Главные вкладки

    В ГОСТЯХ У РАДУГИ. КАК ВЫУЧИТЬ ЦВЕТА?
    консультация (средняя группа) по теме

    Балакина Татьяна Николаевна

    Для Вас родители. Рекомендации

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

     «В гостях у радуги. Как выучить цвета?»

            Многих родителей интересует вопрос о том, как познакомить ребенка с цветом. Каждый объект живой и неживой природы обладает рядом свойств и качеств: помимо величины, формы и  цвета, можно выделить вес, качество поверхности, в ряде случаев, вкус, запах, температуру  и другие свойства.

    Почему же именно  изучение цвета так непросто дается многим детям?  

            Начнем с того, что  цвет не является значимым признаком. Вам это может показаться сомнительным, ведь выбирая одежду, обувь, предметы интерьера, детские игрушки до года, вы тщательно относитесь к подбору цветовой гаммы. Но, для того чтобы объяснить, что имеется в виду, я приведу пример с ключом: чтобы он подошел к скважине имеет значение размер и форма, а не цвет. Впрочем, если вы вспомните, как подбирали обувь или одежду, то согласитесь, что и здесь  цвет был не первым признаком, который вы учитывали.

            А это значит, что цвет, не имеет решающего значения и  в деятельности ребенка, то есть  приемы усвоения, которые подходили для знакомства с величиной и формой,  в этом случае не срабатывают. Если малыш на собственном опыте может понять, что большой шарик нельзя протолкнуть в маленькое отверстие, а треугольную призму в квадратное, то,  проталкивая красную фигурку в синее окошечко, ребенок вполне доволен своим результатом.

            Следующий  аспект, касающийся цвета, относится к особенностям нашей культуры. Мы чаще используем слова обозначающие размер, форму и другие качества предмета, а уже затем называем цвет. Это приводит к тому, что в повседневной жизни дети довольно редко слышат названия цветов в сочетании с показом предметов, а ведь именно это и лежит в основе понимания.

            Мы говорим:  «возьми машинку» и протягиваем ее ребенку. Так ребенок  начинает понимать смысл слова «машинка».  Мы просим: «принеси мяч», и,  если ребенок приносит не тот мяч, который мы просили, то мы уточняем,  подчеркивая размер мяча интонацией, а иногда и жестом: «нет, не этот мяч,  а БОЛЬШОООЙ».

             На основании этих двух примеров мы видим, как важно соблюдать одно очень важное условие: для развития понимания речи ребенка очень важно, чтобы речь взрослых была четкой, лаконичной и соотнесенной с содержанием.  Это значит, что если мы говорим о кошке, то кошка должна быть в поле зрения малыша, она должна быть ему интересна, и он должен понимать, что речь идет о ней. Наглядным примером может стать игрушка кошка. Если же показ кошки сопровождается речевым потоком старательного взрослого, то ребенок не может вычленить слово «кошка» и понять, как же называется это усатое существо.

             Все это в полной мере относится и к изучению названий цветов. Называние цвета должно соотноситься с показом предмета нужного цвета, что, согласитесь, происходит не всегда.

             Как помочь ребенку усвоить цвета?

             Сразу предупредим, что не ставили перед собой цели рассказать какие игры и игрушки можно использовать для решения этой задачи. Зная последовательность знакомства с цветом,  вы сможете подобрать или придумать их сами.  Итак, какие уровни усвоения цвета проходит каждый ребенок?

            Первый уровень - сличение. Ребенок учится сличать цвета, то есть  находить предмет такого же цвета.

    Что вам понадобится на данном уровне? Несколько игрушек или бытовых предметов, которые отличаются только цветом. Это могут быть прищепки,  детали конструктора, цветные кубики. Если всего этого нет, то вы можете просто нарезать из цветного картона одинаковые фигурки, отличающиеся только цветом.

             Что должен к этому времени понимать и уметь ребенок? От малыша требуется понимание слов-понятий «такой же», «одинаковый». Если малыш не может подобрать парные предметы или парные картинки, то вряд ли он сможет подобрать предметы одинакового цвета.

    Первый уровень: сличение цветов.

             Начинаем с презентации: вы выкладываете перед малышом несколько предметов, отличающихся только цветом, например, желтые и красные человечки из строительного набора. Возьмите фигурку желтого цвета и попросите найти «такую же», «одинаковую». Игра должна быть понятной и интересной малышу. Например, все желтые фигурки поедут на машине. Покатали желтые фигурки, выгрузили их, теперь поедут кататься красные.  Если вы видите, что ребенок понял, как выполнять эти задания, предлагайте ему новые игры и бытовые задания на сличение предметов по цвету, например, он может подобрать парные носочки или одинаковые элементы конструктора мега блокс.

               Играя с ребенком, вы, конечно, будете называть цвета, но помните, что ребенок ориентируется на зрительное соотнесение. Если малыш понял, как подбирать пару и сортировать предметы  красных и желтых цветов, добавьте еще один цвет, например, синий. У вас получится три пары цветов и пока этого достаточно.

             Для справки: нормой считается, если к трем годам ребенок знает названия трех-четырех цветов.

             Второй уровень: понимание слова-названия.    

    После того, как малыш научился сличать три цвета, вы можете учить находить предметы по слову-названию.  Сначала, как и на предыдущем уровне, можно провести презентацию: вы предлагаете ребенку найти предметы нужного цвета, но назвав цвет, вы делаете паузу, ожидая выполнения по слову-названию.  «А теперь пришел мишка с желтым бантиком. Где мишка с желтым бантиком?»  Если малыш не уверен, или неправильно выполняет  задание, помогите ему. Для этого повторите: «с желтым бантиком» и покажите нужного мишку. Так, временно спустившись на первый уровень, вы напомните малышу, о каком цвете идет речь.

               Чего делать не нужно! Не вступайте в длительные объяснения, вроде этого: «У этого мишки красный бантик, зачем ты его взял? Я ведь просила мишку с желтым бантиком…»

    Третий уровень: называние цвета ребенком.  

            На этом уровне вы можете задавать вопросы, которые будут предполагать использование ребенком слова-названия. Можно начать с презентации, организовав игру, в которой   ребенок  по вашей просьбе будет называть цвета. «Какого цвета мы построим дорожку? А этот кирпичик какого цвета? Я тоже беру красный кирпичик». Это можно сделать даже во время купания, используя игрушки для ванной.

               Расширяйте спектр  цветов. Когда ваш малыш находится на третьем уровне, вы можете расширить количество цветов, предлагаемых ребенку для знакомства. Задействуйте в своих занятиях наборы play doh с разноцветным пластилином.

               Придерживайтесь при этом простых правил:

    • Не забывайте каждый раз начинать с первого уровня.

    • Добавляйте по одному цвету.

    • Сравнения начинайте с контрастных цветов. Например, если вы знакомите ребенка с оранжевым цветом, то начните с пары «оранжевый – синий», а не «оранжевый - красный»

    • После того, как ребенок усвоит основные цвета, подбирайте те, которые привлекают его внимание.

    Итак,  подберите игрушки и предметы ярких цветов и познакомьте малыша с многоцветьем этого мира.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    В гостях у радуги

    Занятие в ГПД....

    " В гости к Радуге"

    Конспект познавательного занятия...

    В гостях у радуги.

    Данная методическая разработка поможет музыкальным руководителям коррекционных садов закреплять у детей умение различать основные цвета, т используя музыкально-художественную деятельность,...

    Досуг "В гостях у радуги"

    Конспект досуга-развлеченмя в вечернее время....

    Консультация для родителей на тему: «В гостях у радуги. Как выучить цвета?»

    материал будет интересен родителям детей 3-4 лет....


     

    Комментарии

    Чалова Елена Николаевна

    Очень хорошие рекомендации, как правильно выучить цвета с детьми. Благодарна, Вам за полезную информацию.