Телевизор и наши дети
статья на тему

 В помощь родителям

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл televizor_i_nashi_deti_statya_flint_zh.l.docx413.85 КБ

Предварительный просмотр:

Телевизор и наши дети.

  Флинт Жанна Леонидовна,

воспитатель «семейного детского сада»,

 дошкольного структурного подразделения  № 463

ГБОУ "Школа № 324 "Жар-птица",

педагог - психолог

Занимаясь воспитанием детей, родители сталкиваются постоянной проблемой – чем занять ребенка в свободное от школы время? Значимость решения этой проблемы трудно переоценить. Свободное время может стать богатством для развития личности или  уничтожением лучшего, что есть в ней; может помочь ребенку стать ученым  или подтолкнуть его к преступлению. Все будет зависеть от качества этого времени. Дети не способны организовывать свой досуг сами, поэтому ответственность ложиться на нас, взрослых. Как показали исследования, 7% родителей совсем не принимают участия в организации свободного времени своих детей, и только каждый пятый родитель делает это постоянно.

По данным Госкомстата, на воспитание детей российские родители затрачивают в среднем 37 минут в день с учетом выходных, праздников и отпусков. Реально, на будни выпадает  всего 7-8 минут.

В редкие минуты общения с детьми родители чаще всего беседуют с ними об учебе (в 86% случаях).

 А в чем, на самом деле, нуждаются наши дети? Вот, что назвали подростки, отвечая на вопрос о «3-х самых важных жизненных желаниях»:

– съездить с родителями вместе на отдых;

– поговорить с родителями по душам;

– лучше понимать друг друга;

– «мечтаю, что буду с родителями в хороших отношениях».

Родители  называют одной из основных причин, мешающих  общению с детьми - «нехватку» времени, и это объективно: современные родители  вынуждены большую часть своей жизни  заниматься зарабатыванием денег, причем не только отцы, но и матери.

Однако, на что тратиться оставшееся бесценное время вне работы?

Наиболее популярными формами совместного, семейного проведения свободного времени является просмотр телевизора.

Самыми непопулярными оказываются хобби и любимые дела.

У экрана телевизора, по данным ВЦИОМ, российский ребенок проводит около 4 часов в день.

Около 40% родителей не знают, что смотрит их ребенок.

Картинка 1 из 63162

Чем стал для нас телевизор?

- неотъемлемой частью жизни, ведь мы тратим на него примерно половину свободного времени и около 9 лет своей жизни,

- самым распространенным  и часто единственным  способом отдохнуть после работы,

- бесплатным консультантом - он «лучше» нас знает, что нам есть, пить , во что одеваться, и не ленясь ежедневно напоминает нам об этом

- превосходным  массовиком затейником, готовым круглосуточно развлекать нас, удовлетворяя любые, даже самые изысканные запросы,

- самым надежным, с точки зрения родителей, способом установления в доме тишины,

  -одним из самых распространенных способов бегства от себя в мир иллюзий, ведь чтобы решать разные проблемы, нужно трудиться: физически, духовно, намного проще - расслабиться, отвлечься и пожить чужими проблемами и чужой жизнью;

- безусловно, воспитателем, причем не только детей, но и пассивных взрослых,

- «отличной» няней, с которой, даже капризный ребенок съедает все что угодно,

- членом семьи: психологи, использующие в работе рисуночный тест «Моя семья», в последнее время отмечают, что кроме мамы и папы дети стали  рисовать  еще и телевизор. 

- незаменимым  «другом»  детей, который в отличие от родителей не скажет ребенку, что ему «некогда», «устал», он ни о чем не просит, не обижается, а только утешает и развлекает…..

Что происходит с ребенком, когда он постоянно смотрит телевизор?

- Дети делаются непохожими на самих себя: застывшие, с неподвижным взглядом, устремленным в экран,  глухие к словам, обращенным к ним.

- Появляется "дефицит концентрации": такие дети не задерживаются на каких-либо занятиях, быстро переключаются на что-то другое, лихорадочно стремятся к смене впечатлений, им необходима постоянная внешняя стимуляция, которую они привыкли получать с экрана; им трудно воспринимать информацию на слух: не могут удерживать предыдущую фразу и связывать отдельные предложении; трудно и скучно читать.

- Дети позже начинают говорить, мало и плохо разговаривают, их речь бедна и примитивна. За последние 20 лет число речевых нарушений у 4-х летних детей возросло более чем в 6 раз.  Почему?  Речь - это не бессмысленное заучивание и повторение чужих слов. Овладеть ею можно только в живом общении, когда ребенок не только слушает, но и отвечает другому человеку, совершает действия, испытывает разные чувства. Если этого нет – как при общении с ТВ, услышанное становиться «пустым звуком», за исключением, легко запоминаемых речевок  из рекламы.

Помимо речи внешней - средства общения, существует внутренняя речь. Это средство мышления, воображения, овладения своим поведением; осознания своих переживаний и себя в целом, т. е внутренний мир человека. Признаки  нарушения внутренней речи у современных детей: резкое снижение фантазии и творческой активности, потеря заинтересованности, способности  и желания чем-то занять себя, в связи с этим  детям часто не о чем разговаривать друг с другом, спорить, обсуждать, они предпочитают нажать кнопку телевизора и ждать новых готовых развлечений.

- После просмотра ТВ у детей всех возрастов часто наблюдаются ночные кошмары, затрудненное засыпание или ночные пробуждения, причем не зависимо от эмоционального благополучия и социального уровня семьи, в которой они живут.

-У многих детей появляется склонность к избыточному весу: из-за недостатка физической активности, постоянного соблазна перекусить и воздействия рекламы, пропагандирующей калорийную пищу. Дети привыкают к сидячему образу жизни, который сохраняется и в будущем.

- Темы разговоров детей все чаще посвящаются увиденному в телевизоре, а интерес к реальной  жизнь начинает заметно снижаться.

- После  запрета со стороны взрослых смотреть ТВ возникает раздражительность, агрессия, либо полное безразличие, тоска, что является уже признаками зависимости от ТВ.

Трагическую перспективу  взаимоотношений:  родители - телевизор –  ребенок – описал в рассказе «Вельд», еще 1950 году, знаменитый писатель – фантаст Рей Бредбери. При таком высоком темпе развития  современных технологий, эта история уже стала актуальной. (Полный текст: http://raybradbury.ru/library/story/50/20/1/)

Мнения врачей и ученых о воздействии ТВ на здоровье и психику ребенка

Врачи-офтальмологи

С  помощью глаз  человек получает около 90 % всей информации. В течение первого года жизни глаза активно растут, полностью зрительный анализатор созревает к 3-5 годам. Родители должны знать, что в этом возрасте зрительная система особо уязвима и подвержена влиянию вредных факторов, так что возможно развитие патологии.  Постоянного напряжения глаз во время  длительного просмотра ТВ, контраст свечения экрана и темной комнаты – приводят к зрительному переутомления, головным болям, рези и покраснению глаз. Результат - развитие близорукости в более старшем возрасте. Еще больший вред приносит детским глазам компьютер.

нейрофизиологи

Телевизор вводит ребенка в состояние, близкое к гипнотическому трансу – вот почему дети часто словно прилипают к экрану. В результате внимание становится расфокусированным, зрение и слух словно отключаются, , снижаются не только познавательные способности, но и пульс, частота дыхания, притупляется критическое восприятие происходящего. А это значит, что  пока ребенок находится в таком состоянии, ему можно внушить все что угодно, в том числе худшее, чего мы никогда бы  не пожелали своим детям!

http://cs5579.vkontakte.ru/u103005267/138253877/x_9ee1b4ab.jpg

Нейробиологи

Мозг ребенка будет  полноценно развивается лишь  при условии  физической активности, когда  ребенок бегает, прыгает, ползает, лазает по деревьям. Сидение перед ТВ -  притупляет телесное самоощущение и крадет время, отпущенное ребенку на овладение собственным телом и, в результате,  ослабляет его интеллект.

Детям просто необходимо самостоятельно познавать мир: разбирать будильники, смотреть, как устроены внутри куклы, задумываться почему гремит гром и т.д. ТВ не дает такой возможности. Когда ребенок только начинает смотреть телевизор, он еще общается с персонажами на экране – например, подсказывает зайцу, где притаилась лиса, но очень скоро,  понимает  бесполезность этого, теряет инициативу и превращается в пассивного зрителя: результат - бедность проявляемых эмоций, не сформированность  жизненного опыта, сомнение в своей способности действовать эффективно.

ТВ лишает ребенка чувства озарения, которое возможно, только в процессе самостоятельного, активного поиска ответа на трудный вопрос.

 

Педиатры

Немецкий педиатр Петер Винтерштейн  более 17 лет изучал влияние ТВ

 на изобразительную деятельность 5-6 летних детей.

Так рисуют дети 5 и 6 лет

http://5psy.ru/images/stories/Articles/Mnogo_smotret_televizor_vredno/131052.jpg

 Те, кто смотрит телевизор менее часа в день.

131053

Те, кто смотрит телевизор более трех часов в день.

ТВ явно негативно влияет на способность воображения и интеллект в целом. Ученый утверждает: вред, наносимый психическому развитию маленького ребенка телевизором, сопоставим с вредом от курения во время беременности!

Телевизор –  формирует в сознании ребенка психологию преступника и жертвы

Американские психологи подсчитали: средний подросток к двенадцати годам успевает стать свидетелем 100 000 сцен насилия по телевидению и около

 16 000 убийств.

Американская Академия педиатрии опубликовала основные выводы из  исследований, изучающих влияние сцен насилия на психику ребенка.

1. Дети, смотрящие много передач, содержащих насилие, воспринимают его как допустимый способ разрешения конфликтов.

2. Просмотр сцен насилия делает человека более беззащитным к насилию в реальной жизни.

3. Чем больше ребенок видит насилия на экране, тем вероятнее он станет жертвой насилия.

4. Если ребенок предпочитает смотреть передачи со сценами насилия, он с большей вероятностью вырастет агрессивным человеком и даже совершит преступление. Это подтвердилось 20-тилетними исследованиями в Великобритании и США, которые подтвердили прямую зависимость между злоупотреблением телевизором и ростом преступности.

Замечено, что дети быстрее перенимают агрессию, если телевизионные убийцы представлены привлекательными, уверенными в правильности выбора своего поведения, а так же если сами дети не раз подвергались физическим наказаниям дома.

Увеличение жестокости в детско-подростковой среде сегодня стало обыденным и привычным явлением, практически стерся порог дозволенности. Отличительной чертой современной детской агрессивности становится ее бессмысленность и немотивированность: появляются случаи, когда подростки бьют, а иногда и убивают, друг друга не потому, что они злые или коварные и не ради достижения какой-то цели, а "просто так", потому что на душе пусто и хочется острых ощущений. Сопереживание, жалость, помощь слабому - встречаются все реже.

Здесь представлены далеко не все последствия влияния ТВ на здоровье и психику детей, но даже их достаточно, что понять насколько серьезно, они способны изменить дальнейшую судьбу наших детей. Что делать?

Рекомендации врачей – офтальмологов.

Детям до 3-х лет вообще не рекомендуется смотреть телевизор!

Детям 3-7 летнего возраста можно разрешить просмотр телепередач в течение 15-20 минут, школьникам — 30-40 минут. За это время зрительная нагрузка не принесет существенного вреда. Смотреть можно только в положении сидя: в вечернее время – с включённым светом. Расстояние до телевизора не должно быть меньше трех метров при размере экрана 45-51 с,  при большем размере – расстояние должно увеличиваться.

Родители должны помнить, что зрение у детей снижается постепенно, часто совсем не заметно. Поэтому даже при отсутствии жалоб необходимо своевременно (один раз в год) показывать ребенка детскому офтальмологу. Это даст возможность выявить возможную патологию на ранних стадиях и вовремя начать лечение.

Рекомендации нейробилогов.

Для развития мозга необходимы эксперименты, приключения. Например, рыбалка с отцом или строительство шалаша. Испытания вообще укрепляют потенциал мозга. Дети должны решать как можно больше реальных задач, учиться справляться с проблемами.

Эффективным способом развития мозга – является пение. Когда ребенок поет, его мозг должен виртуозно управлять вибрацией голосовых связок, чтобы воспроизводить звуки с филигранной точностью. При хоровом пении ребенок учится действовать в унисон с другими, а это предпосылка для развития социальных навыков. Кроме того доказано, что пение блокирует центр страха, вот почему люди испокон веков напевают, когда идут по темному лесу.

Обязательно регулярное самостоятельное чтение ребенком! Процесс чтения заставляет мозг совершать множество операций, превращая буквы в слова, слова и фразы в образы и представления - все это результат неимоверной работы воображения.

Советы психологов родителям, как  максимально сократить риски, вызванные воздействием телевизора на детей?

 - Уберите телевизор из комнаты ребенка, не зависимо от его возраста, смотреть он должен в другой комнате и, в идеале, при родителях.

- Бесполезно просто запрещать смотреть ТВ: дети уйдут к друзьям, «добрым» соседям или будут смотреть тайком, обманывать.  Лучше договориться с детьми  о времени, отведенном на просмотр телевизора и о передачах, которые дети могут посмотреть.

-Исключите телевизор из числа участников семейных ритуалов: обедов и ужинов, совместных занятий.

-Не используйте телевизор как звуковой фон.

-Не включайте ТВ с утра, до школы, т.к. дети перевозбуждаются от раннего телепросмотра и умственно раскисают чуть ли не на все утро.

-Не предлагайте детям еду во время телепросмотров,

-Не кормите маленького ребенка грудью перед ТВ. Страх, раздражение,     обиду, сладострастие которые мама может испытывать смотря ТВ, впитываются ребенком вместе с молоком матери.  А это не самое лучшее, что может приобрести ребенок.

- Включайте телевизор, только если собираетесь посмотреть определенную, заранее выбранную программу, и выключайте, как только передача закончилась.

- Телевизор не должен отнимать время от сна. Совместно с ребенком определите время, когда он ложится, и не меняйте его, даже если передача заканчивается позже, чем обычно.

-Устраивайте «день без телевизора». Объясните ребенку, что в этот день лучше заняться чем-нибудь другим, подчеркнув, что это не наказание, а эксперимент или приключение.

- Разговаривайте только при выключенном телевизоре.

- Не предлагайте телевизор вместо себя. Если ребенок хочет побыть с вами, поиграть, почитать, а вы не можете этого сделать, предложите ему игру, в которую он может играть один. Малышам хорошо подходят игры с песком, водой, любыми новыми предметами, более старшим предложите помочь вам или какое-либо творческое задание.

-Не смотрите вместе с детьми фильмы, не предназначенные для их возраста. Содержание некоторых сцен таких фильмов калечит детскую психику, заставляет взрослеть не по возрасту, что не делает детей  счастливыми.

- Выключайте рекламу, или хотя – бы убирайте ее звук, во время семейного просмотра. Помните, маленький ребенок буквально понимает все, что видит и слышит - в результате, вы можете получить запрограммированного человека, убежденного, что самые лучшие из кофе - «Нескафе», из йогуртов - «Данон», а самый достойный образ жизни: иметь много денег, ничего не делать  самому, а только « брать от жизни  все».

- Наблюдайте за тем, что взволновало ребенка, и говорите с ним об этом.

- Формируйте телеиммунитет - учите критически, разумно относиться к информации, предлагаемой в телевизоре:

просите ребенка делать замечания по поводу просмотренного,

научите не принимать на веру все, что показывает телевизор, этим вы поможете ему не путать чье-то представление о действительности с самой действительностью;

рассказывайте детям о приемах, технике создания кино- и телепередач; понимание, как создается телекартинка, позволяет при необходимости защититься от нее и сформировать у детей  нечувствительность к манипуляциям,

объясняйте, что каждое сообщение СМИ несет свои ценности и точку зрения. это научит сравнивать свои ценности с предлагаемыми, покажет, что есть выбор — принимать или не принимать их.

- И главное: все вышеперечисленные советы будут эффективны, только в одном случае, если дети почувствуют, что и в жизни самих  родителей телевизор перестает играть важную роль. 

Что можно предложить ребенку вместо ТВ?

- Прежде всего, самого родителя. Для ребенка - это самое необходимое и бесценное существо на всем белом свете. Ребенку его не заменят даже самые дорогие игрушки, сладости, деньги, билеты в цирк и т.д. Если вы рядом, то старайтесь, по – возможности, все  делать вместе с ребенком: готовить, убирать, читать книги, баловаться, не забывайте целовать его. Если вы далеко, то чаще пишите смс, звоните, говорите, что любите его.

- Активный образ жизни родителей: прогулки, походы, экскурсии, спорт. Если это все не про вас – не огорчайтесь – начинать никогда не поздно! Некоторые впервые встают на ролики  - в 50 лет, что, кроме серьезных болезней, может помешать, нам,  изменить образ жизни? Пожалуй, только лень!

- Если ребенок старше 7-8 лет,  можно завести домашнего питомца и максимально привлечь ребенка к уходу и заботе о нем. Это воспитывает самодисциплину, обогащает внутренний мир ребенка.

 - Радиостанцию «Детское радио» на волне FM 96.8, где хорошие детские песни, сказки, рассказы для детей разного возраста, познавательные развивающие рубрики.

- Начните что– нибудь коллекционировать, создайте домашний музей, в этом вам поможет Юлия Каспарова на сайте  http://2mm.ru/dosug_malysh/672

- Море интересных идей, игр, заданий, которые прогонят скуку, многому научат, сблизят родителей и детей - вы найдете здесь:

 Ш.Фельдчер, С. Либерман 400 способов занять ребенка от 2 до 8 лет

Коннер Бобби. 710 способов оторвать ребёнка от компьютера и телевизора.

Татьяна Толкачева. 10 способов отвлечь школьника от телевизора и компьютера

В заключение:

Телезависимость – явление неврожденное, значит от  родительских  усилий, воли, желания - во многом зависит здоровье и счастье  детей!

Выбор за нами!!!

Используемая литература, источники:

1.Фенева О.И. Проблема организации свободного времени детей и подростков.

http://www.xn----8sbicxjdwbzqdp1b.xn--p1ai/index.php/roditelyam/64-organizatsiya

2.Организация свободного времени школьника.

http://innalitovkina.blogspot.ru/

3.Е.О. Смирнова и Т.В. Лаврентьева. Скрытый вред телевизионного экрана.

 http://adalin.mospsy.ru/

4. Райнер Пацлаф "Застывший взгляд" 

http://www.xpomo.com/ruskolan/tolpa/look.htm

5.Мама, папа, я... и телевизор.

http://semya.potrebitel.ru/data/8/68/06.shtml

6.Глобальный эксперимент над детьми. http://pravdu.ru/

7.Т.Е. Лисицкая. Воздействие рекламы на когнитивные процессы младших школьников. «Современный ребенок. Энциклопедия взаимопонимания». ОГИ, 2006

8.Как отвлечь ребенка от компьютера?

http://digest.subscribe.ru/children/education/n625991897.html

9.Дети и телевизор

http://adalin.mospsy.ru/l_03_00/l_030111.shtml

10.Телеэкран и дети

http://www.city-n.ru/view/104668.html

11.Много смотреть телевизор – вредно!

http://5psy.ru/roditeli-i-deti/mnogo-smotret-televizor-vredno.html

12.Как оторвать ребенка от телевизора и компьютера

http://vlad-psiholog.ru/sovety-psixologa/kak-otorvat-rebenka-ot-televizora-i-kompyutera

13.Виртуальный омут. (интервью с немецким профессором нейробиологом Геральдом Хютером) журнал GEO 05/2011

14.Никита Антифеев видеоролик «ДЕГРАДАЦИЯ С ДЕТСТВА»

15.Игорь Лисица. Как оторваться от телевизора? http://www.therapy.by/articles/kak_otorvatsya_ot_televizora/

16.Альфа - волны и "зомби-ящик".

17.Телевизионная зависимость.

http://www.medhelp-clinic.ru/tv_zavis.shtml

18.Щавелева О.А. Родительское собрание «Телевизор и дети» http://psy.5igorsk.ru

ссылки на исследования зарубежных ученых:

-Kinder- und Jugendarzt, 2006, vol. 37

* «Relationship of  Physical Activity and Television Watching with Body Weight and Level of Fatness Among». The Journal of the American Medical Association, 1998, vol. 279; R. Viner, T. Cole «Television Viewing in Early Childhood Predicts Adult Body Mass Index». The Journal of Pediatrics,  2005, Vol. 147.

«Television Viewing and Aggressive Behavior During Adolescence and Adulthood». Science, 2002, vol. 295,  № 5564.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Телевизор и здоровье наших детей.

Данная публикация содержит информацию для родителей о влиянии телевизора на развитие ребенка....

Статья "Телевизор друг или враг наших детей"

Работая психологом в детском саду, я столкнулась с тем, что не редко в поведении у детей шести лет наблюдаются особенности подросткового возраста. Чаще это свойственно  мальчикам: дер...

Консультация для родителей "Телевизор-друг или враг нашим детям"

Консультация для родителей "Телевизор-друг или враг нашим детям"...

Телевизор и здоровье наших детей.

        Как укрепить и сохранить здоровье детей? Вот вопрос, который волнует всех взрослых без исключения. Все усилия их направлены на обеспечение ребенка. Родители обращают...

Консультация для родителей "Наши дети и телевизор"

Консультация для родителей детей дошкольного возраста о влиянии просмотра телевизора на детей....

Телевизор в нашем доме

конспект занятия ООД в подготовительной группе...

НОД ОО "Познание" для подготовительной группы «Телевизор в нашем доме»

Познакомить детей с историей возникновения и использования телевизора....