Декоративное рисование в младшем дошкольном возрасте
консультация (младшая группа) на тему

Федотова Ирина Владимировна

В публикации раскрываются методы и приемы обучения декоративному рисованию младших дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dekorativnoe_risovanie_v_mladshem_doshkolnom_vozraste.docx716.53 КБ

Предварительный просмотр:

Федотова И. В., воспитатель

       ДОУ № 4 «Сказка»        

        У детей младшего дошкольного возраста начинает формироваться интерес к изобразительному искусству. От качества обучения и воспитания в этой возрастной группе во многом зависит успех развития изобразительного творчества ребёнка на протяжении всего дошкольного детства.

        Наиболее доступными для восприятия и понимания детьми является народная игрушка (филимоновская, богородская, дымковская, каргопольская), народные игрушки-забавы (пирамидка, грибок, матрешка), с которыми дети легко могут действовать.

          Использование народной игрушки в дошкольном возрасте дает возможность решать задачи художественного развития и воспитания детей; постоянное продуманное знакомство с промыслом, планомерное, целенаправленное обучение лепке и росписи игрушек позволяет добиваться хороших изобразительных навыков у детей, развивает у них творческую инициативу, уверенность, активность, самостоятельность; воспитывает интерес к народному творчеству.

        Детей учат замечать яркость цветовых образов в картинке, иллюстрации, народной игрушке (дымковской, филимоновской, матрёшке). Рассматривание организуется так, чтобы ребёнок смог выделить форму, цвет, элементы украшения. Рассматривая предметы народного искусства, дети учатся видеть и выделять элементы узора: мазки, точки, кольца, круги, прямые линии. У каждого вида народного искусства свои сочетания цветов и оттенков. Обращайте внимание детей на это при рассматривании. Например, у дымковской игрушки используют такие цвета, как красный, синий, зелёный, жёлтый и др., которые ярко выделяются на белом фоне; в узоре присутствует чёрный цвет – маленькие точки, чёрточки, украшающие крупные элементы. Объясните, что красота зависит от повторения одних и тех же элементов одного цвета.

            

        Уже в младшем дошкольном возрасте ребенок начинает передавать в рисунке элементы узорного изображения, что можно проследить в ритме мазков, линий, штрихов, точек, использовании ярких цветов и их сочетаний. Именно в этом возрасте у детей происходит интенсивный процесс формирования движений руки, овладения техникой рисования, умения создавать простые графические образы, равномерно заполнять ими пространство листа бумаги.http://ds2483.msk.ru/pic/dopobr-03.jpg

        В основе графических образов в детских рисунках лежат линии разного направления.

        Дети учатся изображать вертикальные, горизонтальные, наклонные линии, воплощаемые в виде «дорожек», «ленточек», «ниточек», «проводов», «столбиков» и т. д. Сочетание этих линий между собой по направлению, окраске, толщине позволяет нарисовать «клетку», «заборчик», «лесенку», «елочку», «дерево». К закруглению линий, замыканию их в форме круга детей следует подводить постепенно в процессе рисования «баранки», «бублика», «обруча», «воздушного шара», карандашами и красками, изменяя величину предметов (большие и маленькие), цветовые сочетания.

             Чтобы занятия были эффективнее, составление  узора лучше связать с украшением вещи. Так, дети украшают дорожку (полоса), скатерть, тарелку (квадрат, круг), расписывают ткань маме на платье присутствует игровая мотивация на каждом занятии).

        Чтобы сохранять интерес детей к содержанию занятий по рисованию, необходимо давать им разнообразный материал, изменять цвет, величину предметов, постепенно усложняя задание. Это способствует совершенствованию техники, а значит, повышает качество рисунков, черты выразительности их образов. Важно правильно подобрать материал, его цвет, предусмотреть возможность ярких сочетаний фона и красок, карандашей или фломастера. Так, «ниточки», «колечки», «клубочки» выразительно получаются при рисовании карандашами или фломастерами, так как они тонкие, длинные, разноцветные и т. д. А «ленточки», «столбики», «бублики», «комочки снега» должны быть более широкими, толстыми, а это можно передать в рисовании красками, варьируя в каждом случае их окраску, количество, величину, расположение на листе бумаги.

  1. Изображение вертикальных, горизонтальных, наклонных линий, воплощаемые в виде «дорожек», «ленточек», «ниточек», «проводов», «столбиков» и т. д.

C:\Documents and Settings\Пользователь\Рабочий стол\ширма\img720.bmpC:\Documents and Settings\Пользователь\Рабочий стол\ширма\img703.bmpC:\Documents and Settings\Пользователь\Рабочий стол\ширма\img705.bmp

 

  1. Изображение точек, горошин, округлых форм:

E:\Новая папка\img518.jpgE:\Новая папка\img519.jpg

E:\Новая папка\img531.jpg

  1. Изображение «листочков», «пирожков» способом примакивания.

http://shkola7gnomov.ru/pictures/spreads/c81fc6751ff03bc77c1dd0ebfc97f610-2.jpg

E:\Новая папка\img524.jpgE:\Новая папка\img524.jpg

  1. Рисование изображений, в которых сочетаются горизонтальные, вертикальные прямые линии, наклонные, вогнутые, волнистые линии, замкнутые формы (круг, квадрат, прямоугольник и т. д.). Эти упражнения должны выполняться в занимательной форме, быть интересны по содержанию (Например: «Украсим коврик», «Украсим платочек», «Распишем ткань кукле на юбку» и т.д.)

http://shkola7gnomov.ru/pictures/spreads/c81fc6751ff03bc77c1dd0ebfc97f610-2.jpghttp://shkola7gnomov.ru/pictures/spreads/c81fc6751ff03bc77c1dd0ebfc97f610-2.jpgE:\Новая папка\Копия img523.jpg

        В результате упражнений в рисовании узоров движения руки детей становятся более уверенными, плавными, целенаправленными. Важно научить ребенка не напрягать руку и пальцы при рисовании, дифференцировать силу нажима в работе с карандашами, красками и фломастерами, четко передавать конфигурацию элементов узора, отображать ритм, симметрию расположения украшения.

Народное и декоративно-прикладное искусство является неотъемлемой частью воспитательно-образовательного процесса в детском саду. Дети видят богатство фантазии народа, его мастерство, жизнелюбие, талант и трудолюбие. Это способствует не только их эстетическому, но и нравственному воспитанию. Дети познают мир, происходит их социализация в обществе.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Нетрадиционные техники рисования в младшем дошкольном возрасте»

Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном р...

Нетрадиционный подход к рисованию в младшем дошкольном возрасте

Обучая детей приёмам пальчикового рисования, мы развиваем мелкую моторику, воображение, фантазию. Тренируя раздельные движения пальцев,  дети стимулируют отдел мозга, отвечающий за речь....

Методика обучения декоративному рисованию детей старшего дошкольного возраста на основе знакомства с народными промыслами России

Материал содержит методику обучения декоративному рисованию детей старшей и подготовительной групп, расчитан на два года обучения. В нем мы знакомим детей с такими промыслами, как Дымковская игрушка, ...

Декоративное рисование в младшем дошкольном возрасте

В младшем дошкольном возрасте начинает формироваться интерес к изобразительному искусству. От качества обучения и воспитания в этой возрастной группе во многом зависит успех развития изобразительного ...

Конспект занятия по рисованию для младшего дошкольного возраста. Рисование "Шапка, шарф и варежки"

Цель: развивать творческие способности детей.Задачи:• Развивать сюжетно-игровой замысел; • Закреплять знания детей по теме «Одежда»;• Вызвать интерес к рисованию р...

Декоративное рисование в старшем дошкольном возрасте.

Декоративное рисование в детском саду способствует осуществлению эстетичесого воспитания детей. В процессе занятий дети знакомятся с разнообразием народного искусства, приучаются видеть и любить это и...