Логопедические домашние задания "Не скучай-ка" (на летний период) для детей старшего дошкольного возраста
консультация (старшая группа) на тему

Ольга Владимировна Нестерова

Здесь вы найдете игры и упражнения для закрепления полученных знаний у детей старшего возраста накопленных за год на занятиях у логопеда. Так же эти упражнения подойдут и родителям, которые водят своих деток в обыкновенный детский сад.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Задания на лето "Не скучай-ка"24.45 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедические домашние задания "Не скучай-ка" (на летний период) для детей старшего дошкольного возраста

Поскольку всем детям приходится учиться, то от качества речи ребенка зависит и успешность его обучения, поэтому главной задачей воспитателей, логопеда и родителей по подготовке детей к школе является именно развитие речи.

Уважаемые родители, Вашему вниманию предлагаются игры и задания, которые позволят ребенку в летний период повторить накопленные за учебный год знания. Все игры тематически направлены на летнюю жизнедеятельность, поэтому, в некоторые из них вы сможете поиграть и на природе, и во дворе, и на даче.

Рекомендации к выполнению:

- выполняйте задания с хорошим настроением;

- время выполнения заданий 15-20 минут 2-3 раза в неделю;

- если при проговаривании ответа на ваш вопрос, ребенок делает ошибки при звукопроизношении или неправильно согласовывает  слова в предложении, то обязательно исправьте его, назвав правильно слово или все предложение (проследите, чтобы ребенок повторил за вами правильный вариант ответа!)

- хвалите ребенка при каждом удачном выполнении задания.

 

Тема: «Грибы»

    Назови один – много

Один белый гриб – много белых грибов;

одна рыжая лисичка – много ……

одна широкая шляпка – много ….

один пень – много….

   Объясни словечко

Подосиновик, боровик, сыроежка, поганка, подберезовик, моховик, мухомор, рыжик. (Обратите внимание ребенка на то, что данные слова как бы сами себе объясняют.)

 

    Продолжи предложение

Мы пошли в лес за опятами, маслятами…….  (лисичками, волнушками, сыроежками…). Грибы растут…..  (в лесу, в чаще, на опушке, вокруг пней и деревьев, во мху, в траве..). Грибы можно сорвать, срезать…. (положить в корзину, принести домой, почистить, нарезать, отварить, посушить, засолить, замариновать, пожарить).

 

    Объясни выражения: грибной год, грибной дождь.

Спрашивайте, как ребенок понимает эти словосочетания. Где нужно, уточняйте, поправляйте или объясняйте их смысл.

 

  Объясни пословицы.

Назвался груздем – полезай в кузов.

Бояться волков – быть без грибков.

      

       Назови ласково

Боровик – боровичок;

Моховик - ….

Сыроежка - ….

Корзина - …..

Пень - ….

Лес - ….

Поляна -…….

Лукошко -……

    Вопросы на засыпку!

На опушке три волнушки. Чего больше – опушек или волнушек?

Чего в лесу больше – грибов или белых грибов?

Стоят на полянке две сыроежки да поганка. Чего больше – шляпок или ножек?

 

  Выучите стихотворение.

 При проговаривании выполняйте массаж (или самомассаж) подушечек пальцев (на каждую стихотворную строчку – разминайте подушечки одного пальца).

 

Вылезли на кочке

Мелкие грибочки:

Грузди и горькушки,

Рыжики, волнушки.

Даже маленький пенек

Удивленья скрыть не мог.

Выросли опята,

Скользкие маслята,

Бледные поганки

Встали на полянке.

мизинец

безымянный

средний

указательный

большой

 

 

правая рука

большой

указательный

средний

безымянный

мизинец

 

 

 

левая рука

          Сравни: мухомор и опенок.

Что общего между ними и чем они отличаются?

Закрепляем с детьми знания о сходствах и различиях.  Общее: и мухомор и опенок являются грибами, у обоих есть шляпка и ножка, оба растут в лесу. Различия: опенок – съедобный гриб, а мухомор – ядовитый; у мухомора красная шляпка с белыми горошинами, а у опенка – коричневая со светлым пятном в центре; мухоморы крупнее  опят.

 

 

Тема: «Овощи»

        Какие бывают?

Морковь – сочная, длинная, хрустящая, рыжая…

Огурец - …..

Помидор - …..

 

        Придумай загадку по образцу

Этот овощ – круглой формы, желтого цвета, сладкий на вкус.  (репа)

 

        Продолжи предложение.

В огороде грядки с огурцами, морковью, помидорами……

Мы с мамой и папой на огороде вскапываем,  сеем, сажаем, ……..

 

         Выучите стихотворение.

 При проговаривании выполняйте массаж (или самомассаж) фаланг пальцев (на каждую стихотворную строчку – разминание одного пальца; направление массажных движений – от ногтевой фаланги до основания пальца).

 

Вырос у нас чесночок,

Перец, томат, кабачок,

Тыква, капуста, картошка,

Лук и немножко горошка.

Овощи мы собирали,

Ими друзей угощали,

Квасили, ели, солили,

С дачи домой увозили.

Прощай же на год,

Наш друг - огород

мизинец

безымянный

средний

указательный

большой

 

 

правая рука

большой

указательный

средний

безымянный

мизинец

 

 

 

левая рука

        Подбери пару

Огурец большой, а кабачок больше.

Репа большая, а…..(тыква больше)

Бобы маленькие, а …..(горох меньше)

Петрушка высокая, а ….(укроп выше)

 

        Расскажи о своем любимом овоще

Если ребенок затрудняется, даем ему план рассказа.

 

Я люблю____________________, он (она) ________цвета, ________формы, ______на вкус. Из него (нее) можно приготовить______________. А я люблю есть его (ее)___________.

 

        Что лишнее? Почему?

Морковь, капуста, опенок, чеснок.

Огурец, груша, кабачок, тыква.

 

        Назови соки.

Из моркови – морковный сок, из огурца - ……, из чеснока - ……., из помидор - ……., из тыквы - ……, из лука - ……, из кабачка - …… и т.д.

 

        Сравни:капуста и лук, огурец и кабачок.

    Что общего между ними и чем они отличаются?

Закрепляем с детьми знания о сходствах и различиях. 

________________________________________________________________________________

 

 Повторяем грамоту.

 

      Составь слово из первых звуков слов: СВЕКЛА, УКРОП, ПОМИДОР.

(Ребенок не читает, а определяет на слух)

       Повторяем: А  О  У  Ы  И  Э  - гласные.

 

 

Тема: «Фрукты»

 

    Выучите стихотворение.

Игра с пальчиками. При проговариваниисоединяйте пальцы подушечками, начиная с мизинцев, по одной паре пальцев на каждую стихотворную строку, при этом ладони не касаются друг друга)

 

На базар ходили мы,

Много груш там и хурмы,

Есть лимоны, апельсины,

Дыни, сливы, мандарины,

Но купили мы арбуз –

Это самый вкусный груз!

мизинцы

безымянные

средние

указательные

большие

пальцы сжимаются в кулак, а большой отводится вверх

 

         Продолжи предложение

В магазине продается много…… (персиков, груш, яблок,…..)

 

    Объясни словечко:

Плодоносит, удобрение, толстокожий.

 

       Опиши фрукт по картинке, не называя его. Пусть мама и папа отгадают.

 

        Подбери пару

Яблоко большое, а ананас больше.

Вишня кислая, а ……(лимон кислее).

Груша сочная, а …….(апельсин сочнее).

    И т.д.

 

         Расскажи о своем любимом фрукте

  Если ребенок затрудняется, предложите ему план:

Как твой любимый фрукт называется?

Где он растет?

Какого он цвета, какой формы?

Что можно из него приготовить?

В каком виде ты любишь его есть?

 

(желательно чтобы ребенок строил рассказ полными предложениями, не ограничиваясь одним словом по каждому пункту)

 

          Расскажи о фрукте

Лимон – желтый, сочный, в кожуре, с косточками, мягкий, кислый……

Вишня - …..

Яблоко - ……

 

     Какие фрукты имеют желтый, оранжевый, красный, зеленый, синий цвет?

 

          Назови соки:

Из лимона - ….., из апельсина - …., из яблок - ….., из сливы - …… и т.д.

 

Что лишнее и почему?

Яблоко, груша, помидор, апельсин.

Слива, персик, абрикос, компот.

 

    Чего в саду больше – яблок или яблонь?

__________________________________________________________________________

 

Повторяем грамоту.

 

Составь слово из первых звуков слов: СЛИВА, АНАНАС, ДЮШЕС (сорт груш)

Повторяем правило:

СКОЛЬКО В СЛОВЕ ГЛАСНЫХ, СТОЛЬКО И СЛОГОВ.

Раздели слова на две группы – с одним слогом и с двумя слогами:

сад, лимон, сок, слива.

Где ты слышишь звук (а) – в начале или в конце слова?

Абрикос, груша, апельсин, хурма.

 

 

 

Тема: «Ягоды. Домашние заготовки»

 

     Что где растет?

Свекла, картофель, клубника, клюква, груша, огурец, черника, вишня (в огороде, в саду, на грядке, в теплице, в парнике, в лесу, на болоте, на дереве).

 

     Сравни: крыжовник и малина, клубника и клюква.

Что общего между ними и чем они отличаются?

Закрепляем с детьми знания о сходствах и различиях. 

 

    Продолжи предложение:

В огороде выросло много …..(огурцов, моркови…)

В лесу собираем…..(чернику, бруснику…..)

В саду растут…. (яблоки, груши…..)

 

   Назови ласково:

клубника – клубничка

клюква - …

черника - ….

малина - …..

смородина - ….

крыжовник - ….

 

         Из чего можно варить варенье?

Из брусники, яблок, смородины, вишни, ……..

 

         Чтение, ответы на вопросы, пересказ.

ГДЕ РАСТЕТ ЯГОДА

Кислая клюква растет на болоте. Собирать ее можно и весной, когда растает снег. Кто не видел, как растет клюкв, может ходить по ней и не видеть ее. Черника растет – ее видишь: рядом с листочком ягоды. И так их много, чтоместо синеет. Голубика растет кустиком. В глухих местах встречается и костяника – красная ягода кисточкой, кислая ягода. Единственная ягода у нас клюква невидима сверху.

Вопросы:

Как растет клюква?

Какие еще ягоды растут в лесу?

Как они растут?

Какая ягода невидима сверху?

 

        Объясни словечко:

Овощерезка, овощехранилище, овощевод, черноплодная (рябина)

________________________________________________________________________________________

 

Повторяем грамоту.

 

         Назови гласные в слове БРУСНИКА, МАЛИНА, СЛИВА, КРЫЖОВНИК.

         Повторяем правило:

               СКОЛЬКО В СЛОВЕ ГЛАСНЫХ, СТОЛЬКО И СЛОГОВ.

         Сколько слогов в словах: КЛЮКВА, ЧЕРНИКА, ГОЛУБИКА, КОСТЯНИКА, КОМПОТ.

 

 

 

 

 

УДАЧИ ВАМ, ДОРОГИЕ РОДИТЕЛИ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планы проведения непосредственно-образовательной деятельности по физической культуре в летний период /в группах старшего дошкольного возраста

Планирование представлено в виде карточек.Данная форма удобна тем, что карточки можно разрезать и заламинировать или изготовить "карманныую" книгу.Удобно как инструктору так и воспитателю, в...

Логопедические домашние задания "Не скучай-ка" (на летний период) для детей старшего дошкольного возраста

Логопедические домашние задания "Не скучай-ка" (на летний период) для детей старшего дошкольного возраста...

Конспект прогулок в летний период для детей младшего дошкольного возраста.

Конспект прогулок в летний период для детей младшего   дошкольного возраста....

Картотека комплексов утренней гимнастики в летний период с детьми старшего дошкольного возраста

Картотека комплексов утренней гимнастики в летний периодс детьми старшего дошкольного возрастаЦель: создание условий для укрепления здоровья детей в летний период, посредством выполнения комплекс...

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий речи у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ «Кошкин дом» по лексической теме «Домашние животные и их детеныши»

АННОТАЦИЯЗанятие на формирование лексико-грамматического строя речи предназначено для детей дошкольного возраста с ОВЗ. Рекомендуемый возраст - 5-6 лет. Занятие разработано с учетом особенностей катег...

Картотека дидактических настольных игр в летний период для детей старшего дошкольного возраста

Картотека дидактических  настольных игр в летний период для детей старшего дошкольного возраста...

Методическая разработка "Тематическое планирование воспитательной и образовательной работы в летний период с детьми старшего дошкольного возраста"

Методическая разработка "Тематическое планирование воспитательной и образовательной работы в летний период с детьми старшего дошкольного возраста" разработана Смирновой Ольгой Ростиславовной...