Консультация "Требования к речи окружающих ребёнка взрослых"
консультация на тему

Ионова Светлана Александровна

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trebovaniya_k_rechi_okruzhayushchih_rebyonka_vzroslyh.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Требования к речи окружающих ребёнка взрослых.

Навык речи у ребёнка формируется по подражанию, поэтому необходимо, чтобы речь окружающих взрослых была правильной и могла стать эталоном. Однако взрослые могут осознанно относиться к своей речи и исправлять ошибки. У малышей усвоение речевых эталонов происходит спонтанно, неосознанно, поэтому существует опасность усвоения неправильного варианта речи, который со временем закрепляется. Кроме того ребёнок копирует другие стороны речи - силу голоса, темп и ритм речи, интонационную насыщенность - в целом манеру говорить. Старайтесь исключить сюсюканье с ребёнком!

Нужно постараться, чтобы речь взрослого отвечала следующим требованиям:

1.  Правильность - речь должна быть чистой, без речевых нарушений;

2.        Четкость - слова произносятся четко, часто с утрированной
артикуляцией звука (ребёнок должен видеть движения губ взрослого),
с выделением ударного слога;

3. Простота - взрослый говорит простыми, короткими фразами из 3-4 слов;

  1.  Повторяемость - одни и те же слова, словосочетания и предложения взрослый употребляет по несколько раз в течение одного занятия, затем они повторяются на последующих занятиях;

     5. Богатство — взрослый использует в речи различные интонации,         различную силу голоса, меняет темп речи, делает паузы.

С малышом нужно постоянно говорить, многократно проговаривая все обычные ситуации (одевание и раздевание, умывание, купание, еда, прогулка и др.). При этом взрослый часто обращается к ребёнку, задаёт вопросы. Но не следует требовать от малыша немедленного ответа. Взрослый задаёт вопрос, делает паузу, затем отвечает на вопросы сам. После того, как ребёнок много раз услышал названия предмета, брал его, ощупывал и рассматривал, действовал с ним, можно попросить малыша принести (показать, найти, подать) знакомый предмет или совершить с ним какое-либо действие.

Приведу примеры проговаривания взрослым различных ситуаций: Умывание.

Идём, умываться, давай откроем кран. Вода, какая? Да, тёплая.

А где мыло? Вот мыло. Бери мыло, намыливай руки. Клади мыло

в мыльницу. Давай я тебе помогу. Три руки хорошенько. Теперь

давай смоем мыло. Подставляй руки под водичку - вот так. А

сейчас давай умоем лицо вот так. Набери воды в ладошки и

потри личико. Закрой кран. Теперь давай стряхнём воду с ручек — вот так.

Где полотенце? Бери полотенце, вытирай лицо и руки.

Молодец! Смотри, какой чистенький стал!

Сборы на прогулку.

Сейчас мы с тобой пойдём гулять. Где у нас лежат штанишки. Вот они.

Давай наденем штаны - вот так. Сначала на одну ногу, потом на другую

ногу. Теперь застегнём пуговицу. Покажи, где пуговичка? Неси кофту. Ой,

какая красивая, тёплая кофточка! А это на кофте? Карман. Найди, где на

кофточке спрятался мишка. Правильно, вот он! А где цветочек? Тут. Давай

наденем кофточку и т. д.

Нужны единые требования к речевому общению с ребёнком для всех близких взрослых:

  • разговаривать с малышом должны все близкие, которые проводят с ним большую часть времени;
  • для организации речевого общения должна использоваться любая возможная ситуация - в быту, на прогулке, на занятии;
  • необходимо вызвать у ребёнка эмоциональное доверие и добиться положительного отношения и контакта.

Какими мы должны быть:

•   Выражение   лица  -  максимально   доброжелательное,   приветливое, теплое,  нераздраженное;  Тон голоса в разговоре с ребёнком - предельно (в любых ситуациях) доброжелательный, приветливый, теплый;    От вас ребёнку необходимо как можно больше тактильных контактов:

обнять, погладить, приголубить, приласкать.

СТАРАЙТЕСЬ:

Не говорить с иронией и насмешкой;

Не делать постоянных замечаний, особенно мелочных;

Не ругаться, не кричать на ребёнка;

Не торопить и не подгонять малыша;

КАК МОЖНО ЧАЩЕ ВЫСКАЗЫВАТЬ ОДОБРЕНИЕ И ПОХВАЛУ, ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ПРИЯТИЕ.

От неправильного поведения или занятия старайтесь малыша только отвлекать, предлагая не менее 2=3 вариантов деятельности или занятий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование речи малыша в общении с окружающими его взрослыми.

Очень важно, чтобы мама и папа заботились о своевременном развитии речи детей, обращали внимание на ее чистоту и правильность.Известно, чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать ...

Неправильная речь окружающих ребёнка людей или недостаточное их внимание к его речи?

Неправильная речь окружающих ребёнка взрослых людей, равно как и их невнимание к его речи — частые причины дефектного звукопроизношения. Если ребёнок в качестве об...

Занятие по ознакомлению с окружающим - трудом взрослых (Познавательное развитие) "Магазин феи Карамельки"

Занятие "Магазин феи Карамельки" знакомит детей с профессией продавца....

конспект занятия по ознакомлению с окружающим "Труд взрослых. Экскурсия на почту"

конспект занятия по ознакомлению с окружающим "Труд взрослых. Экскурсия на почту" ...

Консультация для родителей "Речь малыша формируется в общении с окружающими его взрослыми".

Консультация знакомит родителей,  как помочь малышу в домашних условиях, если их беспокоит, что он мало говорит, а по нормам возраста должен больше....

Формирование речи малыша в общении с окружающими его взрослыми

В материале описывается правило общения родителей с детьми дошкольного возраста, рассказывается о том как надо общаться с детьми для того чтобы речь ребёнка в младшем дошкольном возрасте р...