Детско-родительские отношения
консультация на тему

Борзова Светлана Сергеевна

Качество детско-родительских отношений оказывает значительное влияние на психическое развитие ребенка, на его поведение и на установки в общении

Скачать:


Предварительный просмотр:

Детско-родительские отношения.

Качество детско-родительских отношений оказывает значительное влияние на психическое развитие ребенка, на его поведение и на установки в общении.

        

Жестокое обращение с ребенком.

Как распознать и как его предотвратить?

Характерные особенности поведения ребенка дошкольного возраста, которые могут позволить педагогу заподозрить неблагополучие в детско-родительских отношениях и предотвратить жестокость и насилие по отношению к ребенку.

  1. Страхи, тревожности ночные кошмары, о которых ребенок может рассказать педагогу в доверительной беседе или выразить в рисунке «Что тебе снится страшное или, чего ты боишься днем?»
  2. Агрессивность, жестокость по отношению к более слабым (детям, животным)
  3. Лживость, воровство
  4. Нарушение взаимоотношения со сверстниками (изолированный или отвергнутый в группе сверстником), замкнутость.
  5. Печальный вид, подавленное состояние
  6. Санитарно-гигиеническая запущенность.
  7. Задержка развития (физического, умственного, речевого, моторного)

 Ребенок дошкольного возраста при неблагополучии детско-родительских отношениях часто попадает в ситуацию неблагополучия взаимоотношения со сверстниками. При нарушении эмоциональных контактов с родителями и со сверстниками психика ребенка дошкольного возраста находится в крайнем напряжении и данная ситуация требует от педагога осторожности, внимательности и терпения.

Характерные особенности поведения родителей детей дошкольного возраста, позволяющие заподозрить неблагополучие в детско-родительских отношениях и предотвратить жестокость и насилие по отношению к детям.

  1. Не уделяют достаточное внимание здоровью ребенка
  2. Не интересуются проблемами ребенка, обеспокоены собственными проблемами
  3. Не ласкают ребенка и не оказывают ему эмоциональной поддержки
  4. Говорят о пользе физических наказаний.
  5. Проявляют патологические черты характера: агрессивность, импульсивность, сниженный самоконтроль, неадекватность и др.
  6. Отождествляют ребенка с нелюбимым родственником (в том числе подчеркивают внешнюю похожесть с ним или просто схожесть)
  7. Негативно оценивают ребенка.

Факторы риска, провоцирующие возникновение в детско-родительских отношениях и жестокость.

  1. Наличие в семье больного алкоголизмом, наркоманией
  2. Очень молодые родители (младше 17 лет)
  3. Низкий уровень образования родителей и недостаток у них психолого-педагогической культуры
  4. Родители, подвергавшиеся в детстве жестокому обращению
  5. Нервно-психические нарушения, патологические черты характера у родителей
  6. Нежеланный (по полу) ребенок
  7. Наличие у ребенка физических, умственных недостатков или нарушений в поведении.

Консультация для воспитателей.

«Детско-родительские отношения и их влияние на психическое развитие ребенка»

Борзова С.С.



Предварительный просмотр:

Памятка для педагогов и родителей при столкновении с психологическими защитами у детей.

  • Запаситесь терпением
  • Ищите и отмечайте у ребенка положительные моменты в поведении
  • Не задавайте ребенку вопросы, ответы на которые не знаете сами
  • Не отвечайте на вопросы, которые ребенок задавал не вам
  • Предлагайте ребенку такую ответственность, которая соизмерима с его возможностями
  • Проявляйте чувствительность к тому, что беспокоит и волнует ребенка
  • Признавайте собственную слабость, тем самым, предоставляя ребенку возможность быть не только слабым, но и сильным


Предварительный просмотр:

Помощь ребенку при дисгармонии в семейных отношениях

Диагностика типов дисгармоничного семейного воспитания.

Типы дисгармоничного семейного воспитания

Признаки потворствующей гиперпротекции

Признаки доминирующей гиперпротекции

1. Воспитание ребенка – центральное дело жизни родителей

1. Со стороны родителей много замечаний, которые не соответствуют возможностям ребенка

2. Ребенку уделяют много времени и сил

2. Много контроля

3. У ребенка появляется собственный характер любви

3. Воспитание с отрицательным знаком: «Ты сделал хорошо, но мог бы сделать и лучше»

4. Ребенок воспитывается под «колпаком тревоги»

4. Много требований которые не соответствуют возможностям ребенка

5. Чрезмерная забота о ребенке

5. У ребенка боязнь осваивать что-то новое

6. Удовлетворяются все потребности и претензии ребенка

6. Родители часто употребляют глаголы долженствования по отношению к ребенку : «должен», «положено»…

7. Требования к ребенку практически не предъявляются

7. У ребенка неустойчивая самооценка

Признаки повышенной моральной ответственности

Признаки эмоционального отвержения

1. У ребенка много обязанностей и нагрузок, не соответствующих возрасту

1. Ребенку предъявляется много требований

2. Ребенку уделяется недостаточно времени, сил и внимания

2. От родителей можно услышать фразы типа: «Как ты мне надоел» и т.п.

3. Часть родительских функций выполняет ребенок

3. Много запретов

4. Ребенку предъявляются чрезмерные требования.

4. Ребенку уделяется недостаточно времени, сил и внимания

5. Тревожно-мнительные  черты в характере ребенка

5. Может проявляться подчеркнутая забота, утрированное внимание

6. Ребенок не умеет спонтанно играть, действовать

6. Жестокие наказания

7. Ранняя взрослость у ребенка

7. У ребенка низкая самооценка

Признаки гиперпротекции

Признаки жестокого обращения

1. Нерегулярное удовлетворение потребностей ребенка

1. Для родителей характерна приверженность к применению строгих наказаний

2. Ребенок не получает поощрений

2. Ребенку уделяется недостаточно времени, сил и внимания

3. Ребенок не получает наказаний

3. Чрезмерность санкций

4. Неустойчивый характер поведения у ребенка

4.Чрезмерное реагирование родителей на незначительные нарушения поведения ребенка

5. Ребенку уделяется недостаточно времени, сил и внимания

5. Не удовлетворяется потребность ребенка в эмоциональном контакте с родителями

6. Игнорируются потребности ребенка

6. Негативная характеристика ребенка

7. Требования к ребенку не предъявляются

7. Подчеркивание сходства ребенка с нелюбимыми родственниками


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование методов коучинга при проведении родительского собрания на тему «Детская тревожность в системе детско-родительских отношений».

На примере родительского собрания «Детская тревожность в системе детско-родительских отношений», хочу поделиться опытом использования методов коучинга в работе с родителями....

Детско-родительские отношения. Понятие и типы детско-родительских отношений.

Под родительским отношением понимается «система, или совокупность, родительского, эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителем и способов поведения с ним». В литературе описана дос...

Семинар-практикум детско-родительских отношений "Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное состояние ребенка".

Детские годы—самые важные в жизни человека. Как они пройдут, зависит от взрослых – родителей, воспитателей. Главную роль в жизни маленького человека играет семья. Нормы поведения, характер взаимо...

Консультация для родителей. "Стиль семейного воспитания. Детско-родительские отношения как фактор, оказывающий влияние на эмоциональное отношение детей".

Дошкольный возраст является предметом пристального внимания  ученых и практиков, как важный и  ответственный период в жизни человека, как момент рождения личности.  В этот период происх...

Детско-родительские отношения как фактор, оказывающий влияние на эмоциональное отношение детей.

Дошкольный возраст является предметом пристального внимания ученых и практиков, как важный и ответственный период в жизни человека, как момент рождения личности. В этот период происходит ускоренное ра...

Консультации для родителей "Стиль семейного воспитания. Детско-родительские отношения как фактор, оказывающий влияние на эмоциональное отношение детей."

На этапе дошкольного детства развивается самосознание, формируется самооценка и т. д. И именно в это период наиболее важным является влияние семьи на развитие личности ребенка, влияние существующей в ...

консультация для педагогов Тема: «Выстраивание партнерских отношений в ДОУ с родителями, с целью оптимизации детско – родительских отношений, как условий личностного развития ребенка»

Семья и дошкольная организация — два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. С...