Статья: "РАЗВИВАЕМ ВНИМАНИЕ И ПАМЯТЬ У ДЕТЕЙ"
статья (подготовительная группа) по теме

Пермякова  Татьяна  Владимировна

РАЗВИВАЕМ  ВНИМАНИЕ  И ПАМЯТЬ  У ДЕТЕЙ.

Ребёнок дошкольного возраста и младший школьник обладают поистине огромными возможностями и способностями познавать. В нём заложен инстинкт познания и исследования мира. Один их психических процессов, помогающий познавать мир -это ВНИМАНИЕ.

Уровень развития внимания во многом определяет успешность обучения в школе. У дошкольников преобладает непроизвольное внимание: ребёнок ещё не может управлять своим вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений. Это может проявляться в отвлекаемости, невозможности сосредоточиться на чём-то одном, в частой смене деятельности ребёнка.

К началу обучения в школе у него постепенно формируется произвольное внимание.

 

Формирование произвольного внимания тесно связано с развитием ответственности, волевых качеств.Произвольное внимание развивается постепенно, по мере развития отдельных его свойств: объёма, концентрации, распределения и переключения, устойчивости.

В помощь родителям выпущено много книг по развитию вниманию и одна из них, которая поможет в развитии и коррекции свойств внимания.

 

Данная книга составлена в форме удобной для соответствующих занятий. Для упражнения указаны возрастные рамки его использования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvivaem_vnimanie_u_doshkolnikov.odt45.83 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИВАЕМ  ВНИМАНИЕ  И ПАМЯТЬ  У ДЕТЕЙ.

Ребёнок  дошкольного  возраста  и младший   школьник  обладают  поистине  огромными   возможностями  и способностями  познавать. В нём  заложен  инстинкт  познания  и  исследования  мира. Один  их психических  процессов,  помогающий  познавать мир -это  ВНИМАНИЕ

Школьная  практика  показывает ,что трудности  в  обучении  многих  детей  непосредственно  связаны   с  недостаточно  сформированным   и развитым   процессом  произвольного  внимания.

ВНИМАНИЕ - это   проявление   избирательной  направленности  процессов  сознания.

Уровень развития  внимания  во  многом  определяет   успешность   обучения   в  школе.  У  дошкольников  преобладает   непроизвольное   внимание: ребёнок  ещё  не  может управлять  своим  вниманием   и часто оказывается  во  власти   внешних   впечатлений. Это может  проявляться  в  отвлекаемости, невозможности  сосредоточиться  на  чём-то  одном, в  частой  смене  деятельности ребёнка.

К  началу  обучения   в школе   у  него  постепенно  формируется   произвольное  внимание.

Формирование  произвольного  внимания   тесно  связано с  развитием  ответственности, волевых  качеств.

Произвольное  внимание   развивается  постепенно,  по мере  развития   отдельных его  свойств: объёма, концентрации, распределения  и переключения, устойчивости.

Объём  внимания  определяется  количеством  однородных  предметов, которые  охватывает  сознание  ребёнка.

Концентрация  внимания- это  интенсивность сосредоточения его  на  одном  или  нескольких  объектов.

Распределения  внимания- заключается  в  возможности   концентрации  не  на  одном, а на  двух  и большем    числе  различных объектов.

Переключение  внимания-  означает  возможность  сознательного  и  осмысленного   перемещения  внимания  с  одного  объекта  на  другой.

Хорошая  переключаемость  внимания  означает  способность  быстро  ориентироваться в  ситуации  и  переходить  от  одной  деятельности  к другой.

Устойчивость  внимания- определяется   длительностью  времени, в  течение которого сохраняется  его  концентрация. Она  зависит от  целого  ряда  условий: особенности  задания, степени  его  трудности, понятности, интереса  к нем у  ребёнка   и  сформированности  его  волевых  качеств.

Оно  развивается  довольно   интенсивно, если  родители  оказывают  ребёнку  помощь.

В  помощь  родителям  выпущено  много  книг  по  развитию  вниманию  и одна  из   них, которая поможет   в развитии  и коррекции  свойств   внимания.

Данная  книга  составлена  в  форме  удобной для  соответствующих  занятий. Для  упражнения  указаны  возрастные  рамки  его  использования.

Чтобы   работа     была  эффективной,  воспользуйтесь  следующими  советами:

1. Не  допускайте, чтобы ребёнок  скучал  во  время  занятий.

Интерес- лучшая  из мотиваций, он  делает  детей  творческими  личностями.

2.Повторяйте  упражнения Развитие  умственных   способностей ребёнка, в том  числе  и   внимания, определяется  временем  и практикой.

3. Не  проявляйте  излишней   тревоги   по  поводу  недостаточных  успехов  и недостаточно быстрого  продвижения  ребёнка  вперёд  или  даже  некоторого  регресса.

4. Будьте  терпеливы, не спешите, не давайте  ребёнку   задания, превышающие  его интеллектуальные  возможности.

5.В  занятиях  с ребёнком  нужна  мера. Не  заставляйте  ребёнка делать  упражнения, если он  вертится, устал, расстроен- займитесь  чем-то  другим.

6.Дети   дошкольного  возраста плохо   воспринимают строго  регламентированные, повторяющиеся,  монотонные  занятия. Поэтому  при   проведении  занятий  лучше   выбирать    игровую  форму.

7. Развивайте   в ребёнке  навыки  общения, дух  сотрудничества   и  коллективизма; научите ребёнка  дружить   с  другими  детьми, делить   с  ними  удачи  и  неудачи: всё  это  ему пригодится  в  социально  сложной  атмосфере  общеобразовательной  школы.

8.Избегайте  неодобрительных  оценок, находите  слова   поддержки, чаще  хвалите  ребёнка  за  его  терпение, настойчивость и т.д. Никогда  не  подчёркивайте  его  слабости  в  сравнении  с  другими  детьми.

ФОРМИРУЙТЕ  У  НЕГО  УВЕРЕННОСТЬ   В  СВОИХ  СИЛАХ. ВАШ     РЕБЁНОК  ДОЛЖЕН  ЗНАТЬ, ЧТО ВЫ  ЕГО  ЛЮБИТЕ   НЕЗАВИСИМО  ОТ  ЕГО   УСПЕХОВ  И  НЕУДАЧ, УВАЖАЙТЕ   ЕГО  КАК  ЛИЧНОСТЬ.

 А   самое   главное  не  воспринимайте  занятия  с  ребёнком  как  тяжёлый  труд, радуйтесь   и получайте  удовольствие  от  процесса  общения, никогда  не  теряйте  чувство  юмора.

Есть   много  литературы     с  упражнениями, которые  можно  использовать  как  для  подготовки  детей  к  школе, так   и  для   развития   и  коррекции   свойств   внимания, которые  нарушены  у  детей.

Одной  из  такой  книг  является  книга

  М.В.Ильина  «Тренируем  внимание  и память»

Книга   составлена    в форме,  удобной  для  соответствующих  занятий .В  первой  части книги  рассматриваются  различные  свойства  внимания, в  основной  части представлены  различные  упражнения, позволяющие проверить, с  чем  ребёнок  справляется  легко  и  потренировать те  свойства  его  внимания, которые  у него недостаточно  развиты. Для  каждого  упражнения указаны  возрастные  рамки его  использования.

Также  можно  использовать следующую  литературу, посвящённую  развитию  внимания, памяти:

1. «Готовность детей  к  школе».Диагностика  психического  развития  и коррекция   его  неблагоприятных вариантов /сост. Е.А. Бугрименко, А.Л. Венгер, К.Н. Поливанова, Е.Ю. Сушкова/

2. «Готовность  к школе»/ под  ред. И.В.Дубровиной/

3. «Готовность к  школьному  обучению». /Земцова Л.И., Е.Ю. Сушкова/

    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие образной памяти детей дошкольного возраста средствами НДПИ

Методический материал для воспитателей и педагогов-психологов в работе с детьми дошкольного возраста средствами НДПИ....

Пути развития памяти детей

Доклады на темы : "Пути развития памяти детей" и "Ритмика как средство музыкального развития и воспитания дошкольников" ...

Методические рекомендации по развитию образной памяти детей с использованием мнемотехнических приемов.

У детей младшего дошкольного возраста еще отсутствуют процессы памяти как специальные действия, направленные на запоминание и припоминание. Ребенок этого возраста еще не умеет целенаправленно за...

Статья "Развитие памяти детей дошкольного возраста"

По материалам книги Т.В. Большевой "Учимся по сказке". Развитие памяти, внимания, воображения и мышления в дошкольном возрасте с использованием мнемотехники....

формирование произвольной памяти детей с нарушениями речи 6-7 лет.

Значение памяти в жизни человека очень велико. Абсолютно все, что мы знаем, умеем, есть следствие способности мозга запоминать и сохранять в памяти образы, мысли, пережитые чувства, движение и их сист...

Развитие памяти детей дошкольного возраста

Развитие памяти детей дошкольного возрастаПериод с 3 до 7 лет психологи называют временем интенсивного психического развития. В это время наблюдаются прогрессивные изменения в различных сферах –...

Особенности памяти детей дошкольного возраста

Этот материал может быть полезен как воспитателям, так и родителям....