зверь и растение похожи — они живые дышат, растут, питаются, чуствуют отношение к ним человека, друга и врага.

        Ребенок помнит достаточно большое количество растений и животных, их характерные признаки; проявляет интерес к особенностям их жизни, сочувствие к попавшим в беду, обнаруживает стремление оказывать помощь. Отношение к растениям и животным вполне осознанно — умеет определить их состояние, элементарно установить его причины на основе связей различного содержания; знает свойства воды, приучается экономно ее расходовать во время умывания, бережно относится к растениям, животным, ухаживает за ними: поливает, протирает листья, кормит рыб и т.д.

        Формы совместной деятельности воспитателя с дошкольниками могут быть самыми различными наблюдения, разнообразные игры, элементарные опыты, организация простейшей поисковой деятельности, чтение природоведческой литературы, работа с моделями, труд в природе и т.д. Каждый воспитатель сам в праве решать, какая из них интересна детям, более любима ими и, следовательно, более эффективна.

        Интересными и полезными могут стать экскурсии в природу, беседы экологического содержания, занятия по обучению детей трудовым процессам.

        Целесообразно распределить просветительскую работу сообразно с сезонами года. Особенности зрелой жизни живых организмов заметны осенью.

Их приспособление к среде — зимой; знания о пробуждении природы, развитии и размножении растений и животных можно дать весной, а знания о полном расцвете — летом, когда состояние элементов природы (газонов, цветников, парков, садов и др.) наиболее привлекательно.

        Старший дошкольный возраста

        На шестом году жизни люди способны достигать больших успехов в освоении знаний в т.ч. и о природе. Реальной в эту пору задачей становится воспитание у них элементов экологического мировоззрения, ответственности по отношению к окружающей природной среде и соблюдению очевидных экологических правил.

        Формирование основ экологического сознания у детей невозможно осуществить без обретения детьми трудовых навыков и умения, без развития способностей эстетического восприятия природы, ее процессов и явлений.

        Детей седьмого года жизни учат анализировать наблюдаемое в природе, делать выводы о закономерностях событий и взаимосвязях предметов, прогнозировать последствия воздействия на объекты природы; у них развиваются и углубляются основы экологического миропонимания.

        Особое внимание следует обращать совершенствованию природоохранительной деятельности. Возросшие возможности детей позволяют осуществлять ее в разнообразных формах: в постоянном уходе за животными и растениями, систематическом оказании разовой помощи нуждающимся живым существам, в сохранении окружающей среды, выращивании растений и т. д.

        Важнейшей задачей является обогащение личного опыта гуманного воздействия на природу, расширение экологически ценных контактов с растениями и животными, водными объектами и другими компонентами природы. У детей к семи годам должны быть сформированы представления об условиях жизни живых существ, об основных требованиях к поведению человека в природе, о том, что человек может нормально жить только в природной среде — среди других живых организмов, при наличии солнца, воды, воздуха, земли, о том, что природу надо беречь как свою маму, бабушку и других любимых людей.

        Основное содержание представлений о природе и действий по ее охране формируется в совместной с воспитателем деятельности. Ежедневно организуются наблюдения в уголке природы, на участке, самостоятельная трудовая деятельность, групповые и индивидуальные поручения ответственного дежурства за уголками природы дома и в детском саду. Педагог организует разнообразные дидактические игры, самостоятельную игровую деятельность, экспериментальную работу, формирование природоведческой книги, фонотеки, фильмотеки. Ежедневно необходимо беседовать с детьми на темы природы, помогать им правильно строить свое поведение в природе, по-новому видеть знакомые элементы природной среды.

        Значительное внимание следует уделять разучиванию и исполнению стихотворений и песен, составлению и отгадыванию загадок, постижению народных примет, пословиц, поговорок. Следует чаще проводить утренники и спектакли на экологические темы: «Где живет вода?», «Зеленое царство», «Чей хвост до ушей?» и др.

        Представления детей систематизируются и обобщаются с тем, чтобы на основе конкретного опыта усиливать их интерес к самопросвещению, к вопросам и ответам. Проводятся и эвристические беседы, дидактические игры на обобщение и применение знаний. В системе обучения следует найти место и для комплексных занятий, на которых интегрируется решение различных задач: формирование представлений, развития разнообразных умений, эстетического развития и т.д.

        Особое место следует уделить индивидуальной работе детьми, в том числе  проявляющими повышенный интерес к природе, создать условия для углубления этого интереса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей и педагогов "Ранний возраст детей"

Материал может использоваться в рамках родительского собрания и как отдельная консультация для молодых педагогов....

Консультация для родителей и педагогов: «Психологическая защита детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей и педагогов:«Психологическая защита детей дошкольного возраста» Педагог-психолог  Чепрасова Л.В. Условия, при которых у ребенка дошкольного возраста вкл...

Консультация для родителей по теме : Формирование у детей интереса к чтению художественных произведений.

Формирование у детей интереса к чтению художественных произведений, перечень литературы для детей....

консультация для родителей и педагогов "Заикание у детей"

консультация для родителей и педагогов...

Консультация для родителей и педагогов "Формирование самоконтроля и саморегуляции у детей дошкольного возраста"

Почему маленькие дети бывают такими непослушными? Почему их так трудно приучить к порядку, дисциплине, организованности?...

Семинар для педагогов «Формирование у детей экологических представлений через проектную деятельность в ДОО»

Семинар для педагогов «Формирование у детей экологических представлений через проектную деятельность в ДОО»...

Консультация для родителей и педагогов «Нет безвольных детей, есть дети, испорченные воспитанием»

Нередко приходится наблюдать детей нерешительных и неуверенных, с вялыми движениями, неустойчивых в своих желаниях, отступающих перед малейшими трудностями. От них часто слышишь:...