Лексическая тема "Хлеб"
консультация (подготовительная группа) по теме

Филатова Ольга Борисовна

Тема: «Откуда хлеб пришел»

Родителям рекомендуется:

ü  

Задание 1. Дидактическая игра «Откуда хлеб пришел». (Взрослый задает вопрос, а ребенок отвечает.)

Откуда хлеб пришел? — Из магазина.

А в магазин как попал? — Из пекарни.

Что делают в пекарне? — Пекут хлеб.

Из чего? — Из муки.

Из чего мука?         Из зерна.

Откуда зерно?         Из колоса пшеницы.

Откуда пшеница? — Выросла в поле.

Кто ее посеял? – Колхозники

Задание 2. Отгадать загадку.

Вырос с поле дом, полон дом зерном.  (Колос)

Задание 3. Объяснить ребенку значение слов:

 выращивать, пахать, сеять, молотить, косить, убирать, жать, молоть, печь.

Задание 4. Составить рассказ по плану «Откуда - хлеб пришел».

Задание 5. Подобрать родственные слова к слову хлеб

                     (Хлебница, хлебный, хлебушек.)

Задание 6. Дидактическая игра «Подбери признак»: хлеб (какой?) — ... булка (какая?) — … .

Задание 7. Составить предложение из слов.

                       Хлеб, печь, мука, из.

Задание 8. Изменить слово хлеб в контексте предложения (упражнение в падежном и предложном согласовании).

Я знаю пословицу о ...  . Мама купила пшеничный.. .Дети едят суп  с … .Ваня пошел в магазин за.... Я не люблю есть суп без… .           У меня дома нет … .

Задание 9. На какую из геометрических форм похожи хлебобулочные изделия?

Хлеб, батон, круглый хлеб, пирог (овал, прямоугольник, круг).

                                     

Задание 10. Выложить из спичек фигурку :

Мельница крыльями машет вдали.

 Будет мука, чтоб пирог испекли.

Задание 11. Отгадать загадки.

  Без рук, без ног, а в гору лезет.  (Тесто)

                        Отгадать легко и быстро:

                        Мягкий, пышный и душистый.

                        Он и черный, он и белый,

                               А бывает подгорелый. (Хлеб)

Задание 12. Выучить стихотворение.

Хлеб ржаной, батоны, булки

не добудешь на прогулке.

 Люди хлеб в полях лелеют,

сил для хлеба не жалеют.

(Объяснить ребенку выражение «Люди хлеб в полях лелеют»).

 

 

 

 

Лексическая тема «Откуда хлеб  пришел?» 

1.     Игра. «Какой? Какая?»

булка  – 

хлеб  - 

пирог -  

2.    Игра «Скажи ласково» :

булка – булочка

колос –

зерно –

хлеб –

сухарь –

пряник –

3. Нарисовать  (приклеить) картинки с изображением хлебобулочных изделий.                                                                                                     

4.  Игровое упражнение

- квас из хлеба  какой? -  хлебный

- каша из пшеницы какая? –

- хлеб из ржи какой? –

 

 

 

 

 

5.  Игра «Один и много» :

батон-батоны

комбайн –

булка –

крошка-

зерно-

колос-

6. Игра «Есть-нет»:

батон – нет (чего?) батона

булка-

колос-

зерно-

комбайн-

мельница-

крошка –

7. Закрепить: 

Хлеб ржаной, батоны, булки

Не добудешь на прогулке.

Люди хлеб в полях лелеют,

Сил для хлеба не жалеют.

 

Поручения:

 

·        Оформите рецепт своей семейной выпечки с фотографией для книги рецептов в группе.

 

·        Организуйте выставку хлебобулочных изделий, приготовленных своими руками с последующим чаепитием в группе.

 

·       Рецепт солёного теста для лепки с детьми:

Нам потребуется 500 г пшеничной муки, лучше, конечно, взять муку высшего сорта, 200 мл холодной воды, и 200 г соли самого мелкого помола.

Тесто, приготовленное по этому рецепту очень удобно тем, что все входящие в тесто компоненты – съедобны. Поэтому, даже если ваш маленький творец решит попробовать свое изделие на вкус – можно не переживать.

А как замесить тесто для лепки?

Не думайте, что если вы теперь знаете состав теста для лепки, то этого достаточно для дальнейшей работы. Необходимо ещё знать, как замесить тесто для лепки. Правильность замеса теста играет также очень важную роль в его качестве.

Сначала, в посуду, в которой вы будете месить тесто, нужно насыпать соль, потом залить ее водой и размешать до полного растворения соли. Только потом, постоянно помешивая, нужно добавить муку. Месить такое тесто нужно до тех пор, пока оно не станет мягким и эластичным. Тесто не должно приставать к рукам.

 

После замеса теста можно приступать к самому приятному – лепке. Причем из этого материала можно лепить все, что душа пожелает, от простых незамысловатых фигурок, до статуэток и, даже, картин.

После окончания работы, ей нужно дать высохнуть, но лучше, конечно, поместить ее в духовку для обжига. После этой стадии можно приступать к творческому процессу – раскраске работы. Некоторые мастера, правда, предпочитают сразу лепить из разноцветного теста. Для того чтобы придать тесту необходимый цвет можно использовать и пищевые красители, и обычную гуашь, которая добавляется прямо в процессе замешивания теста.

 

 

Немного истории

Ученые утверждают, что возраст хлеба — больше 15 тысяч лет. Кто и где впервые выпек его, неизвестно. Но в одном из музеев Цюриха хра­нится найденная на дне осушенного озера буханка, которую вынули из печи… 6 тысяч лет назад! Тысячеле­тием позже на стене усыпальницы египетского фараона художник нари­совал весь процесс изготовления хлеба, начиная со сбора зерна и его помола.

От египтян искусство приготовле­ния «кислого» хлеба из дрожжевого теста перешло к грекам и римлянам. В античных государствах уже появи­лись довольно большие пекарни, в которых выпекался хлеб нескольких сортов. В Риме до наших дней со­хранился 13-метровый монумент в честь одного из тогдашних мастеров хлебопечения Марка Вергилия Эврисака, чьи пекарни снабжали хлебом едва ли не весь Вечный город. Знат­ным римлянам хлеб по утрам дос­тавлялся прямо на дом, а простолюдины к определенному часу сами приходили в лавки. Интересно, что у древних римлян не существовало по­нятие «вчерашний хлеб»: все, что не реализовалось в течение дня, вече­ром отдавалось рабам и животным.

Кстати, во времена античности родился и любопытный обычай под названием «менса гратуите» — «да­ровые хлеба», которые бесплатно раздавались бедноте из государст­венных пекарен. В средние века так стали поступать и в некоторых евро­пейских государствах, но не каждый день, а в случае стихийных бедствий или больших празднеств и торжеств.

В России к «менса гратуите» при­шлось прибегнуть Борису Годунову во время великого голода в 1601 го­ду. Через пять лет бесплатную раз­дачу хлеба устроил Лжедмитрий I в связи со своей коронацией в Москве. Спустя сто лет Петр I ввел «менса гратуите» для рабочих, строивших Петербург: ежедневно в 4 часа утра они получали полтора фунта (613 г) хлеба на человека. Это воспринима­лось как щедрая царская милость.

На Руси отношение к хлебу все­гда было очень уважительное. Если кусок хлеба случайно роняли наземь, его тут же поднимали и просили про­щения — целовали. Бытовало пове­рье, будто краюха, выпеченная в Страстную пятницу, отгоняет злых духов. Для этого ее подвешивали на веревке к потолку избы. Кроме того, считалось, что она излечивает от многих болезней, если ее искрошить в чашку со святой водой и съесть.

Это отношение к хлебу отрази­лось и во многих старинных послови­цах. Например: «Хлеб — батюшка-кормилец», «Хлеб на столе — и стол престол, а хлеба ни куска — и стол доска», «Без хлеба и у воды худо жить».  О бездельнике же говорили, что он «бьет баклуши и даже на хлеб себе заработать не может» и что «мужик без хлеба не крестьянин».

Поскольку в старину хлеб был не просто важнейшим продуктом повсе­дневного рациона, а, по сути дела, ос­новой жизни, власти строго следили за его качеством. В городах Москов­ского княжества на рынках и торжках дежурили специальные хлебные при­ставы, в обязанность которым вме­нялся контроль за правильностью веса, соблюдением цен, а«наипа­че должны они были… крепко смот­реть, чтобы хлеба ситные и решетча­тые, калачи тертые и коврижечные были пропеченными и в них гущи и подмесу никакого не было отнюдь». Виновные в нарушениях тогдашнего ГОСТа и правил торговли подверга­лись наказаниям, в том числе телес­ным, на глазах пострадавших покупа­телей.

Столь суровые меры способство­вали поддержанию высокого качест­ва русского хлеба на протяжении ве­ков. Даже «походные» караваи из ржаной муки, выпекавшиеся для сол­дат действующей армии, всегда от­личались отменным вкусом, хотя по­рой бывали гигантских размеров — с телегу. Они не черствели в тече­ние нескольких дней, пока их везли вслед за войсками. Для этого хлеб клали в душистое свежее сено и «пе­ленали» в холсты. Иностранцы, кото­рым доводилось пробовать солдат­ские караваи, удивлялись тому, что мякиш у них всегда был хорошо пропеченным, независимо от разме­ров.

Подготовила: Филатова О.Б.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hleb.docx469.25 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Откуда хлеб пришел»

Родителям рекомендуется:

  

Задание 1. Дидактическая игра «Откуда хлеб пришел». (Взрослый задает вопрос, а ребенок отвечает.)

Откуда хлеб пришел? — Из магазина.

А в магазин как попал? — Из пекарни.

Что делают в пекарне? — Пекут хлеб.

Из чего? — Из муки.

Из чего мука?         Из зерна.

Откуда зерно?         Из колоса пшеницы.

Откуда пшеница? — Выросла в поле.

Кто ее посеял? – Колхозники

Задание 2. Отгадать загадку.

Вырос с поле дом, полон дом зерном.  (Колос)

Задание 3. Объяснить ребенку значение слов:

 выращивать, пахать, сеять, молотить, косить, убирать, жать, молоть, печь.

Задание 4. Составить рассказ по плану «Откуда - хлеб пришел».

Задание 5. Подобрать родственные слова к слову хлеб

                     (Хлебница, хлебный, хлебушек.)

Задание 6. Дидактическая игра «Подбери признак»: хлеб (какой?) — ... булка (какая?) — … .

Задание 7. Составить предложение из слов.

                       Хлеб, печь, мука, из.

Задание 8. Изменить слово хлеб в контексте предложения (упражнение в падежном и предложном согласовании).

Я знаю пословицу о ...  . Мама купила пшеничный.. .Дети едят суп  с … .Ваня пошел в магазин за.... Я не люблю есть суп без… .           У меня дома нет … .

Задание 9. На какую из геометрических форм похожи хлебобулочные изделия?

Хлеб, батон, круглый хлеб, пирог (овал, прямоугольник, круг).

                                    

Задание 10. Выложить из спичек фигурку :

Мельница крыльями машет вдали.

 Будет мука, чтоб пирог испекли.

Задание 11. Отгадать загадки.

  Без рук, без ног, а в гору лезет.  (Тесто)

                        Отгадать легко и быстро:

                        Мягкий, пышный и душистый.

                        Он и черный, он и белый,

                               А бывает подгорелый. (Хлеб)

Задание 12. Выучить стихотворение.

Хлеб ржаной, батоны, булки

не добудешь на прогулке.

 Люди хлеб в полях лелеют,

сил для хлеба не жалеют.

(Объяснить ребенку выражение «Люди хлеб в полях лелеют»).

C:\Users\миша\Desktop\7(33).jpg

Лексическая тема «Откуда хлеб  пришел?» 

  1.  Игра. «Какой? Какая?»

булка  – 

хлеб  - 

пирог -  

  1. Игра «Скажи ласково» : 

булка – булочка

колос –

зерно –

хлеб –

сухарь –

пряник –

3. Нарисовать  (приклеить) картинки с изображением хлебобулочных изделий.                                                                                                     

4.  Игровое упражнение

- квас из хлеба  какой? -  хлебный

- каша из пшеницы какая? –

- хлеб из ржи какой? –

5.  Игра «Один и много» : 

батон-батоны

комбайн –

булка –

крошка-

зерно-

колос-

6Игра «Есть-нет»

батон – нет (чего?) батона

булка-

колос-

зерно-

комбайн-

мельница-

крошка –

7. Закрепить: 

Хлеб ржаной, батоны, булки

Не добудешь на прогулке.

Люди хлеб в полях лелеют,

Сил для хлеба не жалеют.


Хлеб – всему голова.

(домашнее задание)

  1. Раскрась картинку.

C:\Users\миша\Desktop\36-1.jpg

  1. Нарисуй любимое хлебобулочное изделие.

3.Найди начало и конец пословиц, соедини стрелочками.

Нету хлеба ни куска,                                поешь хлеба в охоту.

Не трудиться —                             а голодный думает о хлебе.

Плох обед,                                       заберёт и в горнице тоска

Пот на спине —                                                  половина обеда.

Работай до поту,                                                  коли хлеба нет.

Сытый считает звёзды в небе,                  хлеба не добиться.

У кого хлеб родится,                         ни во что и труды наши.

Хлеб да вода —                            а хлебец ржаной — отец  наш родной.

Хоть по-старому, хоть по-новому,              богатырская еда.

Без соли, без хлеба —                                              везде тоска.

Без хлеба и без каши                              а голодному — калач.

Без хлеба куска                                          тот всегда веселится.

 Больному помогает врач,                        так и хлеб на столе.

Гречневая каша — матушка наша,               а без хлеба ни прожить.

  1. Отгадай загадки:

C:\Users\миша\Desktop\img25.jpg

Поручения:

C:\Users\миша\Desktop\0020-020-Domashnee-zadanie.jpg

  • Оформите рецепт своей семейной выпечки с фотографией для книги рецептов в группе.

  • Организуйте выставку хлебобулочных изделий, приготовленных своими руками с последующим чаепитием в группе.

  • Рецепт солёного теста для лепки с детьми:

Нам потребуется 500 г пшеничной муки, лучше, конечно, взять муку высшего сорта, 200 мл холодной воды, и 200 г соли самого мелкого помола.

Тесто, приготовленное по этому рецепту очень удобно тем, что все входящие в тесто компоненты – съедобны. Поэтому, даже если ваш маленький творец решит попробовать свое изделие на вкус – можно не переживать.

А как замесить тесто для лепки?

Не думайте, что если вы теперь знаете состав теста для лепки, то этого достаточно для дальнейшей работы. Необходимо ещё знать, как замесить тесто для лепки. Правильность замеса теста играет также очень важную роль в его качестве.

Сначала, в посуду, в которой вы будете месить тесто, нужно насыпать соль, потом залить ее водой и размешать до полного растворения соли. Только потом, постоянно помешивая, нужно добавить муку. Месить такое тесто нужно до тех пор, пока оно не станет мягким и эластичным. Тесто не должно приставать к рукам.

Как замесить тесто для лепки

После замеса теста можно приступать к самому приятному – лепке. Причем из этого материала можно лепить все, что душа пожелает, от простых незамысловатых фигурок, до статуэток и, даже, картин.

После окончания работы, ей нужно дать высохнуть, но лучше, конечно, поместить ее в духовку для обжига. После этой стадии можно приступать к творческому процессу – раскраске работы. Некоторые мастера, правда, предпочитают сразу лепить из разноцветного теста. Для того чтобы придать тесту необходимый цвет можно использовать и пищевые красители, и обычную гуашь, которая добавляется прямо в процессе замешивания теста.

C:\Users\миша\Desktop\creation_700_3015.jpg

Немного истории

Ученые утверждают, что возраст хлеба — больше 15 тысяч лет. Кто и где впервые выпек его, неизвестно. Но в одном из музеев Цюриха хранится найденная на дне осушенного озера буханка, которую вынули из печи… 6 тысяч лет назад! Тысячелетием позже на стене усыпальницы египетского фараона художник нарисовал весь процесс изготовления хлеба, начиная со сбора зерна и его помола.

От египтян искусство приготовления «кислого» хлеба из дрожжевого теста перешло к грекам и римлянам. В античных государствах уже появились довольно большие пекарни, в которых выпекался хлеб нескольких сортов. В Риме до наших дней сохранился 13-метровый монумент в честь одного из тогдашних мастеров хлебопечения Марка Вергилия Эврисака, чьи пекарни снабжали хлебом едва ли не весь Вечный город. Знатным римлянам хлеб по утрам доставлялся прямо на дом, а простолюдины к определенному часу сами приходили в лавки. Интересно, что у древних римлян не существовало понятие «вчерашний хлеб»: все, что не реализовалось в течение дня, вечером отдавалось рабам и животным.

Кстати, во времена античности родился и любопытный обычай под названием «менса гратуите» — «даровые хлеба», которые бесплатно раздавались бедноте из государственных пекарен. В средние века так стали поступать и в некоторых европейских государствах, но не каждый день, а в случае стихийных бедствий или больших празднеств и торжеств.

В России к «менса гратуите» пришлось прибегнуть Борису Годунову во время великого голода в 1601 году. Через пять лет бесплатную раздачу хлеба устроил Лжедмитрий I в связи со своей коронацией в Москве. Спустя сто лет Петр I ввел «менса гратуите» для рабочих, строивших Петербург: ежедневно в 4 часа утра они получали полтора фунта (613 г) хлеба на человека. Это воспринималось как щедрая царская милость.

На Руси отношение к хлебу всегда было очень уважительное. Если кусок хлеба случайно роняли наземь, его тут же поднимали и просили прощения — целовали. Бытовало поверье, будто краюха, выпеченная в Страстную пятницу, отгоняет злых духов. Для этого ее подвешивали на веревке к потолку избы. Кроме того, считалось, что она излечивает от многих болезней, если ее искрошить в чашку со святой водой и съесть.

Это отношение к хлебу отразилось и во многих старинных пословицах. Например: «Хлеб — батюшка-кормилец», «Хлеб на столе — и стол престол, а хлеба ни куска — и стол доска», «Без хлеба и у воды худо жить».  О бездельнике же говорили, что он «бьет баклуши и даже на хлеб себе заработать не может» и что «мужик без хлеба не крестьянин».

Поскольку в старину хлеб был не просто важнейшим продуктом повседневного рациона, а, по сути дела, основой жизни, власти строго следили за его качеством. В городах Московского княжества на рынках и торжках дежурили специальные хлебные приставы, в обязанность которым вменялся контроль за правильностью веса, соблюдением цен, а«наипаче должны они были… крепко смотреть, чтобы хлеба ситные и решетчатые, калачи тертые и коврижечные были пропеченными и в них гущи и подмесу никакого не было отнюдь». Виновные в нарушениях тогдашнего ГОСТа и правил торговли подвергались наказаниям, в том числе телесным, на глазах пострадавших покупателей.

Столь суровые меры способствовали поддержанию высокого качества русского хлеба на протяжении веков. Даже «походные» караваи из ржаной муки, выпекавшиеся для солдат действующей армии, всегда отличались отменным вкусом, хотя порой бывали гигантских размеров — с телегу. Они не черствели в течение нескольких дней, пока их везли вслед за войсками. Для этого хлеб клали в душистое свежее сено и «пеленали» в холсты. Иностранцы, которым доводилось пробовать солдатские караваи, удивлялись тому, что мякиш у них всегда был хорошо пропеченным, независимо от размеров.

C:\Users\миша\Desktop\d4ed49fe60.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Картотека пальчиковых игр по лексической теме «Времена года». Лексическая тема «Осень»

Пальчиковые игры по теме "Времена года". Разбиты по разделам: Осень, Зима, Весна, Лето...

НОД по развитию речи для детей 5-6 лет. Лексическая тема «Транспорт» (конспект занятия) НОД по развитию речи для детей 5-6 лет. Лексическая тема «Транспорт» (конспект занятия)

НОД  по развитию речи для детей 5 – 6  лет.Лексическая тема «Транспорт» Цель: расширение  и активизация словарного запаса.Задачи:Коррекционно-образовательные:1.Закреплять сло...

Тематическое планирование лексических тем. Логопедические пятиминутки. Материалы по лексическим темам для сайта.

        В этом учебном году, 2015-2016, мы решили в разновозрастной  логопедической группе взять за основу программу Н.Нищевой.  Программа хорошо проработана, по н...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ТЕМА:ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН «КАК ПОМОЧЬ ПТИЦАМ ЗИМОЙ» ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ

Коррекционно-образовательные цели: формирование лексико-семантической готовности к составлению рассказа по серии сюжетных картин. Уточнение, расширение и активизация словаря по лексической теме «Зимую...