тренинг
тест на тему

Бонко Лариса Петровна
  • Знакомство с понятием эмоционального выгорания, его характеристиками
  • Определение своего отношения к профессии, вычленение проблемности, “перекосов” в распределении психической энергии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trening.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

1. Тренинг для педагогов “Доверие” (2-х дневный)

Цель:

  • Знакомство с понятием эмоционального выгорания, его характеристиками
  • Определение своего отношения к профессии, вычленение проблемности, “перекосов” в распределении психической энергии.
  • Анализ проявления признаков выгорания, выделение источников неудовлетворения профессиональной деятельностью. Анализ собственных источников негативных переживаний на работе, выявление ресурсов проф.деятельности, направлений роста.
  • Снятие напряжения за счет высказывания накопившихся негативных эмоций, получение психологической поддержки.

Материалы и оборудование:

  • Маркерная доска или ватманы для записи собранной информации
  • Маркеры, фломастеры, цветные карандаши
  • Бумага А4 (белая и тонированная)
  • Таблицы “Поле самодиагностики”
  • Кнопки, скотч, ножницы

1 ДЕНЬ.

Содержание:

1.Введение. Актуальность проблемы
2.
Упражнение “Баланс реальный и желательный”

Предлагается нарисовать круг, в нем, ориентируясь на внутренние психологические ощущения, секторами отметить, в каком соотношении в настоящее время находятся работа (профессиональная жизнь), работа по дому и личная жизнь (путешествия, отдых, увлечения).

В другом круге – их идеальное соотношение. Есть ли различия? В чем они заключаются? Почему так получилось? Что можно сделать, чтобы приблизить одно к другому? За счет чего?

От кого или от чего это зависит?

3. Упражнение “Я – дома, я – на работе”.

Разделить лист пополам. Составить 2 списка определений “Я – дома”, “Я – на работе”.

Это позволит выйти на имеющиеся стереотипы поведения, мышления.

Проанализировать:

  • похожие черты,
  • противоположные черты
  • одинаковые качества, проявляющиеся в разных модальностях
  • отсутствие общих черт
  • какой список было составлять легче; какой получился объемнее?
  • каково ваше отношение к тому, что в характеристиках есть заметные различия и т.д.

4. Поле самодиагностики. Самодиагностика проявления признаков выгорания.

Присутствующим предлагается оценить себя по степени выраженности или частоте проявления того или иного признака. Оценка имеет субъективный характер, опирается на внутренние ощущения. Чем чаще или ярче признак проявляется, тем больше клеточек около него закрашивается. Поле самодиагностики заполняется самостоятельно, на обсуждение не выносится.

5. Три стадии нарастания синдрома (под запись).

6. Мини-дискуссия по подгруппам “Что мешает вам получать удовлетворение от профессиональной деятельности?”.

Представить их для записи на доске, разделяя на организационные и индивидуальные.

7. Упражнение. Для того, чтобы получить материал для анализа собственных источников негативных переживаний на работе, предлагается выбрать один из записанных на доске “барьеров” и изобразить в виде рисунка, схемы, символа.

8. Эмоциональная регуляция

– естественная регуляция
– саморегуляция

Задание: на доске составляем список способов регуляции состояния

9. Упражнение “Карикатура”. Нарисовать карикатуру на себя “Я – психолог”. В юмористической форме изобразить собственные черты, которые мы стараемся в себе развивать, и которые стали неотъемлемой частью профессии (эмпатия, общительность, умение слушать без оценок, доброжелательность, гибкость, креативность, компетентность и пр.). Карикатуры вывешиваются на стену.

10. Психологическая поддержка и обратная связь. Каждому дается лист бумаги А4. Его надо разделить на 4 части. На трех написать послания трем сидящим справа участникам круга. Послание должно иметь позитивное содержание, личностную обращенность, любым образом упоминать сильные стороны конкретного человека. На четвертой части листка формулируется впечатление от прошедшего занятия – это для тренера.

2 ДЕНЬ

1. Разминка

Упражнение “Наши ожидания”

Цель: выявление ожиданий участников. Корректировка запроса.

Что Вы готовы вложить в тренинг? (Каждый участник записывает в правой части листа свой вклад в тренинг). Участники по кругу зачитывают свои ожидания от тренинга и вклад.

В конце тренинга у нас с Вами будет возможность проанализировать свои ожидания.

Что вы ждете от тренинга

Что готовы вложить в тренинг

“Что общего”. Выбирается один из участников в качестве водящего. Педагоги говорят вслух, что у них есть общего (в деталях одежды, в прическе, в характере) с данным человеком.

2. Упражнения на сплочение группы, формирование доверия

Упражнение “Порядковый счет”

Все сидят в кругу, один человек говорит “один” и смотри на любого участника игры, тот на кого он посмотрел, говорит “два” и смотрит на другого.

Упражнение “Путанка”

Ведущий ставит рядом 2-3 стула и предлагает участникам всем сесть на них по его команде. Когда все сели (можно садится на колени друг другу) предлагается поднять вверх левую руку и протянуть ее кому-нибудь другому. Теперь нужно поднять вверх правую руку и протянуть ее кому-нибудь другому. Когда все руки, осторожно, не расцепляя, но и не выворачивая рук, встать со стульев, отойти немного в сторону и распутаться. В результате получится один или два круга, либо цепочка.

2. Основная часть

 

Упражнение “Стратегии самопомощи”

1. Подумайте и запишите ответы на вопросы: “Что я могу сделать, чтобы снизить свой уровень стресса, доставить себе радость?”

2. Попробуйте найти смысл, наполнить значимостью записанные вами ответы и осознать, как они могут противостоять негативным убеждениям.

Первый список может выглядеть так:

 

Второй список может выглядеть так:

1) играю со своими детьми

1) играю с детьми и разделяю их радость, ощущаю безопасность и счастье

2) читаю, лежа на диване

2) работаю в саду и наслаждаюсь красотой природы

3) работаю в саду

3) встречаюсь с друзьями, стараясь оценить роскошь человеческого общения и т.д.

Упражнение “Промежуточная рефлексия”

Представьте себя каким–нибудь предметом в зависимости от того настроения, в котором вы находитесь в данный момент. Закрасьте его в любой цвет. Опишите, настроение этого предмета.

Участники по кругу описывают свои предметы.

Упражнение “Чувство”

Участники пишут на листах бумаги какое-либо чувство. Карточки собираются и перетасовываются. Затем каждый участник выбирает любую карточку. Ему необходимо изобразить то чувство, которое написано на ней. Показ может быть мимическим или пантомимическим. Остальные высказываются о восприятии этого показа.

Ведущий молчит, не раскрывая секрета сразу после первых высказанных догадок. Должны высказаться все участники. Каждый изображает несколько чувств.

Вопросы для обсуждения:

  • Воспринимали ли вас адекватно?
  • Почему возникали затруднения в определении чувства?
  • Расскажите о своих впечатлениях.

Упражнение “Список эмоций”

Группе предлагается назвать как можно больше слов, обозначающих эмоции. Затем кто-то выходит и изображает эмоцию мимикой и жестами. Все отгадывают. Первый отгадавший показывает свою эмоцию.

Усложнение: Упражнение проводится в кругу. Один человек называет эмоцию — все ее показывают.

Вопросы для обсуждения:

  • Какое слово было труднее всего показать?
  • У всех ли было одинаковое выражение лица при изображении эмоции? Почему?
  • Могут ли люди испытывать одни и те же эмоции и иметь совершенно разное выражение лица? Когда? (Привести пример.)

3. Заключительная часть

Упражнение “Улыбка”.

Найдите в течение дня время и посидите несколько минут с закрытыми глазами, стараясь ни о чем не думать. При этом на вашем лице обязательно должна быть улыбка. Если вам удастся удержать ее 10-15 минут, вы сразу почувствуете, что успокоились, а ваше настроение улучшилось. Во время улыбки мышцы лица создают импульсы, благотворно влияющие на нервную систему. Даже если вы способны только на вымученную улыбку, вам от нее все равно станет легче. Улыбаясь, мы видоизменяем тонус мышц всего лица, а это в свою очередь изменяет ход мыслей и эмоций, направляя их в нужное русло.

Упражнение “ Чему Я научился”

Предлагается большой лист бумаги со следующими неоконченными предложениями:

Я научился. . . 
Я узнал, что. . . 
Я нашел подтверждение тому, что. . . 
Я обнаружил, что. . . 
Я был удивлен тем, что. . . 
Мне нравится, что. . . 
Я был разочарован тем, что. . . 
Самым важным для меня было. . .

Я предлагаю вам сейчас подумать над тем, что вы приобрели, работая в группе. Пожалуйста, допишите по выбору любое из неоконченных предложений, представленных на плакате.

Рефлексия “Мне сегодня...”

Каждый участник группы должен завершить фразу: “Мне сегодня...”, оправдались ли ваши ожидания?

Подведение итогов занятия

Литература

  1. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. – М., Информационно-издательский дом “Филин”, 1996 г.
  2. Елканов С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя. М., “Просвещение”, 1989 г.
  3. Мудрик А.В. Учитель: мастерство и вдохновение. М., “Просвещение” 1986 г.
  4. Мильруд Р.П. Формирование эмоциональной регуляции поведения учителя. Вопросы психологии N6. 1987 г.
  5. Орлова И.В. Тренинг профессионального самопознания., Спб, “Речь”, 2006
  6. Самоукина Н.А. Практический психолог в школе: лекции, консультации, тренинги. М., “ИТОН”, 1997
  7. Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Шарова О.Д. Жить в мире с собой и другими. – М. : АСТ, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Эмоционально-игровой тренинг» «Эмоционально-игровой тренинг»

Работа по развитию эмоциональной сферы ребенка всегда считалась прерогативой психологической службы дошкольного учреждения. Однако до сих пор не во всех детских садах есть такая служба, а если и...

Программа тренинга детско-родительских отношений "Мы вместе" , разработка тренинга "Связующая нить".

Программа тренинга детско родительских отношений.Главной целью предполагаемой программы является перестройка неэффективных стереотипов поведения и общения родителей с детьми, которые мешают их нормаль...

Программа тренинга для педагогов на тему: "Какими бывают тренинги?"

Программа тренинга для педагогов на тему: "Какими бывают тренинги?"Структура тренинга:1.    Притча2.    Понятие «тренинг»3.    Какими бывают тренинги...

Тренинг «Профилактика профессионального выгорания педагогов» ТРЕНИНГ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ РАЗГРУЗКИ

Профессия воспитателя требует большой выдержки и самообладания. От многочисленных интенсивных контактов с другими людьми педагог испытывает большие нервно-психические нагрузки, которые проявляются в э...

Тренинг с педагогами ДОУ №4 Тема: Тренинг коммуникативной компетентности для педагогов

ЦЕЛЬ:  Повышение коммуникативной компетентности педагогов....

Тренинг «Профилактика профессионального выгорания педагогов» ТРЕНИНГ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ РАЗГРУЗКИ

Профессия воспитателя требует большой выдержки и самообладания. От многочисленных интенсивных контактов с другими людьми педагог испытывает большие нервно-психические нагрузки, которые проявляются в э...