Родительское собрание на тему: «Психологическая готовность ребенка к школе»
консультация по теме
Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка для усвоения школьной программы при определенных условиях обучения.
Психологическая готовность ребенка к школьному обучению – это один из важнейших итогов психологического развития в период дошкольного детства. эта информация очень будет полезна родителям и воспитателям детей старших и подготовительных групп.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
брошура | 181 КБ |
выступление | 18.4 КБ |
презентация | 2.75 МБ |
Предварительный просмотр:
Родительские заблуждения
Многие родители уверенны в том, что готовность к школе заключается в умении ребёнка читать, писать и считать. И мало кто из родителей догадывается, что, даже овладев этими умениями, ребёнок не обязательно будет хорошо учиться в школе.
Важно понять, что надо не обучать ребёнка тому, чему его будут учить в школе, а развивать его предпосылки к обучению.
Психологическая готовность к школе предполагает созревание трёх сфер:
- мотивационная сфера
- произвольная сфера
- интеллектуальная и речевая сферы
Мотивационная сфера отвечает за желание и стремление ребёнка посещать школу. Как известно, желание является движущей силой в достижении любых успехов. Поэтому важно, чтобы у ребёнка сформировалась так называемая внутренняя позиция школьника. Она проявляется в желании ребёнка пойти в школу с целью получения новых знаний, выполнять задания и получать за это хорошие оценки и похвалу учителя, иметь школьные принадлежности. Игровой интерес должен начать сменяться учебным, то есть игры должны стать менее приоритетными перед учёбой.
Произвольная сфера отвечает за способность ребёнка выполнять неинтересную для него деятельность, не отвлекаясь и подчиняться различным требованиям, коих очень много предъявляют к первокласснику. Для развития данной сферы используют игры с правилами, просят в точности перерисовать картинки.
Интеллектуальная и речевая сфера отвечают за то, на сколько Ваш ребёнок будет способен понимать и выполнять задания учителя. Мышление, восприятие, память, внимание ребёнка должны соответствовать возрастным нормам, чтобы в полной мере успешно освоить школьную программу. Формирование данных процессов в дошкольном возрасте происходит во время игры. Поэтому очень важно не пренебрегать совместными играми с ребёнком, предлагать ему их во всём разнообразии (подвижные, ролевые, режиссёрские).
Речевая сфера включает в себя словарный запас будущего первоклассника, умение различать гласные и согласные звуки, делить слова на слоги. Для развития этой сферы важным является чтение книг ребёнку, составление рассказов по сюжетным картинкам. Можно включить родительское воображение и придумать массу интересных заданий с использованием букв и звуков.
Что должен знать и уметь
будущий первоклассник
Внимание
- выполнять задание не отвлекаясь 15 минут
- находить 5-6 различий между предметами
- удерживать в поле зрения 8-10 предметов
- выполнять самостоятельно быстро и правильно задание по предложенному образцу
- копировать в точности узор или движение
Память
- запоминать 6-8 картинок и 6-8 слов
- рассказывать по памяти литературные произведения, стихи, содержание картины
- повторять в точности текст, состоящий из -4 предложений
Мышление
- определять последовательность событий
- собирать разрезную картинку из 9-10 частей
- находить и объяснять несоответствия в рисунках
- находить лишний предмет, объяснять свой выбор
Развитие речи
- правильно произносить все звуки
- определять место звука в слове
- использовать в речи сложные предложения
- составлять рассказы по сюжетным картинкам, из личного опыта состоящих из 6-7 предложений
- составлять предложение из 5-6 слов
- членить простые предложения на слова, делить слова на слоги
Развитие мелкой моторики
- свободно владеть карандашом и кистью при разных приёмах рисования
- штриховать и раскрашивать рисунки, не выходя за пределы контуров
- ориентироваться в тетради в клетку и в линейку
- передавать в рисунке точную форму предмета, пропорции, расположение частей
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 1 «Солнышко»
Психологическая готовность
ребёнка к школе
Предварительный просмотр:
Родительское собрание на тему:
«Психологическая готовность ребенка к школе».
Цель: формировать у родителей представление о понятии «психологическая готовность ребенка к школе»
Добрый день уважаемые родители! Меня зовут Галина Николаевна, я педагог-психолог. Сегодня с Вами мы поговорим о психологической готовности ребенка к школе. Но для начала давайте с вами будем знакомиться.
Упражнение «Знакомство»
Цель: создание позитивного группового взаимодействия между участниками, знакомство.
Материал: мяч.
Задание: родители, передавая по кругу мяч, называют свою фамилию, имя, отчество и имя своего ребенка.
Скоро ваши дети пойдут в школу. И каждый из Вас хотел бы, чтобы его ребенок был, как можно лучше подготовлен к школе.
По каким критериям можно определить готовность ребенка к школе? (родители отвечают, психолог записывает)
Готовите ли вы своих детей к школьному обучению? Как вы готовите детей к обучению? (ответы родителей).
Готовность к обучению – понятие комплексное и охватывает все сферы жизни ребенка. Выделяют такие виды готовности, как физическую, психологическую и специальную.
1. Физическая готовность определяется состоянием здоровья и уровнем развития всех систем организма.
2. Специальная готовность – умение писать, считать, читать.
3. Психологическая готовность - заключается в том, что у ребенка к моменту поступления в школу должны сформироваться психологические черты присущие школьнику.
Психологи делят готовность к школе на 4 вида:
- интеллектуальная;
- мотивационная;
- эмоционально-волевая;
- коммуникативная готовности.
Интеллектуальная готовность.
Определяется наличием знаний об окружающем мире, определенным уровнем развития познавательных процессов (памяти, внимания, мышления, воображения, восприятия), а также формированием учебно-важных качеств (умение слушать, выполнять действия под диктовку, самостоятельность при выполнении задания, произвольность, умение классифицировать, обобщать информацию).
К 6–7-и годам ребенок должен знать:
- название страны и ее столицы;
- имена и отчества своих родителей, информацию о местах их работы;
- времена года, их последовательность и основные признаки;
- названия месяцев, дней недели;
- свой адрес;
- основные виды деревьев и цветов;
- ему следует уметь различать домашних и диких животных.
Мотивационная готовность.
1.Подразумевает наличие у ребенка желания принять новую социальную роль — роль школьника.
С этой целью родителям необходимо объяснить своему ребенку, что дети ходят учиться для получения знаний, которые необходимы каждому человеку.
2.Следует давать ребенку только позитивную информацию о школе.
Часто встречаются дети, которые не хотят идти в школу категорично. Причиной негативного отношения к школе являются высказывания родителей, опыт обучения старших детей в школе и их впечатления. Такое отрицательное отношение к школе затрудняет включение ребенка в школьную жизнь.
3.Важно дать понять ребенку, что учеба — это обязанность каждого человека и от того, насколько он будет успешен в учении, зависит отношение к нему многих из окружающих ребенка людей.
Желание пойти в школу и желание учиться - это разные вещи. Ребенок может хотеть в школу потому что сверстники идут туда, потому что школьником быть лучше, чем дошкольником, потому что в школе не нужно спать и наконец потому что к школе он получит новый ранец, учебники, ручки, тетрадки. Однако это еще не значит, что дети осознали важность учебы. Просто они поняли, что статус школьника, гораздо выше статуса дошкольника.
У ребёнка высокая учебная мотивация, если он:
- хочет идти в школу
- понимает важность и необходимость учения
- проявляет выраженный интерес к получению новых знаний.
Эмоционально – волевая готовность.
Уровень развития произвольно – управляемого поведения.
Ребенок должен уметь длительное время сосредотачивать свое внимание на не всегда интересном материале, стремится к достижению цели, получению определенного результата, стремится преодолевать трудности, должен уметь контролировать свое поведение и эмоции во время урока ( в этом возрасте развиваются дисциплинированность, организованность и самоконтроль) - принцип «Не хочу, но надо» Как правило, произвольное поведение ребенка формируется к 6-7 годам.
Считается сформированной:
умеет ставить перед собой цель
намечает план действий
выполнить его, проявив определенные усилия
оценить результат своей деятельности
умение длительно выполнять не очень привлекательную работу.
Коммуникативная готовность.
Умение ребенка строить свои отношения со взрослыми и сверстниками, т.е. насколько легко ребенок входит в контакт, вызывают ли у него повышенную тревогу новые лица и необходимость общаться с ними. Этим определяется то, как ребенок впишется в новый коллектив.
Ребёнок не готов к школьному обучению, если он:
- настроен исключительно на игру;
- недостаточно самостоятелен;
- чрезмерно возбудим, импульсивен, неуправляем;
- не умеет сосредоточиться на задании, понять словесную инструкцию;
- мало знает об окружающем мире, не может сравнить предметы, не может назвать обобщающее слово для группы знакомых предметов и др.;
- имеет серьезные нарушения речевого развития;
- не умеет общаться со сверстниками;
- не хочет контактировать со взрослыми или наоборот, слишком развязан.
Рекомендации родителям для формирования школьной готовности:
- развивайте речь ребенка: читайте книги, обсуждайте прочитанное, учите ребенка задавать вопросы и отвечать на них;
- учите ребенка наблюдать за окружающим миром, выделять свойства и признаки предметов;
- беседуйте с ребенком о школе, рассказывайте о своих школьных годах, любимых учителях;
- следите, чтобы ребенок выполнял начатое дело до конца;
- развитию произвольности способствуют любые действия по заданному образцу: рисование узоров, конструирование из геометрических фигур, складывание из бумаги.;
- удовлетворяйте естественную потребность ребенка в общении (по возможности отвечайте на вопросы ребенка, включайте его в совместную деятельность, поощряйте его общение со сверстниками);
На уровень готовности малыша к школе следует обратить внимание не в августе, перед началом занятий, а гораздо раньше, чтобы успеть исправить недочеты и максимально подготовить чадо к новой жизни и новым нагрузкам. Если родители обнаружили проблемы, касающиеся психологической неготовности своего ребенка к учебе, следует обратиться к детскому психологу для индивидуальных консультаций. Специалист подтвердит/опровергнет родительские опасения, подскажет, что делать дальше, и, возможно, посоветует отложить учебу на год. Помните, развитие должно быть гармоничным! Если вам категорически заявляют, что малыш к школе не готов, есть смысл прислушаться.
- Что интересного и полезного вы узнали и взяли для себя на родительском собрании?
- Ваши пожелания?
Уважаемые родители, спасибо вам за внимание.
Подписи к слайдам:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №1 «СОЛНЫШКО»
Педагог-психолог Михайлова Г. Н.
Подразумевает наличие у ребенка желания принять новую социальную роль — роль школьника. С этой целью родителям необходимо объяснить своему ребенку, что дети ходят учиться для получения знаний, которые необходимы каждому человеку. Следует давать ребенку только позитивную информацию о школе. Важно дать понять ребенку, что учеба — это обязанность каждого человека и от того, насколько он будет успешен в учении, зависит отношение к нему многих из окружающих ребенка людей. У ребёнка высокая учебная мотивация, если он:хочет идти в школупонимает важность и необходимость ученияпроявляет выраженный интерес к получению новых знаний.
Считается сформированной: умение длительно выполнять не очень привлекательную работу. умение контролировать свое поведение и эмоции во время занятия умеет ставить перед собой цельнамечает план действий выполнить его, проявив определенные усилия оценить результат своей деятельности
Проявляется в умении ребенка подчинять свое поведение законам детских групп и нормам поведения, установленным в классе. Она предполагает способность включиться в детское сообщество, действовать совместно с другими ребятами, в случае необходимости уступать или отстаивать свою правоту, подчиняться или руководить.
Ребёнок не готов к школьному обучению, если он:
- настроен исключительно на игру;- недостаточно самостоятелен;- чрезмерно возбудим, импульсивен, неуправляем;- не умеет сосредоточиться на задании, понять словесную инструкцию;- мало знает об окружающем мире, не может сравнить предметы, не может назвать обобщающее слово для группы знакомых предметов и др.;- имеет серьезные нарушения речевого развития;- не умеет общаться со сверстниками;- не хочет контактировать со взрослыми или наоборот, слишком развязан.
Рекомендации родителям для формирования школьной готовности:
- развивайте речь ребенка: читайте книги, обсуждайте прочитанное, учите ребенка задавать вопросы и отвечать на них;- учите ребенка наблюдать за окружающим миром, выделять свойства и признаки предметов;- беседуйте с ребенком о школе, рассказывайте о своих школьных годах, любимых учителях;- развивать произвольность (действия по заданному образцу: рисование узоров, конструирование из геометрических фигур, складывание из бумаги);- удовлетворяйте естественную потребность ребенка в общении (по возможности отвечайте на вопросы ребенка, включайте его в совместную деятельность, поощряйте его общение со сверстниками);
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание на тему "Психологическая готовность ребёнка к школе"
Родительское собрание на тему "Психологическая готовность ребёнка к школе". Текст собрания был составлен мной, предполагается проведение такого собрания в подготовительных группах. Создана также...
Презентация к родительскому собранию на тему: "Психологическая готовность ребенка к школе".
Школьная готовность, компоненты школьной готовности, психологическая готовность....
Выступление на родительском собрании на тему: «Психологическая готовность ребенка к школе»
Что такое психологическая готовность к школе? Какие умения должны быть сформированы у ребенка дошкольника?...
Выступление на общешкольном родительском собрании на тему: "Психологическая готовность ребенка к школе"
Цель выступления: создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребенка к школе. Задачи: Познакомить родителей с понятием школьная зрелость ребенка. ...
Выступление на открытом родительском собрании на тему: "Психологическая готовность детей к школе"
Психологическая готовность детей к школе....
Родительское собрание на тему: "Психологическая готовность ребенка к школе"
Родительское собрание на тему: "Психологическая готовность ребенка к школе"...
Родительского собрания. «Что такое психологическая готовность ребенка к школе?»
laquo;Что такое психологическая готовность ребенка к школе?» с использованием технологии фасилитации, с помощью метода «Мировое кафе»...