Экспериментирование с объектами неживой природы как средство умственного воспитания детей раннего возраста
статья на тему

Канаховская Елена Николаевна

Эта статья для родителей , которые интересуются ранним развитием своих детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx21.55 КБ

Предварительный просмотр:

Экспериментирование с объектами неживой природы как средство умственного воспитания детей раннего возраста.

Природа мозга ребенка требует, чтобы его ум воспитывался у источника мысли - среди наглядных образов, и прежде всего среди природы В. А. Сухомлинский

Современное общество ориентировано на развитие компетентного, творческого человека, способного результативно решать задачи жизнедеятельности в условиях окружающего социума.

В связи с этим воспитание и развитие подрастающего человека прежде всего ориентировано на становление выделенных личностных характеристик. Для развития данных особенностей личности ребенка первостепенное внимание необходимо уделять умственному воспитанию, которое способствует становлению креативности, познавательной деятельности ребенка. Особую значимость приобретает выделенный аспект воспитания в раннем возрасте, когда в детях закладывается фундамент познавательной активности, интереса к окружающему его миру.

Однако, анализ практического опыта воспитателей дошкольных учреждений показывает, что задачи умственного воспитания понимаются педагогами достаточно упрощенно, подразумевая под собой в первую очередь количественную характеристику знаний об окружающем. Вместе с тем, гораздо важнее выработать у ребенка общие способы познавательной деятельности умение анализировать, сравнивать, обобщать, а также воспитание у него потребности получать новые знания самостоятельно, развивать умение мыслить.

Следует обратить внимание, что в содержании работы с детьми раннего возраста не предусмотрен специальный раздел - «умственное воспитание». Однако, каждый режимный момент малыша включает в себя в том числе и задачи познавательной деятельности: в процессе игры, занятии посильной трудовой деятельностью, ознакомления с предметами, явлениями действительности, в подвижных играх и на прогулках. Таким образом, ведущее значение в развитии ребенка раннего возраста имеет его практическая деятельность. Этот факт не случаен. Одна из особенностей наглядно-действенного мышления, возникающего в раннем детстве неразрывная связь с практическим действием. Процесс мышления «вплетен» в практическую деятельность ребенка, протекает во взаимосвязи с ней.

Представления о предметах и их свойствах накапливаются только в результате действия с данными предметами. Общение с миром природы (живой и неживой) порождает у ребенка массу вопросов: Как? Почему? Зачем? (Почему из сухого песка не получается «пирожок», а из мокрого его можно легко слепить? Что это за разноцветная полоса на небе? Откуда она взялась?). Тем не менее, вопросы дети задают только тогда, когда взрослые серьезно относятся к их стремлению все узнать и понять: доброжелательно отвечают им, помогают самим найти ответ, вместе с ребенком радуются их новым маленьким открытиям. Не случайно известный русский педагог К.Д. Ушинский отмечал, что «не объясняя ребенку то или иное явление, с которым он сталкивается, о котором узнает, взрослые упускают отличную возможность развивать умственные способности ребенка».

Следует обратить внимание, что включить ребенка в самостоятельную познавательную деятельность возможно при использовании специальных педагогических средств, одним из которых может стать экспериментирование с объектами живой и неживой природы.

В педагогической практике метод экспериментирование применяется для самостоятельного получения ребенком знаний, ранее ему неизвестных. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершенствовать операции анализа, сравнения, обобщения. Не случайно Н.Н. Подъяков полагал, что «деятельность экспериментирования пронизывает все сферы деткой жизни, все детские деятельности, что является фундаментальным фактом». Следствием такой мыслительной деятельности является ознакомление ребенка с новыми фактами, накопление спектра умственных приемов, которые способствуют начальному становлению ключевых компетентностей ребенка.

Следует обратить внимание и на положительное влияние экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие его творческих способностей. Стремление ребенка к исследованиям также способствует становлению и развитию такого качества личности как любознательность. Окружающий ребенка мир, в первую очередь мир природы провоцирует у малыша желание познать неизвестное, побуждает желание узнать все самому, удивиться открытию, познать новое. Любое экспериментирование с предметами является превосходным упражнением для развития детской логики, позволяя ребенку наглядно и практически усваивать логические понятия: причины, следствия, цели, назначения, выводы, умозаключения, расширяет словарный запас ребенка.

Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически. Задача взрослых лишь в том, чтобы создать условия для реализации этой активности. В этой точке смыкаются современные педагогические взгляды и классические идеи Монтессори-педагогики. Свободная работа в развивающей среде – это возможность для ребенка осуществить самостоятельный поиск, возможность запустить в действие внутреннюю программу саморазвития.

Это происходит на занятиях в детском саду, но можно экспериментировать и дома.

Идея первая. Растянутый рисунок.

Материалы: Картинка из журнала. Ножницы. Клей. Бумага.

Творческое задание:

Разрежьте картинку на четыре полоски.

Разложите ее на бумаге, оставляя пустые пространства между полосками. Приклейте полоски к бумаге. Посмотрите, как растянулась картинка, и отметьте про себя, что чувствует глаз, когда смотрит на растянутую картинку.

Комментарии.

Растянутый рисунок является оптической иллюзией или обманом, который предлагают мозгу глаза. Глаза не привыкли видеть картинку, которая разделена на полосы, тем более расположенные на расстоянии друг от друга. Мозг получает эту непривычную картинку и старается придать ей смысл, «заполняя разрывы» и пытаясь придать ей нормальный вид.

Варианты.

Найдите две одинаковые картинки. Сравните ощущения от растянутого и не растянутого изображения

Разрежьте картинку на большее количество полосок Разрежьте картинку на волнистые и зубчатые полоски.

Идея вторая. Опыт с яйцом и водой.

Материалы: Две одинаковые банки с водой. Два яйца. Поваренная соль, ложка.

Работа с материалом:

Опустить яйцо в банку с водой. Оно утонет.

В другую банку насыпать соль (примерно 8 столовых ложек на пол-литра). Размешать.

Опустить второе яйцо. Оно будет плавать.

Комментарии.

Плотность жидкости во второй банке значительно выше, а значит, увеличивается и сила Архимеда, которая действует на опущенное в соленую воду яйцо.

Варианты.

Попробуйте добавлять соль в банку постепенно. Можно добиться ситуации, когда яйцо не будет лежать на дне банки, но еще и не всплывет на поверхность.

Идея третья. Растворы, смеси, взвеси.

Материалы: Соль, сахар, подсолнечное масло, крахмал. Четыре стаканчика с водой. Ложка, пипетка.

Работа с материалом:

Ложкой положить сахар в стакан и размешать. «Сахар исчезнет».

То же самое проделать с солью.

Накапать пипеткой масло в стакан и взболтать ложкой. Масло образует капельки на поверхности воды.

В четвертый стакан положить крахмал и размешать. Образуется однородный непрозрачный раствор, через некоторое время крахмал осядет на дно стакана.

Комментарии.

Соль и сахар растворяются в воде. (Этот процесс вызывает большой интерес у детей 2-4 лет.) Масло не смешивается с водой. Крахмал и вода образуют взвесь.

Варианты.

Попробовать добавлять в воду другие вещества. Например, муку, молотый черный перец, песок, манку и т.п. У детей вызывает большой интерес и обратный процесс. «Исчезнувшие» соль и сахар появляются вновь после выпаривания, а крахмал после фильтрования взвеси.

Надеюсь, что Вы и Ваш ребенок получите удовольствие от этой увлекательной и полезной совместной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эспериментирование с обьектами неживой природы как средство умственного воспитания детей раннего возраста.

«Эспериментирование с обьектами неживой природы как средство умственного воспитания детей раннего возраста». Природа мозга ребенка требует,Чтобы его ум воспитывалсяУ источника мысли – сред...

Дидактические игры как одно из средств сенсорного воспитания детей раннего возраста

Каждый вид дидактических материалов располагает разными образовательными и воспитательными возможностями и используется преимущественно для детей определенного возраста. Обучающая задача, поставленная...

ВИРТУАЛЬНЫЕ ЭКСКУРСИИ В ПРИРОДУ КАК СРЕДСТВО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Взаимодействие человека с природой – чрезвычайно актуальная проблема современности, и каждым годом она становится острее. Новые исследования новые образовательные программы пытаются ответить на вопрос...

Экспериментирование с объектами неживой природы как средство умственного воспитания детей раннего возраста

Перспективный план помогает воспитывать познавательную активность малыша, развивать мышление....

Развитие логического мышления как средство умственного воспитания детей дошкольного возраста

Развитие мыслительной активности у детей идет через доказательства, рассуждений, поиска решений и умственного напряжения...

Умственное воспитание детей раннего возраста в игре

Умственное воспитание  детей раннего возраста в игре...

Педагогические условия умственного воспитания детей раннего возраста

Ребенок раннего возраста при виде незнакомого предмета стремится обследовать его. Так же ведет он себя и тогда, когда в знакомой игрушке появляется что-то новое: например, на любимую куклу надели друг...