«Преемственность ДОУ и школы в вопросах обучения детей родному языку»
консультация на тему

Бикмухаметова Ляйсан Шайхнуровна

Выступление на тему «Преемственность ДОУ и школы в вопросах обучения детей родному языку»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на тему «Преемственность ДОУ и школы в вопросах обучения детей родному языку»

Преемственность -  одно из условий непрерывного образования ребёнка и определяется степенью его готовности самостоятельно добывать и применять знания. Преемственность — объективная необходимая связь между новым и старым в процессе развития. Непрерывность образования понимается нами как обеспечение этой необходимой связи в процессе, как согласованность и перспективность всех компонентов системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) на каждой ступени образования. Таким образом, преемственность — это не только подготовка к новому, но и сохранение и развитие необходимого и целесообразного старого, связь между новым и старым как основа поступательного развития.

Ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью, — любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка и др. Знания, умения и навыки рассматриваются в системе непрерывного образования как важнейшие средства развития ребенка.

Проблема преемственности всегда была в центре внимания отечественной психолого-педагогической науки (Б.Г.Ананьев, Ш.И.Ганелин, С.П. Годник, В.В.Давыдов, В.Т.Кудрявцев, А.А. Люблинская, М.Р.Львов и др.) Необходимость преемственности между детским садом и школой усиливается в еще большей мере в связи со значительно возросшей ролью общественного дошкольного воспитания в нашей стране. Дошкольное воспитание — первое звено единой системы народного образования.    Преемственность с точки зрения детского сада – это ориентация на требования школы, формирование тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения в школе.

Преемственность детского сада и школы предусматривает, с одной стороны, передачу детей в школу с таким уровнем общего развития и воспитанности, который отвечает требованиям школьного обучения, с другой — опору школы на знания, умения, качества, которые уже приобретены дошкольниками, активное использование их для дальнейшего всестороннего развития учащихся. Работники дошкольных учреждений должны хорошо знать требования, которые предъявляются детям в I классе, и в соответствии с ними готовить старших дошкольников к систематическому учению.

Деятельностный подход к обучению языку, оговоренный в программах , предусматривает, что субъектом деятельности является ребенок, открывает для себя знания через размышления , предсказания , делает ошибки , устанавливает истину , то есть преодолевает трудности , самоутверждается и от этого получает удовольствие победы. Ведущие виды деятельности в дошкольного и школьном возрасте разные, поэтому особенно важно в этом аспекте реализовать преемственность смежных этапов развития ребенка. Психолого - педагогическими исследованиями доказано, что игровая деятельность , присущая детям дошкольного возраста , и учебная не является абсолютно обособленными явлениями. Именно в игре развивается генетическая обучаемость, ребенок овладевает универсальными элементами учебной деятельности (восприятие задачи, соблюдение правила, отбор способов решения задачи, умение наблюдать, запоминать и воспроизводить, объяснять, сопоставлять и находить ошибку, оценивать и т.п.). Теория и практика дошкольной дидактики приоритет в обучении языку оказывают игровым методам и приемам:  Наиболее эффективным методом формирования у дошкольников знаний грамматического стороны речи являются дидактические игры.  Ведущим методом словарной работы являются дидактические игры с игрушками, картинками, предметами и словесные дидактические игры. Чтобы научить детей диалогической речи, используют тематические игровые речевые ситуации, построенные на диалоге. Развивать монологическая речь помогают дидактические игры с предметами, картинкам, словесные дидактические игры. Переход на школьное обучение с 6-летнего возраста обусловлено высоким развитием психолого - педагогической науки и вовсе не означает, что ребенок должен " перепрыгнуть" через какой-то этап своего развития или коренным образом изменились возрастные особенности детей. У детей и шестого, и седьмого годов жизни не угасает стремление к игровой деятельности как существенной необходимости их развития, важной формы жизнедеятельности, поэтому игровые методы и приемы должны доминировать также в обучении языку и в 1 классе, что обеспечит легкую адаптацию к новому этапу жизни. Учебные задания лучше подавать через игру , или они могут порождаться игрой ; как разновидности игры можно организовать также моделирование, экспериментирование и т.д., что обеспечит формирование учебной деятельности и включение ребенка в процесс систематического обучения.      Согласно ведущего вида деятельности каждому возрастному периоду должны соответствовать и формы обучения языку: в дошкольном возрасте - игры-занятия, занятия с использованием игровых ситуаций ; в школе - занятия - уроки и игры-занятия Итак, проблема преемственности методов , средств , форм обучения языка остается актуальной в теории и до нерешенной в практике . Исходя из того преемственности как ведущей условия непрерывности процесса развивающего обучения , которая обеспечивает единство всех этапов обучения в рамках целостной системы образования , следует определить основные направления совершенствования преемственности в обучении родному языку дошкольников и младших школьников . Среди них:

• определение перспективы в обучении украинского языка от дошкольного детства к концу начальной школы; подчинения ей целей и задач каждого из этих возрастных периодов;

 • построение основных содержательных линий обучения в 1 классе с учетом всего накопленного в дошкольном детстве языкового и речевого опыта;

 Н. К. Крупская, отмечая органическую связь детского сада и школы, подчеркивала: «Если мы поставим правильно дошкольное воспитание ребят, мы тем самым поднимем школу на более высокую ступень...».

Литература

1.  Елжова Н.В. Методическая копилка для педагогов ДОУ. – Ростов на Дону: Феникс, 2009

2.Образовательная система «Школа 2100»: сб. программ. Дошкольное образование. Начальная школа / под науч. ред. Д. И. Фельдштейна, 2008. – 316 с.

3. Осуществление преемственности между дошкольным и начальным общим образованием // Справочник старшего воспитателя. №2, 2008г.

4.  Преемственность между детским садом и школой // Справочник старшего воспитателя. №10, 2010г.

5.  Преемственность в работе детского сада и школы как взаимосвязь в диалоге двух образовательных структур // Статья Е.Кудрявцевой.

 

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста "Развитие связной речи в процессе обучения детей родному языку"

Одно из условий грамотной речи детей – создание благоприятной языковой среды. Следует помнить, что речь окружающих может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние. В силу большой подраж...

Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной к школе группе по обучению детей татарскому языку "В гостях у сказок"

Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной к школе группе по обучению детей татарскому языку "В гостях у сказок". На занятии педагог  в форме игры знакомит детей с произведен...

Конспект ОД по ознакомлению с окружающим с использованием УМК по обучению детей татарскому языку в подготовительной к школе группе « ТАТАРСТАН - МОЙ РОДНОЙ КРАЙ»

ЦЕЛЬ: обобщить знания о республике ТатарстанЗАДАЧИ:Социально-коммуникативное развитие:  воспитывать чувство уважения и интерес к культуре и национальным традициям татарского народа. Познават...

Методическая разработка по обучению детей родному языку для детей дошкольного возраста в подготовительной к школе группе с использованием метода «Синквейн».

Методическая разработка по комплекту «Без инде  хәзер зурлар, мәктәпкә илтә юллар» предназначена для родителей, детей, воспитателей, воспитателей по обучению татарскому языку дошкольных образоват...

Самообразование "Татарская народная сказка как средство эффективного обучения детей родному языку" 2015-2020г

quot;Сказка - это зёрнышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений"  В.А.Сухомлинский...

Консультация для педагогов "Обучение детей родному языку"

В материале раскрываются проблемы обучения чувашскому языку...

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста "Развитие связной речи в процессе обучения детей родному языку"

Одно из условий грамотной речи детей – создание благоприятной языковой среды. Следует помнить, что речь окружающих может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние. В силу большой ...