Родительское собрание на тему: «Как подготовить ребенка к школе».
консультация (подготовительная группа) на тему

Предлагаю вашему вниманию родительское собрание о том, как помочь родителям подготовить ребенка к обучению в школе, используя игры и игрушки. Собрание проводилось с целью проанализировать зависимость подготовки детей к школе с использованием игр и игрушек. Кроме того, в собрании использованы рекомендации для родителей о том, какие игрушки покупать детям.

Цель: проанализировать зависимость подготовки детей к школе с использованием игр и игрушек. Практически познакомить родителей с этими играми и игрушками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie.docx48.54 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание на тему: «Как подготовить ребенка к школе».

Выполнила:

Полякова Е.С.

 

Родительское собрание "Как помочь родителям подготовить ребенка к обучению в школе, используя игру».


Ответы педагогов

Ответы родителей

-на физическое развитие

-на развитие самостоятельности

-на развитие познавательной активности

-на усидчивость

-на формирование произвольного поведения

-на дисциплинированность

-на развитие воображения, логического мышления и памяти

-на коммуникативные навыки

-на развитие мотивационной готовности

-на развитие памяти, внимания, воображения

-на развитие мелкой моторики

-на интеллектуальное развитие

-на развитие речи

-на развитие мелкой моторики

-на приобретение умения читать, считать и писать

-на развитие грамотной речи

-на развитие желания учиться

-не знаю

Ответы педагогов

Ответы родителей

Да-100%

Да-93%

Нет-0%

Нет-3%

Затрудняюсь ответить -0%

Затрудняюсь ответить-4%

Ответы педагогов

Ответы родителей

Часто-32,5%

Часто-8%

Иногда-17,5%

Иногда- 35%

Никогда-0%

Никогда-21%

Только на родительском собрании- 20% (1 раз в год)

Только на родительском собрании- 16%

Только в индивидуальной беседе- 10%

Только в индивидуальной беседе -11%

Если с этим вопросом обращается родитель- 20%

Если с этим вопросом обращается родитель -9%

1. Психофизиологическое направление

1

Общее физическое развитие.

2

Характеристика движений

3

Моторика руки.

4

Произвольная регуляция действий

5

Работоспособность и утомляемость.

2. Интеллектуальное направление

1

Знания и представления об основных предметах и явлениях окружающей действительности.

2

Развитие мыслительных операций.

3

Развитие отдельных познавательных психических процессов.

3. Личная готовность ребенка.

1

Нравственные категории.

2

Волевые усилия.

3

Сформированность навыков совместной деятельности (навыки общения с детьми и взрослыми).

4

Умение слушать другого.

5

Самооценка дошкольника.

Круг представлений ребенка, который должен сложиться у него перед поступлением в школу

Рекомендуемые игры

1

2

3

1.

Ребенок должен: 

-знать свое имя, отчество, фамилию, возраст, имена, отчества и фамилии родителей,

-уметь перечислять всех членов семьи

Необходимые знания будущий первоклассник может получить в грамотно организованной сюжетно-ролевой или дидактической игре.

Современные игры и игрушки помогут дошкольнику поддержать и развить интерес к знаниям о себе, своей семье, доме, улице, городе, стране.

“Семья”, Конструктор “Дом”, “Моя квартира”, “История города”.

2.

-знать название города, в котором он живет, свой домашний адрес, основные достопримечательности родного города

3.

-быть знаком с основами безопасности жизнедеятельности

“Опасные ситуации”, “Дорожные знаки”, “Правила дорожного движения”, “Азбука пешехода”, домино “Дорога”, “Светофор”, “Горящий дом”, “Железная дорога – детям не игрушка”

4.

-знать названия видов транспорта и уметь их различать

Домино “Транспорт”, конструктор “Транспорт”, “Мир в картинках” (автомобильный, водный, железнодорожный транспорт)

5.

-быть знаком с наиболее значимыми профессиями

Рассказы по картинкам “Профессии”, “Набор парикмахера”, “Набор доктора”, игра “Спасатели”, “Пожарная станция”

6.

-знать названия месяцев, последовательность времен года, их основные приметы, стихи, загадки и пословицы о временах года

Серия объемного лото “Времена года”, рассказы по картинкам “Времена года”, “Многоцветный круг”. “Календарь погоды”, “Сложи картинку” (времена года, суток)

7.

-знать названия и порядок дней недели

“Все о времени”, “Я учу дни недели”, “Веселый распорядок дня”, “Распорядок дня”

8.

Знать названия домашних и диких животных наших лесов, жарких стран и севера, их детенышей, повадки и отличия – знать названия зимующих и перелетных птиц, уметь различать их

“Семья ягненка” (жеребенка, козленка, поросенка)”,

“Кто чья мама?”

“Дикие (домашние) животные и их детеныши”; “Животные Севера” и др. “Зоологическое лото”, “Загадки о животных”, “Земля и ее обитатели”, “В мире животных” (Кто где живет?) “Живая природа”, “Перелетные птицы”, “Зимующие птицы”

9.

-различать овощи, фрукты, ягоды, продукты питания

“Корзинка с фруктами и овощами”, набор “Фрукты”, набор “Овощи”, “Лесные ягоды”, “Ботаническое лото”, “Аскорбинка и ее друзья”, “Пирамида здоровья”

10.

-уметь:

  • рассказывать русские народные сказки
  • последовательно пересказывать прослушанный ( прочитанный) рассказ
  • составлять рассказ по картинке

“Расскажи сказку”, “Герои русских сказок”, “Сказки о животных”, “Играем в театр”, “Русские народные сказки” (кукольный театр), “Опорные картинки для пересказа”. “Короткие истории”, “Истории в картинках”, “Развиваем речь”, “Незнайка в Солнечном городе”, серия “Рассказы по картинкам”

11.

-различать гласные и согласные звуки

-определять количество и последовательность звуков в словах

-делить слова на слоги

“Заселяем домики”, “Звуки” (считаем вместе), “Веселые звуки”, “Речевая тропинка”, “Делим слова на слоги”, “Просчитай по первой букве”

12.

-различать и правильно называть геометрические фигуры:

  • круг
  • квадрат
  • треугольник
  • прямоугольник
  • овал

“Форма”, лото “Геометрические фигуры”, “Цветная геометрия”, “Квадраты”, “Геометрические формы”

13.

-уметь ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (справа, слева, вверх, вниз)

“Не ошибись!”, “Найди по описанию”

14.

-считать от 1 до 10 и обратно

-выполнять счетные операции в пределах 10

“Математика”, “Математические весы”, “Счетные кубики”, “Математические яйца”. “Играем в математику”, “Веселый счет”, “Юный математик”, “Первый счет”, “Счетные палочки Кюизнера”, “Логика и цифры”, “Набор цифр и знаков”, “Считалочка с Русалочкой”, “Считалочка с Маугли”, серия “Умное домино” (сложение, вычитание, сколько не хватает, цифры и т.д.)

15.

-владеть ножницами и карандашом,

-уметь

  • нарезать полоски
  • вырезать по контуру предметы и знакомые геометрические фигуры
  • рисовать карандашом геометрические фигуры, людей
  • проводить вертикальные и горизонтальные линии
  • штриховать предметы, не выходя за их контуры

“Геометрическая мозаика” (для аппликаций), “Моторика”, “Трафареты”, “Умные клеточки”

 

В особую графу выделяю игры, которые развивают память, внимание, мышление

“Развиваем память”, “Что перепутал художник?”, “Смотри, играй, запоминай”, “Морской бой” и др.

Как подготовить ребенка к школе.

Как подготовить ребенка к школе.

 

Ваш ребёнок идёт в первый класс, Вы счастливы и горды. И вы, естественно, волнуетесь. Вы думаете о том, как сложится у него в дальнейшем школьная жизнь. И даже если он неплохо готов к школе (читает, считает, хорошо рассказывает, пишет печатными буквами), вас всё равно не покидает какое-то беспокойство. Ещё большее волнение испытывает ребёнок: ведь он находится на перепутье между дошкольной и школьной жизнью:

Вам, наверняка, знакомо состояние ожидания, когда кончается важная часть жизни и предстоит что-то новое, неизвестное. На душе и печаль, и радость, и нетерпение, и тревога. И если вам знакомо такое состояние, то вы легко поймёте своего ребёнка. Дети 6-7 лет реагируют на состояние неопределённости всем своим существом: нарушается биологическое и психологическое равновесие, снижается устойчивость к стрессам, растет напряжённость. И с таким ребёнком, конечно, не легко. Поэтому так важно понять это состояние детей и помочь им быстрее привыкнуть к новой жизни.

Запись в школу, приобретение школьных принадлежностей придают некоторую определённость контурам школьного будущего, и это несколько успокаивает будущего школьника.

По мнению детей, “настоящий — это счастливый обладатель портфеля и старательный исполнитель школьных правил. Он слушает учителя, поднимает руку и получает отметки”. Школу почти каждый первоклассник воспринимает как игру. В таком слишком поверхностном образе детских надежд таится серьёзная опасность — и для ребёнка, и  для будущего учителя. Возможно, уже в первые дни ваш ребёнок сочтёт себя обманутым, потому что в школе надо играть совсем в другие игры. Чаще же это расхождение начинает сказываться к концу начального обучения, Будучи азартным игроком, ревностным исполнителем школьных правил, такой ребёнок сыграл роль “настоящего школьника” на славу, но всё это ему надоело. И он быстро из хорошего ученика превратился в троечника и прогульщика,

Поэтому так важно для родителей в этот непростой период помочь ребёнку настроиться именно на реальную школу, где ребёнок должен будет в первую очередь учиться и где для этой учёбы от него потребуется немало усилий, рассказать ему, что он вступает в новые отношения со взрослыми, сверстниками и даже с самим собой, И во многом от того, как вы сумеете настроить своего ребёнка, будет зависеть, как он начнет свою учёбу в школе.

 

Психологическая готовность к школе

Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания и обучения дошкольника в семье и в детском саду, Её содержание определяется системой требований, которые школа предъявляет к ребёнку, Эти требования заключаются в необходимости ответственного отношения к школе и учёбе, произвольного управления своим поведением, выполнения умственной работы, обеспечивающей сознательное усвоение знаний, установление со взрослыми и со сверстниками взаимоотношений, определяемых совместной деятельностью.

Прежде всего у вашего ребёнка должно быть желание учиться. Неоднократные опросы детей подготовительных групп показали, что поступить в школу хотят практически все дети, хотя обоснование этого желания они дают весьма различное. Ребёнок может хотеть в школу потому, что все его сверстники туда пойдут, потому, что слышал дома, что поступить в эту школу очень важно и почетно, потому, что в школе есть звонки, перемены. Однако это не значит, что дети осознали важность учёбы и готовы прилежно учиться. Они ещё не осознают, что для того, чтобы приготовить урок, придётся пожертвовать игрой и прогулкой, хотя они и знают, что нужно делать уроки. Поэтому именно внутренняя позиция школьника и является основой готовности к школе.

Если вы хотите помочь ребёнку овладеть знаниями, учиться в школе радостно, попытайтесь прожить вместе с ребёнком его школьную жизнь.

А начните эту жизнь со следующего:

— расскажите ребёнку, что значит быть школьником и какие обязанности появятся в школе;

— на доступных примерах покажите своему ребёнку важность уроков, оценок, школьного распорядка;

— воспитывайте интерес к содержанию занятий, к получению новых знаний;

—. воспитывайте произвольность, управляемость поведения;

— никогда не говорите о том, что в школе неинтересно, что это напрасная трата времени и сил;

— внимательно и заинтересованно относитесь к будущим занятиям в школе.

Определить отношение ребёнка к школе помогут вопросы:

1. Хочешь ли ты идти в школу?

2. Как ты думаешь, что хорошего, интересного будет в школе?

З. Как ты думаешь, с кем лучше учиться — в школе с учительницей или дома с мамой?

4. Что делает учитель в школе?

5. Для чего нужны парта и звонок в школе?

О сложившемся правильном отношении к школе свидетельствуют ответы, в которых упоминаются занятия, получение знаний, лучше учиться с учительницей в школе, предпочтение школьного обучения домашнему.

Но если так случилось, что ваш ребёнок проявляет, в основном, интерес к внешней стороне учёбы, то есть к школьным принадлежностям, к правилам поведения в школе, то не огорчайтесь. Этот интерес недолог, через 2-З месяца он исчезнет, а ему на смену придёт интерес к знаниям, к содержанию занятий.

  Однако у вашего ребёнка могут возникнуть и трудности. В новой обстановке он будет чувствовать себя неуютно. Значит, готовность учиться в школе у него ещё не сформировалась, и школьная обстановка пока ему в тягость. Поэтому вы должны быть очень терпеливыми. Необходимо дождаться, пока ребёнок сам, наблюдая за другими детьми, придет к правильному осознанию своего нового положения (роли школьника) и вытекающих из него требований к поведению.

 

Какими качествами должен обладать ваш ребёнок

Чтобы понять, насколько готов ваш ребёнок учиться в школе, вы должны знать, какими качествами вообще должен обладать ребёнок, чтобы успешно учиться в 1-ом классе. Эти качества можно представить следующим образом:

— внимание, способность к длительному (15-20 минут) сосредоточению;

— хорошая память;

— сообразительность;

— любознательность;

— развитое воображение;

— начальные навыки чтения, письма, счёта;

— физическая ловкость;

— волевые качества (способность выполнять не только привлекательную работу);

— организованность, аккуратность;

— дружелюбие, умение общаться с другими детьми и со взрослыми.

Значит ли это, что только дети, обладающие всеми этими качествами, могут успешно учиться в первом классе. Разумеется, нет. Более того, как известно, продолжениями наших достоинств являются наши недостатки: любознательный ребёнок легко откликается на всё новое, но очень не любит “повторения” и. неизбежных типовых упражнений; дружелюбный ребёнок особенно склонен к болтовне с соседями во время урока и т.д. Тем не менее, родители должны прилагать максимум усилий для того, чтобы сформировать в детях зти замечательные качества, потому что они станут залогом их успешной учёбы в дальнейшем. Родителям нельзя забывать о том, что в период поступления в школу почти каждый ребёнок доверчив и открыт любому школьному начинанию. И это самая благоприятная возможность для того, чтобы сформировать у ребёнка нужные положительные качества.

Школьная готовность

Вашему ребёнку исполнилось 6-7 лет.

Это именно тот возраст, в котором при благоприятных условиях воспитания ребёнок из дошкольника превращается в школьника. В это время происходит обобщение всего того, что ребёнок усвоил за свою короткую жизнь для того, чтобы приучить его к условиям систематического обучения, сформировать у него умение учиться. Здесь важно не только овладение навыками общения, которые сами по себе очень нужны для вхождения ребенка в классный коллектив, но и формирование такой важной стороны мышления, как способность рассуждать, обдумывать какой-либо вопрос, задачу. Эта способность усиливается в творческом общении с другими людьми, в результате чего ребёнок не только учится рассуждать, но и привыкает уважать чужое мнение.

Чтобы успешно учиться в первом классе, ребёнок должен научиться понимать учебную задачу, то есть способ деятельности, который предлагает учитель. Для этого необходимы произвольность внимания, умение планировать и контролировать свою деятельность. Наибольшие трудности в младших классах испытывают дети, не умеющие связно, последовательно и ясно излагать свои мысли, объяснять то или иное явление. Трудно и тем детям, которым впервые приходится постигать смысл слов “надо” и “нельзя”.

 Не менее важное условие подготовленности ребёнка к школе — умение жить в коллективе, считаться с интересами окружающих людей. Если ребёнок ссорится по пустякам, не умеет правильно оценивать своё поведение, ему трудно привыкать к школе.

Успехи в обучении напрямую зависят от состояния здоровья ребёнка. Ежедневно посещая школу, малыш привыкает к ритму её жизни, к распорядку дня, учится выполнять требования учителя. Частые заболевания выбивают его из привычного ритма школьной жизни, ему приходится догонять класс, и от этого многие дети теряют веру в свои силы.

Всем родителям необходимо своевременно проверить сына или дочь у логопеда. Вовремя начатые занятия помогут ребёнку исправить дефекты речи. Иначе под влиянием заикания, картавости, шепелявости и других дефектов речи ребёнок становится стеснительным, замкнутым. Кроме того, дефекты речи затрудняют овладение грамотой, тормозят формирование навыка правильного письма по слуху.

Сейчас во многих школах проводится собеседование при поступлении в школу. Во время устной беседы выясняются умения составлять рассказ по картинке, отвечать на вопросы, решать простейшие задачи, проверяется устный счёт, анализ слова, речь ребёнка‚связность, эмоциональность, чёткость, словарный запас), способность понимать вопрос и отвечать по существу, не отвлекаясь на постороннее, фонематический слух, логичность рассуждений; при выполнении практических заданий: сенсорное развитие, умение планировать свои действия. Наряду с этим выявляется исходный уровень первоначальных математических представлений, знание цифр, букв, умение читать, владение ножницами.

Существует очень много методик, по которым можно проверить готовность ребёнка к школе. Однако, какие бы методики не использовались для этого, ни в коем случае не следует заниматься натаскиванием детей перед беседой. Ребёнок обязательно выдаст ваши старания, и учитель или психолог очень легко определят, когда ребёнок просто зазубрил готовые ответы на вопросы. Помните, что в таком сложном деле, как воспитание, ничего не добиться одноразовым усилием. Только постоянная систематическая работа может дать хорошие результаты.

В последний год перед школой нужно постараться преодолеть все недоработки психологической подготовки ребёнка к обучению в школе. Внимательно наблюдайте, как ваш ребёнок играет со своими сверстниками, подумайте, умеет ли он подчиняться требованиям старших, умеет ли внимательно слушать, отвечать на вопросы, всегда ли доброжелательно относится к окружающим, и сделайте для себя правильные выводы.

 

И в заключении советуем вам подготовить вашего ребенка с заповедями первоклассника, написанными известным писателем и знатоком школы С.Соловейчиком:

  • Не отнимай чужого, но не отдавай своего;
  • Попросил – дай, пытаются отнять – старайся защититься;
  • Не дерись – без дела;
  • Сам ни к кому не приставай;
  • Зовут играть – иди, не зовут – попроси, это не стыдно;
  • Не играть – иди, не зовут – попроси, это не стыдно;
  • Не дразни, не конючь, не выпрашивай ничего. Никого два раза ни о чем не проси;
  • Из-за отметки не плачь, будь гордым. С учителем из-за отметки не спорь и на учителя за оценки не обижайся. Делай уроки, а какие будут отметки, такие и будут;
  • Не ябедничай за спиной у товарищей;
  • Не будь грязнулей, дети грязнуль не любят, не будь и чистюлей;
  • Почаще говори: давай дружить, давай играть;
  • И не выставляйся! Ты не лучше всех, ты не хуже всех, ты мой любимый, иди в школу, и пусть она тебе будет в радость, а я буду ждать и думать о тебе.

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к родительскому собранию на тему: "Психологическая готовность ребенка к школе".

Школьная готовность, компоненты школьной готовности, психологическая готовность....

Выступление на родительском собрании на тему: «Психологическая готовность ребенка к школе»

Что такое психологическая готовность к школе? Какие умения должны быть сформированы у ребенка дошкольника?...

Родительское собрание на тему: «Психологическая готовность ребенка к школе»

Под психологической готовностью к школьному обучению   понимается необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка для усвоения   школьной   прогр...

Выступление на общешкольном родительском собрании на тему: "Психологическая готовность ребенка к школе"

Цель выступления: создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребенка к школе. Задачи: Познакомить родителей с понятием школьная зрелость ребенка.  ...

Родительское собрание на тему: "Психологическая готовность ребенка к школе"

Родительское собрание  на тему: "Психологическая готовность ребенка к школе"...

Доклад на родительском собрании. Тема: Как подготовить ребенка к школе?

 Мнения о том, стоит ли готовить ребенка к школе, и как это делать, до сих пор расходятся. Сердобольные бабушки готовы ночи напролет  учить малыша читать, чтобы не переплачивать ...

Проект родительского собрания на тему: «Готов ли ребенок к школе»

Актуальность рассматриваемого вопроса рассматривается в целевых ориентирах ФГОС ДО на этапе завершения дошкольного детства. В ФГОС ДО говорится, что работа с родителями (законными представителями) дол...