Восприятие окружающего как основа изодеятельности
статья на тему

Алексеева Галина Александровна

Приобщение детей к народному творчеству художественными средствами

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospriyatie_okruzhayushchego_kak_osnova_izodeyatelnosti.docx17.62 КБ

Предварительный просмотр:

Восприятие окружающего как основа ИЗОдеятельности. Приобщение детей к русскому народному творчеству художественными средствами (изобразительное искусство, музыка, литература, музей).

Рисуя, ребенок  опирается на свой жизненный опыт; знания полученные от наблюдения окружающего мира. Чем богаче и разнообразнее окружающее ребёнка пространство, тем более многогранным и творческим человеком он вырастет.

 Творческое начало ребенка проявляется, первым делом, в игре, но и играет ведущую роль в изобразительной деятельности: рисовании, конструировании, лепке. Следовательно, основной задачей педагога является не только обучение ребёнка технике рисования и приёмам обращения с изобразительными материалами, но и, в первую очередь, развитие его кругозора, расширение познаний об окружающем мире. В детской душе  и памяти откладывается только то, что ребёнку интересно, что вызывает в нём эмоциональный отклик. Педагог должен донести новую информацию так, чтобы пробудить в детях стремление узнать больше, использовать новые знания в игре, захотеть отобразить в рисунке, лепке. Когда ребёнок вкладывает душу в творчество, то и процесс обучения и развития происходит намного быстрее, да и полученная информация запоминается надолго.

Процесс наблюдения за окружающим миром на занятиях по изобразительному искусству включается постепенно, в соответствии с возрастом ребёнка. Так как дети, например, младшей группы не могут изображать сложные предметы, то мы начинаем обучение с изображения предметов простейшей формы (линии, полоски, круги) и чётко определённого цветового спектра (начиная с четырёх ведущих цветов: жёлтого, красного, синего и зелёного). При это обязательно нужно привязать изображаемые предметы к окружающему ребёнка игровому миру, рассказать маленькую историю или сказку о том, что рисуем, дать интересное творческое задание.  Мы рисуем ленточки для кукол, воздушные шары на праздник, укатившегося колобка и т.д.

Дети подрастают – усложняются и творческие задания. Мы уже изображаем не только знакомые предметы из окружающего мира, но и знакомимся с новыми: как они выглядят, как и из чего сделаны, для чего нужны. Здесь знакомим ребёнка с народной игрушкой (дымковская, филимоновская, матрёшки, неваляшки), учимся наблюдать, запоминать и воспроизводить цветовое решение. И самое главное: необходимо привить детям любовь к своей стране, заинтересовать их народной культурой.

В старшем возрасте дети начинают создавать сюжетные композиции как опираясь на собственный жизненный опыт, так и по заданию и замыслу педагога. Здесь могут быть и сюжеты из жизни ребёнка, придуманные им тематические композиции, сюжеты сказок, исторические народно-фолклорные произведения. Но обязательным условием творчества ребёнка должно быть знакомство и изображаемыми предметами и сюжетами, если не визуальное, тоинформационное.

В связи с вышесказанным, особую важность приобретает тематическая связь различных занятий, блоки занятий, когда сначала, например, знакомят с самим предметом и его свойствами, на следующем занятии можно прочесть о нём сказку, провести игру, нарисовать.  

Большую роль в ознакомлении ребёнка с окружающими его предметами и явлениями играет синтез всех художественных средств: изобразительного искусства, литературы и музыки. Поэтому я не занятиях стараюсь разнообразить подачу информации, чтобы заинтересовать ребёнка: не только рассказываю о предмете или теме работы, но и читаю стихи, включаю музыку и детские песни, которые раскрывают тематику более многогранно.

Занятия по народному творчеству, народным традициям и обычаям как правило начинаются с музея традиций и быта русского народа. Там проходит вводное ознакомительное занятие, которое может продолжиться народными играми в музыкальном зале с музыкальным руководителем и рисованием или лепкой в изостудии.

Восприятие окружающего

как основа ИЗОдеятельности.

 Приобщение детей к русскому народному творчеству художественными средствами (изобразительное искусство, музыка, литература, музей).

                                                

                                                                Детский сад №1941

                                                                Алексеева Г.А.

                                                                Март 2011

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основы изодеятельности

Консультация для родителей...

Восприятие окружающего как основа ИЗО-деятельности.

Приобщение детей к русскому народному творчеству художественными средствами (изобразительное искусство, музыка, литература, музей)...

«Восприятие окружающего мира и произведений изобразительного искусства как основа детской художественной деятельности»

Творческая деятельность ребенка начинается с живого созерцания — восприятия, в процессе которого он глубоко познает окружающий мир, обследует воспринимаемые объекты. Таким образом, объективной основой...

 Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт.

Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт....