Главные вкладки

    Особенности развития детей четвертого года жизни
    статья (младшая группа) по теме

    Особенности развития детей четвертого года жизни

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл doklad.docx19 КБ

    Предварительный просмотр:

    Особенности развития детей четвертого года жизни

    К трем годам заканчивается период раннего детства, и начинается период младшего дошкольного возраста (по Выготскому). В этот период закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, умственного, нравственного развития ребёнка, формируется положительное отношение к труду и обучению

    Физиологические особенности

    Младший дошкольный возраст очень важный этап в развитии ребенка, так как в этот период происходит качественное и функциональное совершенствование головного мозга, органов и систем организма Рост детей этого возраста несколько замедляется по сравнению с ростом детей раннего возраста.

    Продолжается формирование физиологических изгибов позвоночника. Активно формируется костно-мышечная система, в силу чего недопустимы длительное пребывание детей в неудобных позах, сильные мышечные напряжения, поскольку это может спровоцировать дефекты осанки, плоскостопие, деформацию суставов.

    Особенности речевое развитие

    Дети четвертого года жизни начинают высказывать простейшие суждения о предметах и явлениях, делают умозаключения, устанавливают зависимости между ними. У ребенка формируется способность к обобщению, он начинает объединять ряд предметов, сходных по значению, в единую группу, различать предметы близкие по внешним признакам.

    К четырем годам активный словарь ребенка составляет примерно 2000 слов

    В речи ребенка кроме существительных и глаголов все чаще встречаются местоимения (мой, твой,наш), наречия (тут, там, здесь), появляются числительные (один, два).

    Постепенно совершенствуется грамматическая правильность речи, на вопросы взрослого ребенок отвечает развернутыми фразами

    В этот период обнаруживается наибольшая чуткость ребенка к языку, появляется словотворчество, попытки рифмовать (карам-барам). Формируется умение при помощи взрослого или по картинке составить рассказ. Ребенок овладевает различными модификациями темпа и силы голоса, дикции и выразительностью речи.

    Ведущий вид деятельности становится сюжетно-ролевая игра и разные формы продуктивной деятельности, а также возможны элементы учебной деятельности.

    В игре ребенок осваивает систему человеческих отношений (игры «дочки-матери»), осваивать виды «взрослой» деятельности (игры в доктора, магазин и т.п.) Чем старше ребенок, тем чаще он старается в игре брать на себя роль «взрослого», который воспринимается им как образец, он берет с него пример, хочет во всем походить на него.

    Если в более раннем возрасте для ребенка в продуктивной деятельности было важным – действовать с предметом, то теперь для него главным становится – похвала взрослого. Особенностью продуктивной деятельности младшего возраста является то, что ребенок еще не может сам себе поставить цель, цель задается взрослым. Но и достижение цели не является главным для ребенка четвертого года жизни, лишь к концу старшего дошкольного возраста формируется стремление довести дело до конца, а это уже зачатки учебной деятельности.

    Особенности социально-коммуникативной сфере

    Ребенком младшего дошкольного возраста в процессе общения со взрослым и сверстниками активно осознаются и осваиваются нормы и правила социального взаимодействия. Эти нормы начинают управлять его поведением. Возникают первичные моральные установки, освоение, что является хорошим и плохим;

    Познавательная сфера

    Продолжается формирование представления о картине мира, о его пространственном (далеко – близко), временном (вчера – сегодня – завтра) строении. Резко возрастает любознательность детей. Особенно велик их интерес к причинам явлений: вопросы о причинах становятся преобладающими.

    Психологические особенности

    Эмоциональное развитие ребёнка этого возраста характеризуется проявлениями таких чувств и эмоций, как любовь к близким, привязанность к воспитателю, доброжелательное отношение к окружающим, сверстникам. Ребёнок способен к эмоциональной отзывчивости - он может сопереживать, утешать сверстника, помогать ему, стыдиться своих плохих поступков, хотя, надо отметить, эти чувства неустойчивы. Взаимоотношения, которые ребёнок четвёртого года жизни устанавливает со взрослыми и другими детьми, отличаются нестабильностью и зависят от ситуации.

    Поскольку в младшем дошкольном возрасте поведение ребёнка непроизвольно, действия и поступки ситуативны, последствия их ребёнок не представляет, ребенку этого возраста свойственно ощущение безопасности, доверчиво-активное отношение к окружающему. Стремление ребёнка быть независимым от взрослого и действовать как взрослый может провоцировать небезопасные способы поведения.

    В 3 года ребёнок начинает осваивать гендерные роли и гендерный репертуар: девочка-женщина, мальчик-мужчина. Он адекватно идентифицирует себя с представителями своего пола, имеет первоначальные представления о собственной гендерной принадлежности, аргументирует её по ряду признаков (одежда, предпочтения в играх, игрушках, причёска и т. д.). В этом возрасте дети дифференцируют других людей по полу, возрасту; распознают детей, взрослых, пожилых людей, как в реальной жизни, так и на иллюстрациях. Начинают проявлять интерес, внимание, заботу по отношению, к детям другого пола.

    В 3-4 года ребёнок начинает чаще и охотнее вступать в общение со сверстниками ради участия в общей игре или продуктивной деятельности. Для трёхлетнего ребёнка характерна позиция превосходства над товарищами. Он может в общении с партнёром открыто высказать негативную оценку («Ты не умеешь играть»)

    Стремление к самостоятельности выводит ребенка на ролевую игру, имитирующую отношения людей в процессе труда. Благодаря игровым приемам ребенок принимает на себя роль взрослого и моделирует в игре их межличностные отношения. Таким образом, ролевая игра, объединяя общение и предметную деятельность, обеспечивает их совместное влияние на развитие ребенка. У него возникает потребность занять новую социальную позицию, и к концу этого периода у ребенка появляется стремление чему-то научиться, он хочет получить результат своей деятельности в качестве оценки, тянется к учению. Таким образом можно определить следующие задачи для взрослых, воспитывающих ребёнка:

    1. сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье, дозировать мышечные нагрузки, заботиться об эмоциональном комфорте
    2. создавать условия для развития сюжетно-ролевой игры
    3. доброжелательно общаться на познавательные темы, создавать условия для практического экспериментирования, способствовать развитию речи, любознательности и инициативности
    4. формировать интерес к художественным видам деятельности

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ДОКЛАД на тему: "Особенности психофизического развития детей четвертого года жизни".

    Дети 3-4 лет – это в первую очередь «деятели», а не наблюдатели. Опыт активной разнообразной деятельности составляет важнейшее условие их развития. Поэтому пребывание ребенка в детском саду организует...

    Предметно-пространственная среда как средство сенсорного развития детей четвертого года жизни

    В данной статье рассматривается влияние педметно-пространственнаой среды на развития детей четвертого года жизни. Правильно организованная развивающая среда представляет собой систему условий, которая...

    Влияние сказки на социально-нравственное развитие детей четвертого года жизни

    Основоположник российской этнопедагогики Г. Н. Волков, анализируя роль сказки в формировании личности ребенка, делает вывод, что «духовный заряд, накопленный народом тысяче­летиями, может служить чело...

    Сообщение на тему: «Особенности психофизического развития детей четвертого года жизни».

    Дети 3-4 лет – это в первую очередь «деятели», а не наблюдатели. Опыт активной разнообразной деятельности составляет важнейшее условие их развития. Поэтому пребывание ребенка в детском саду организует...

    ДОКЛАД На тему: «Особенности психического и физического развития детей четвертого года жизни».

    ДОКЛАД На тему: «Особенности психического и физического развития детей четвертого года жизни»....

    Особенности речевого развития детей четвертого года жизни.

    Информация для родителей о развитии речи детей 3-4 лет...

    Родительское собрание "Особенности развития детей четвертого года жизни в режиме дня"

    Текст родительского собрания и презентация к нему, посвящены особенностям развития детей 3-4 лет.А так же буклет для родителей....