Кризис 7 лет. Симптомы. Что делать?
консультация (подготовительная группа) на тему

Егорова Екатерина Владимировна

Кризис 7 лет - неизбежные изменения, через которые проходят дети в подготовительный к школе период. Родителям зачастую сложно понять, что происходит с их ребенком в это время. Мы предлагаем Вам ознакомиться с основными симптомами переходного периода и со способами реагирования на меняющееся поведение дошкольника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon krizis_7_let.doc30.5 КБ

Предварительный просмотр:

Кризис 7 лет

Симптомы переходного периода от дошкольного к школьному возрасту:

  • Ребенок безо всякой причины начинает кривляться, манерничать, капризничать, ходить не так, как ходил раньше.
  • В поведении появляется что-то нарочитое, нелепое, искусственное, какая-то вертлявость, паясничанье и даже клоунада.
  • Может возникнуть новая реакция на указания взрослых: в привычных ситуациях ребенок никак не реагирует на простые просьбы или замечания родителей, делает вид, что не слышит их.
  • Проявляется непослушание, споры со взрослым, возражение по всяким поводам. Например, ребенок может отказываться мыть руки перед едой (хотя раньше делал это) и доказывать, что это делать совсем не обязательно.
  • Он может демонстративно делать то, что является неприятным и нежелательным для родителей. Например, в автобусе ребенок заявляет, что будет объявлять остановки сам. Мать просит его не делать этого, но он еще громче, на весь автобус, объявляет остановки и несмотря на просьбы матери продолжает выкрикивать названия.
  • В семье дети начинают демонстрировать нарочито взрослое поведение. Ребенок может изображать какого-то конкретного члена семьи или стремиться к выполнению каких-то взрослых обязанностей.
  • У детей появляется интерес к своему внешнему виду. Они долго выбирают, во что одеться, спорят по этому поводу с родителями, стараются выглядеть взрослее, часто отвергают предлагаемое платье под предлогом «я не маленький».

Суть этих изменений – утрата детской непосредственности. Это свидетельствует о том, что между переживанием и поступком вклинивается интеллектуальный момент – ребенок хочет что-то показать своим поведением, придумывает для себя новый образ, хочет изобразить то, чего нет на самом деле. Его переживания и действия согласуются с представлениями и знаниями о том, как надо.

Нарушение правил является следствием их осознания и возникшего отношения к ним. Прошлый, детский образ жизни обесценивается, отрицается, отвергается. Ребенок пробует взять на себя новые обязанности и занять новую позицию – позицию взрослого. Одновременно с симптомами «странного поведения» и «трудновоспитуемости» возникают важнейшие позитивные новообразования этого периода – критичное отношение к себе и своим поступкам, осознание своих социальных ролей, произвольное поведение, соотносимое с требованиями, осознание и понимание собственных переживаний, расширение жизненного мира ребенка, расширение сферы социальных контактов, установление устойчивых контактов со сверстниками,

Рекомендации:

  • Не вмешивайтесь в те дела, которыми занят ребенок, если вас об этом не просит он сам. Дайте понять ему, прочувствовать, что он сам может справиться со своим делом.
  • Постепенно передавайте ребенку ответственность за его личные дела. Расширяйте сферу его прав, не забывая о передаче обязанностей.
  • Не бойтесь давать ребенку иногда сталкиваться с отрицательными последствиями его действий, это даст ему возможность научиться вести себя более осознанно.
  • Старайтесь договариваться, объяснять, разъяснять, почему в вашей семье действуют те или иные правила поведения. Почему вы предъявляете те или иные требования к ребенку, при этом не забывайте и лично выполнять их.
  • Не забывайте поддерживать, поощрять то поведение, которое вас устраивает. И пропускайте мимо то, что считаете неприемлемым, неправильным. В противном случае у ребенка не будет ориентиров, что хорошо, а что плохо, что можно, а что нельзя, и он будет строить свое поведение, исходя из случайного стечения фактов.
  • Когда чему-либо учите ребенка, а мы учим его всю нашу совместно проживаемую жизнь, не забывайте задаваться вопросом: «А что будет потом? Что будет дальше?». Поддержали вы сегодня какой-то поступок ребенка, задайте себе вопрос – хорошо ли будет, если так же он будет себя вести всегда.
  • Сделайте все возможное, чтобы ребенок был готов к совершению очень важного в жизни шага, то есть готов пойти в школу, причем во всех отношениях – интеллектуально, социально, мотивационно.