Игрушка в обучении и воспитании ребёнка
статья (старшая группа) на тему

Пржиалковская Галина Анатольевна
Игра — работа для ребенка Как_то мой трехлетний внук, сидя у меня в кабинете на ковре и складывая одну в другую чашки разной величины, глубокомысленно произнес: «Папа работает, мама работает, бабуля тоже работает… а моя работа — играть!» Золотые, что называется, слова! Игра — действительно нелегкая работа, это нужно понимать, учитывая возможности малыша. Ведь, оказывается, очень сложно посадить мишку, чтобы он не падал, или ровно поставить четыре кубика друг на друга. Кубики падают, разлетаясь в разные стороны, пальчики не слушаются, но ребенок снова и снова строит башню, хотя никто не просит и не заставляет его это делать. Почему? Наверное потому же, почему не может не писать стихи поэт, или не рисовать картины живописец, не мастерить кропотливо микромодель изобретатель, даже если никто не вознаграждает их за труд. Свое дело всегда в радость. Сколько терпения, упорства и настоящего творчества в детской игре!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igrushka_statya.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                          Пржиалковская Г.А ., воспитатель

                                                           ГБДОУ детский сад  №34 Приморского района

                                                                                                           Санкт-Петербурга                             

         Игрушка в обучении и воспитании ребёнка

Игрушка — дело серьезное

Игра — работа для ребенка

Как_то мой трехлетний внук, сидя у меня в кабинете на ковре и складывая одну в другую чашки разной величины, глубокомысленно произнес: «Папа работает, мама работает, бабуля тоже работает… а моя работа — играть!» Золотые, что называется, слова! Игра — действительно нелегкая работа, это нужно понимать, учитывая возможности малыша. Ведь, оказывается, очень сложно посадить мишку, чтобы он не падал, или ровно поставить четыре кубика друг на друга. Кубики падают, разлетаясь в разные стороны, пальчики не слушаются, но ребенок снова и снова строит башню, хотя никто не просит и не заставляет его это делать. Почему? Наверное потому же, почему не может не писать стихи поэт, или не рисовать картины живописец, не мастерить кропотливо микромодель изобретатель, даже если никто не вознаграждает их за труд. Свое дело всегда в радость. Сколько терпения, упорства и настоящего творчества в детской игре!

Как-то Нильсу Бору — знаменитому физику — известный французский психолог Жан Пиаже рассказал об одной детской игре. Нильсушка, так любовно называли великого ученого близкие и друзья, воскликнул: «Как интересно и не менее сложно, чем строение атомного ядра!»

Сознанию взрослого трудно преодолеть стереотип тривиальности во взглядах на игру, игрушку и вообще на ребенка— мал еще! Так сложилось издревле. В то же время если внимательно посмотреть на историю воспитания детей в любой культуре, и в русской прежде всего, то нельзя не заметить серьезного отношения к игре и игрушке как средствам воспитания и выражения любви к ребенку. Современное же отношение к игрушкам и играм строится на парадоксальном сочетании внимания и пренебрежения.

Зачем нужны игра и игрушка

Во_первых, игра — это школа произвольного поведения (Д.Б. Эльконин). Заставьте ребенка стоять по стойке «смирно», он не простоит и двух секунд. Но если это действие включить в игровой контекст, цель с успехом будет достигнута. Вспомните старинную припевку: «Море волнуется — раз, море волнуется — два, море волнуется — три. Замри!» Ведь замирают же и стоят, даже самые непоседливые мальчики и девочки, даже на одной ножке!

Во-вторых, игра — школа морали в действии (А.Н. Леонтьев). Можно сколь угодно долго объяснять ребенку «что такое хорошо и что такое плохо», но лишь сказка и игра способны через эмоциональное сопереживание, через постановку себя на место другого научить его действовать и поступать в соответствии с нравственными требованиями, по заповедям милосердия. Психологические исследования показали: если «недругов» включить в игровое взаимодействие, в котором они вынуждены работать сообща, заботясь друг о друге, взаимная неприязнь вскоре улетучится, и наоборот — для друзей, оказавшихся игровыми соперниками, соревновательный азарт и желание выиграть часто оказываются сильнее дружбы.

В-третьих, игра — ведущая деятельность в дошкольном возрасте, определяющая развитие интеллектуальных, физических и моральных сил ребенка, а главное — «воспитание чувств» к другим людям, взрослым и сверстникам (А.В. Запорожец).

По мнению большого ученого-психолога протоиерея Василия Зеньковского, «игра — свободное творчество, важнейшее проявление эстетического начала в человеке», средство проникновения в сферу смыслов, постижения единства мира и его Творца.

С помощью игры становится эффективнее обучение ребенка и приятнее его воспитание. Игра — современное средство диагностики психического состояния ребенка, его личностного развития, но это и превосходный метод коррекции тех или иных дефектов, недостатков, отставания в развитии. Одним из самых молодых психологических методов является игровая психотерапия.

Словом, игра — дело серьезное.

Что такое игрушка в жизни ребенка

Игрушка — очень древнее изобретение человечества. Уже в погребениях эпохи палеолита были обнаружены куклы, мячики, коньки. Странно подумать, что какой-нибудь глиняной свистульке, купленной на базаре у кустаря, или деревянному волчку как человеческим изобретениям — на самом деле тысячи и тысячи лет.

Находки археологов подтверждают, что в куклы дети играли еще в доисторические времена, а уменьшенные копии животных и птиц сопровождали любого ребенка на всем пути истории и во всех культурах (Современные путешественники-исследователи свидетельствуют, что у африканских детей практически нет игрушек, если не считать неизменного колеса (обруча), которое с помощью изогнутой проволоки гоняют мальчишки всего мира, и какого-то подобия кукол из тряпочек, початков кукурузы и другого подручного материала, которые «нянчат» маленькие африканочки. Не исключено, что это лишь на первый взгляд, поскольку игрушками могут быть незаметные предметы типа палочек, листьев, камней и пр.)

Игрушка не только сопровождение игры, но и средство обучения, развлечения и даже лечения. Игрушка всегда выполняла и выполняет, помимо прочих, и психотерапевтическую функцию — помогает ребенку овладеть собственными желаниями, страхами. Такие игрушки, как пра вило, не сохраняются, поскольку внешне они не похожи на изделия человеческих рук или не соответствуют представлениям об игрушке. Обычно они находятся, выбираются самим ребенком как предметы-функционеры, отвечающие определенным, часто неосознанным его потребностям. Какая-нибудь коряга, камушек, ракушка или гвоздик, тряпочка, птичье перо наделяются особыми свойствами, переживаниями и смыслами. Мы часто обнаруживаем подобный «мусор», когда пытаемся навести порядок в детском уголке или вывернуть карманы для стирки детской одежды и всякий раз сталкиваемся с протестами и просьбами ребенка не выбрасывать «это». Может быть, все же лучше камушек, чем трансформер, или ракушка, чем монстр?

Игра и игрушка, по мнению ученых, — важнейшие составляющие любой культуры. Какова культура, таковы и игрушки. Игрушка — инструмент, орудие культуры. Посредством ее в особой «свернутой» форме передается как состояние современного общества, так и направление его развития, движения: к жизни или смерти, процветанию или деградации, к взаимопониманию или отчуждению. С помощью игрушки ребенку передается сама суть человеческих отношений и представления культуры о мироустройстве.

Игра и игрушка — специфическое средство информационного воздействия, поскольку в них зафиксированы все основные тенденции влияния на сознание и поведение человека, способы и средства его воспитания. В Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации» дано определение информации: «…информация — сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления». В соответствии с этим игрушка, безусловно, — особая форма информации и, прежде всего, для ребенка.

СМИ сегодня построены на принципах игры, а игры — на принципах СМИ. Чем не игрушки современные газеты с бесчисленными играми — сканвордами, кроссвордами, чайнвордами? Чем не средство массовой информации, скажем, кукла Барби, ежегодно выходящая миллионами «экземпляров»? А сколько игр на телевидении! Рекламные теле-образы — это своеобразные игрушки, воплощающие «идеальные модели жизни» третьего тысячелетия: жизни без Бога, но с множеством кумиров и слоганов типа: безбожественной красоты (рекламы волос, кожи, ресниц, ног, цвета лица и пр. — «Ведь вы этого достойны»), могущества (посредством электроприборов, автомобилей, телефонов и пр. — «Управляй мечтой»), безблагодатной любви (к бритвам, к супам «Магги», к йогуртам — «И пусть весь мир подождет»).

На нас, взрослых, лежит ответственность за содержание информации, распространяемой игрушкой.

Игрушка — агент национальной информационной безопасности. Звучит курьезно. Однако если вспомнить нашу некогда популярную телепередачу «Куклы» с персонажами политических деятелей от президента страны до олигарха, аналоги которой существуют во многих странах, задумаешься всерьез. Кстати, в советской России была кукла — точная копия тогдашнего министра просвещения, сподвижника Ленина — Луначарского, о чем свидетельствуют документы музея игрушки.

Оказывается, кукла может быть предметом политики, или, как иногда говорят, политическим фигурантом. В США, к примеру, недавно разразился скандал: мастер изготовил куклу террориста Бен Ладена, которая прекрасно распродавалась в магазинах. Юным американцам чрезвычайно понравилась новая игрушка злодея. Тогда для равновесия изготовили куклу героя — с чертами президента Буша. Бизнес оказался выгодным, и эта кукла продавалась хорошо. Однако кукольнику позвонили из Белого дома и сделали строгий выговор, обвинив в антипатриотизме и подрыве национальной безопасности США. В ответ тот сумел убедить, что игрушки формируют адекватное отношение юных американцев к президенту и могут повлиять на будущую избирательную кампанию. Подумав, с находчивым кукольником согласились.

Игрушка — образ идеальной жизни, идеального мира. Она воплощает в себе представления о добре, подлинном или мнимом. Подлинная игрушка утверждает добро и собой полагает различение добра и зла. Например, мячик символизирует совершенную форму шара — Солнца или сферу Земли. Пирамидка — иерархическое мироустроение. В храмах на иконостасах иногда изображаются ангелы во весь рост, держащие в руках прозрачную сферу — образ совершенства и гармонии, похожую на детский мячик или радужный мыльный пузырь. Так по крайней мере эти изображения воспринимают дети.

Если в традиционной народной игрушке явлена простодушная любовь взрослого к ребенку, признание его права на особое игровое пространство, то в современном секуляризированном сознании с его темной демонической духовностью игрушка воистину способна порождать чудовищ в душе маленького человека. Современная промышленная игрушка зачастую формирует и фиксирует в человеке (и, прежде всего, в ребенке) расслабленность воли, индифферентность чувств, непытливость ума, потребительство. Кроме того, игрушка — особое психологическое средство овладения собственным поведением. Страх темноты, например, может быть преодолен ребенком с помощью деревянного меча — орудия преодоления. А застенчивость уступит место доброжелательному общению при помощи перчаточной куклы — доброго медвежонка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Роль игрушки в воспитании ребёнка."

Значение игрушки  в разные периоды...

Лепка - каково её значение для обучения и воспитания ребёнка?

Консультация для родителей и педагогов ДОУ...

Семейный клуб "Трудности в развитии, обучении и воспитании детей 5-8 лет: развитие речи" в рамках проекта "Ресурсная школа" "Как помочь ребёнку преодолеть трудности в обучении".

Памятка для родителей: что необходимо знать и делать, чтобы помочь своему ребенку преодолеть проблемы в нарушении речи...

"Роль народной игрушки в воспитании ребёнка"

Материал данной консультации ещё и ещё раз напоминает родителям о всей важности народной игрушки в воспитании ребёнка....

"Роль народной игрушки в воспитании ребёнка"

Материал данной консультации ещё и ещё раз напоминает родителям о всей важности народной игрушки в воспитании ребёнка....

Условия обучения и воспитания ребёнка с косоглазием

Раньше считали, что зрение у детей со зрительными нарушениями разви­вается и без тренировки настолько, насколько оно может развиться у данного ребенка. Теперь, однако, известно, что зрение - это ф...

Семинар-практикум для родителей по теме "Роль игрушки в развитии и воспитании ребёнка дошкольного возраста» 2016 год. Подготовила воспитатель: Доронина Н.А.

Цель:   повысить уровень педагогической культуры родителейЗадачи:ØДать родителям знания о значении игрушки в развитии и...