Формируем самостоятельность
статья на тему

Горячкина Валерия Владимировна

рекомендации для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formiruem_samostoyatelnost_rebenka.docx17.63 КБ

Предварительный просмотр:

Формируем самостоятельность ребенка

Каждый родитель хочет, чтобы его чадо выросло умелым и самостоятельным. А все умения закладываются ещё в раннем возрасте. Особо ярко это проявляется в возрасте 3-6 лет, когда ребёнок с помощью воспитателей в детском саду и родителей дома познает мир, занимает в нём своё место.

И развитие самостоятельности в этот период крайне важно. Выполнение действий самостоятельно развивает не только знания об окружающей действительности, но и учит правильно реагировать в незнакомой ситуации. Так каким же образом привить эту самостоятельность ребенку?

  1. Общение на равных. Прежде всего, воспринимайте ребёнка как равного себе. Постоянно напоминая, что он ещё маленький, вы только ослабите его веру в себя. Малыш должен понимать, что у него, как у взрослого, есть, не только права, но и обязанности, которые необходимо регулярно выполнять. Разумеется, взрослые постепенно вводят в обязанность ребенка посильные его возрасту поручения, например, убрать посуду, застелить свою кровать и другие;
  2. Соответствие действий возрасту. В определённом возрасте ребёнок самостоятельно может делать определённые действия (завязывать шнурки, сходить в магазин, помыть посуду). Поэтому не стоит требовать от него того, что он не может выполнить чисто физически. Но и жалеть, излишне не стоит. С взрослением должен расти и багаж знаний и умений. Поэтому, чем старше становится ребёнок, тем больше полезного в доме он может делать. Он растёт, учится, пробует новое. Но и оставлять его один на один с трудностями нельзя. Прежде, чем что-то сделать самостоятельно, ребёнок должен понять, как именно это делают взрослые. Покажите, научите, попробуйте сделать вместе;
  3. С каждого по возможности. Папа зарабатывает деньги, мама занята по дому – каждый занят своим делом. Постарайтесь и ребенка включить в эту систему, доверив ему, например, кормить домашних животных, поливать цветы, ухаживать за конкретным растением на даче. Он должен понять, что благополучие семьи зависит от труда каждого её члена. Когда ребенок видит, что у каждого члена семьи есть свои регулярные обязанность, ему будет проще привыкнуть к новым требованиям, которые предъявляют к нему родители и воспринимать их как неотъемлемую и приятную часть повседневной жизни в кругу семьи;
  4. Система поощрений. Если постоянно заставлять, то ребёнок никогда не проявит интерес к работе. Выработайте своеобразную систему поощрений и наказаний. То есть, за каждое проявление самостоятельности и инициативы, следует поощрять. Кто-то вводит бальную систему поощрений, кто-то сладостями, дополнительным временем за компьютерными играми, поездкой на карусели и так далее. Но следует чётко разграничить тот перечень действий, за которые это вознаграждение положено. Такие действия, как убрать за собой после еды, застелить постелить, почистить зубы и тому подобные должны выполняться безо всяких поощрений;
  5. Кружки и секции. Дополнительные занятия пойдут на пользу. И не только из-за того, что позволяют разносторонне развиваться. Они помогают развить самостоятельность, учат планировать время, придерживаться графика, а также следить за собой после занятий спортом и чистотой спортивной формы. Кроме того, все дополнительные занятия и кружки учат настойчивости, ведь если ребёнок не приложит должного усердия, у него не будет прогресса;
  6. Контакт со взрослыми вещами. Позвольте ребёнку знакомиться с миром не только с помощью предметов, предназначенных специально для него, но и познавать «взрослые» вещи. Он должен учиться обращаться с предметами, которые находятся в руках взрослых. И неспроста: желая подражать взрослым, которые пользуются этими предметами, он хочет научиться, с ними обращаться. Мальчику хочется попробовать просверлить дырку «взрослой» дрелью или забить гвоздь «взрослым» молотком; девочке интересна «взрослая» швейная машинка, которой пользуется мама. Ваша же задача состоит в том, чтобы не ограничивать  действия и помочь малышу в его начинаниях;
  7. Не торопите. Пусть всё, что делает ребёнок, он делает медленно и неловко, но самостоятельно. Умение лишь вопрос времени. Не торопите его и не смейтесь над его начинаниями. И тем более не делайте за него, считая, что у вас получится быстрей и лучше. Это так, но таким образом вы никогда не научите ребёнка самостоятельности. Помогайте, учите, подсказывайте, но не делайте за ребенка то, с чем он сможет справиться сам, пусть и не с первого раза. Чем чаще он будет совершать определённо действие самостоятельно, тем лучше оно будет получаться.

Научив ребёнка действовать самостоятельно, вы заложите базу для правильной адаптации его в будущем. Он будет знать, что дальнейшая судьба, высота достигнутых вершин будет зависеть только от него самого.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Трудолюбие и самостоятельность - два важнейших качества человека, которые необходимо формировать с детства.

Трудолюбие и самостоятельность - два важнейших качества человека, которые необходимо формировать с детства.Данный материал разработан мамой воспитанницы младшей группы Кирилловой Натальей Алексеевной ...

Формируем у детей самостоятельность и ответственность.

Самостоятельность - это умение дей­ствовать отдельно, независимо от чьей-либо помощи, способность про­являть инициативу и реализовывать за­думанное без посторонней помощи. Принципиальным считаем предо...

Консультация для родителей «КАК ФОРМИРУЕТСЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ У ДЕТЕЙ»

Консультация для родителей      «КАК ФОРМИРУЕТСЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ У ДЕТЕЙ»...

Консультация для родителей "Как формируется самостоятельность личности"

Самостоятельность - это важное качество зрелой личности, которое особенно ценится в современном мире. Детская самостоятельность тесно связана с сепарацией (отделением) ребенка от взрослых. Как и любое...

Методическая разработка для родителей детей 2 младшей группы по теме: «Формируем самостоятельность у детей»

Наверное, каждый родитель желает видеть своего ребёнка успешным в будущем: в учёбе, на производстве. «Кирпичики развития» создаются не сразу, они появляются еще в раннем возрасте. От совместных усилий...

Педагогический проект "Как формировать самостоятельность у детей 3 - 4 лет?"

Проблема формирования культурно-гигиенических навыков и самостоятельности у детей 2-й младшей группы всегда была и будет актуальной. Самостоятельность рассматривается как один из основных компонентов ...