"Азбука вежливости и тайны послушания"
консультация на тему

В дошкольном возрасте расширяется и перестраивается вся система взаимоотношений ребенка с детьми и взрослыми. Его представления о социально приемлемых способах поведения не просто уточняются и совершенствуются, они становятся регуляторами поступков ребенка. На протяжении дошкольного детства дети учатся добровольно следовать нормам, принятым в обществе, даже тогда, когда нет внешнего побудительного мотива, или внешнего запрета. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon azbuka_vezhlivosti_i_tayny_poslushaniya.doc31.5 КБ

Предварительный просмотр:

Азбука вежливости и тайны послушания

        В дошкольном возрасте расширяется и перестраивается вся система взаимоотношений ребенка с детьми и взрослыми. Его представления о социально приемлемых способах поведения не просто уточняются и совершенствуются, они становятся регуляторами поступков ребенка. На протяжении дошкольного детства дети учатся добровольно следовать нормам, принятым в обществе, даже тогда, когда нет внешнего побудительного мотива, или внешнего запрета. Например, ребенок шести лет, не отнимет у малыша игрушку, которая ему нравится, не толкнет и не стукнет его, даже, если рядом нет взрослого, который его за это накажет.

        Дети в возрасте от 3-х до 7-ми лет легче усваивают те нормы, которые конкретны и связаны с собственным опытом ребенка: "обманывать нельзя, а то узнают и накажут", "драться нельзя, не будут дружить, тоже будут обижать", "нельзя жадничать, а то никто не станет с тобой играть". Для того чтобы в детском сознании утвердилось понимание определенных правил поведения, родители должны постоянно сосредотачивать внимание ребенка на его положительных качествах и поступках и оценивать их в сравнении с другими детьми или с собственным опытом сына и дочери. Маленький ребенок стремиться вести себя хорошо, чтобы заслужить одобрение взрослого, подражает ему.

        К 5-ти годам дети уже отлично ориентируются в правилах поведения в группе, в общении с взрослыми и малышами. В этом возрасте дети становятся особенно критичными и придирчивыми в отношении "хорошего" и "плохого" поведения других людей, при этом оправдывают свои поступки или не видят своих недостатков.

        К 6-ти годам наступает период внутренней борьбы: дети часто "балансируют" между корыстным и бескорыстным соблюдением нравственной нормы. Ребенок в этом возрасте еще нарушает запрет или не выполняет требование взрослого под влиянием своих желаний. Поступить правильно его может вынудить наказание или получение подарка. Но такие ситуации случаются у старших дошкольников не часто и обычно связаны с сильной эмоциональностью, повышенной увлеченностью ребенка ситуацией.

        Ближе к концу дошкольного возраста дети переходят на такую стадию развития, когда сознание управляет поведением. Теперь ребенок, уступая кому-то, жалея и помогая людям, испытывает радость, что поступил правильно. Он делает выбор не в пользу собственных интересов и потребностей, а в пользу установленных в обществе законов. Такое поведение постепенно становится привычным для ребенка, он не ждет уже каждый раз похвалы, поощрений и поддержки от взрослого, а поступает как самостоятельная свободная личность. Конечно, встречаются, к сожалению, примеры свободного и вполне самостоятельного проявления грубости и неуважения у детей. Бывает, мы ужасаемся: "маленький, а такой….". Не спешите с констатацией, бывает, что поведение ребенка лишь следствие отношения к нему окружающих, усталости или плохого самочувствия. Прежде, чем быть строгими и критичными к детям начнем с себя и поучимся предупреждать плохое поведение и правильно реагировать на него. Для этого обратимся к третьей части нашего разговора "Как добиться своего и не выйти из себя".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка "Азбука вежливости"

Данное пособие поможет спланировать работу по формированию культуры поведения у старших дошкольников на год....

Конспект образовательного мероприятия по развитию речи "Азбука вежливости"

Формирование навыков культуры поведения и общения....

Родительское собрание «Интерактивные формы сотрудничества с родителями» Брейн - ринг «Азбука вежливости»

Мы поставили перед собойцель: повысить уровень родительской компетентности, активизировать роль родителей в воспитании и обучении ребенка, нормализовать отношения внутри семьи, выработать единое и аде...

Сценарий праздника в детском саду«Азбука вежливости»

     Задачи:-способствовать стремлению детей использовать в речи «волшебные слова»-закрепить у детей понятие «вежливость», «доброта»-приобщать детей к доброте, вежливости.- форми...

Конспект непосредственно образовательной деятельности Тема: «Азбука вежливости» для детей средней группы

VЦель:- Формировать доброжелательность, вежливость, уважение к окружающим;- Совершенствовать связную, интонационную, выразительную речь;- Развивать двигательную активность;- Воспитывать коллективизм....

Классный час "Азбука вежливости"

Цель: Расширить знания учащихся о понятие «вежливость»; воспитывать вежливое отношение к окружающим людям. Задачи: Формировать представление о вежливости, на основе изучения правил речевого этике...

Нравстенно - этическое воспитание "Азбука вежливости"

Краткая анотация улублённой работы по воспитанию элементарных норм поведения и этикета для детей старшего дошкольного возраста....