Восприятие окружающего как основа изодеятельности
статья на тему

Алексеева Галина Александровна

Приобщение детей к народному творчеству художественными средствами

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospriyatie_okruzhayushchego_kak_osnova_izodeyatelnosti.docx17.62 КБ

Предварительный просмотр:

Восприятие окружающего как основа ИЗОдеятельности. Приобщение детей к русскому народному творчеству художественными средствами (изобразительное искусство, музыка, литература, музей).

Рисуя, ребенок  опирается на свой жизненный опыт; знания полученные от наблюдения окружающего мира. Чем богаче и разнообразнее окружающее ребёнка пространство, тем более многогранным и творческим человеком он вырастет.

 Творческое начало ребенка проявляется, первым делом, в игре, но и играет ведущую роль в изобразительной деятельности: рисовании, конструировании, лепке. Следовательно, основной задачей педагога является не только обучение ребёнка технике рисования и приёмам обращения с изобразительными материалами, но и, в первую очередь, развитие его кругозора, расширение познаний об окружающем мире. В детской душе  и памяти откладывается только то, что ребёнку интересно, что вызывает в нём эмоциональный отклик. Педагог должен донести новую информацию так, чтобы пробудить в детях стремление узнать больше, использовать новые знания в игре, захотеть отобразить в рисунке, лепке. Когда ребёнок вкладывает душу в творчество, то и процесс обучения и развития происходит намного быстрее, да и полученная информация запоминается надолго.

Процесс наблюдения за окружающим миром на занятиях по изобразительному искусству включается постепенно, в соответствии с возрастом ребёнка. Так как дети, например, младшей группы не могут изображать сложные предметы, то мы начинаем обучение с изображения предметов простейшей формы (линии, полоски, круги) и чётко определённого цветового спектра (начиная с четырёх ведущих цветов: жёлтого, красного, синего и зелёного). При это обязательно нужно привязать изображаемые предметы к окружающему ребёнка игровому миру, рассказать маленькую историю или сказку о том, что рисуем, дать интересное творческое задание.  Мы рисуем ленточки для кукол, воздушные шары на праздник, укатившегося колобка и т.д.

Дети подрастают – усложняются и творческие задания. Мы уже изображаем не только знакомые предметы из окружающего мира, но и знакомимся с новыми: как они выглядят, как и из чего сделаны, для чего нужны. Здесь знакомим ребёнка с народной игрушкой (дымковская, филимоновская, матрёшки, неваляшки), учимся наблюдать, запоминать и воспроизводить цветовое решение. И самое главное: необходимо привить детям любовь к своей стране, заинтересовать их народной культурой.

В старшем возрасте дети начинают создавать сюжетные композиции как опираясь на собственный жизненный опыт, так и по заданию и замыслу педагога. Здесь могут быть и сюжеты из жизни ребёнка, придуманные им тематические композиции, сюжеты сказок, исторические народно-фолклорные произведения. Но обязательным условием творчества ребёнка должно быть знакомство и изображаемыми предметами и сюжетами, если не визуальное, тоинформационное.

В связи с вышесказанным, особую важность приобретает тематическая связь различных занятий, блоки занятий, когда сначала, например, знакомят с самим предметом и его свойствами, на следующем занятии можно прочесть о нём сказку, провести игру, нарисовать.  

Большую роль в ознакомлении ребёнка с окружающими его предметами и явлениями играет синтез всех художественных средств: изобразительного искусства, литературы и музыки. Поэтому я не занятиях стараюсь разнообразить подачу информации, чтобы заинтересовать ребёнка: не только рассказываю о предмете или теме работы, но и читаю стихи, включаю музыку и детские песни, которые раскрывают тематику более многогранно.

Занятия по народному творчеству, народным традициям и обычаям как правило начинаются с музея традиций и быта русского народа. Там проходит вводное ознакомительное занятие, которое может продолжиться народными играми в музыкальном зале с музыкальным руководителем и рисованием или лепкой в изостудии.

Восприятие окружающего

как основа ИЗОдеятельности.

 Приобщение детей к русскому народному творчеству художественными средствами (изобразительное искусство, музыка, литература, музей).

                                                

                                                                Детский сад №1941

                                                                Алексеева Г.А.

                                                                Март 2011

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на педсовете "Отражение в речи образного восприятия окружающего в процессе театрализованных игр".

Театрализованные игры вносят неоценимый вклад в речевое развитие дошкольников.Речь сопровождает практически все виды деятельности ребенка, совершенствует ее и обогащается сама. Чем богаче и прав...

Основы изодеятельности

Консультация для родителей...

Восприятие окружающего как основа ИЗО-деятельности.

Приобщение детей к русскому народному творчеству художественными средствами (изобразительное искусство, музыка, литература, музей)...

«Восприятие окружающего мира и произведений изобразительного искусства как основа детской художественной деятельности»

Творческая деятельность ребенка начинается с живого созерцания — восприятия, в процессе которого он глубоко познает окружающий мир, обследует воспринимаемые объекты. Таким образом, объективной основой...